Метод тригонометрического параллакса

Людмила Громова 1
На Дне рождения у бабушки было шумно и весело: кроме повзрослевших внуков, пришли ещё и четверо младших. Набегавшись, дети заинтересовались старыми книгами. Среди них оказались даже учебники восьмидесятых годов.
Забравшись с ногами в кресла, две девятилетние кузины занялись изучением серьезных наук. Маша сосредоточенно читала толстую «Физику» для техникумов, Даша же углубилась в учебник истории. Стало тихо, почти как в библиотеке. Взрослые вели себя смирно, а другие две сестрички, совсем ещё маленькие, резвились в соседней комнате, откуда раздавались лишь приглушённые звуки.
 – Маш, дай физику почитать, – вдруг нарушила тишину Даша, отложив изучение истории до лучших времён. У Маши в руках было два почти одинаковых учебника (только разных годов), один из них она и дала несостоявшемуся историку. Сестры опять уткнулись в книги.
– Что такое гипотеза? – неожиданно спросила Маша.
– Это что-то типа мифа, – ответила коллега.
– Гипотеза – это научное предположение, – уточнила Маша.
Даша спорить не стала.
– Мам, что такое метод тригонометрического параллакса? – теперь Маша обратилась ко мне.
– Не знаю, – честно призналась я.
Маша стала разбираться с этой проблемой самостоятельно и через несколько минут воскликнула:
– Я поняла!
– Ну и что же это? – с недоверием вопросила я.
– Это когда смотришь на палец, закрываешь один глаз, и палец оказывается в другом месте.
Маша отвела руку и стала внимательно разглядывать свой палец, прищурив один глаз. Подтвердив теорию практикой, она с удовлетворением продолжила чтение. Вскоре выдала ещё одно определение:
– Базис – это расстояние между точками, из которых производится наблюдение.
– Базис – это круто! – не отрываясь от книги заметила Даша.
– Мам, а ты знаешь, что такое базис? – Маша точно решила меня проэкзаменовать.
– Ты же только что прочитала это, – ушла я от ответа.
Маша ещё раз торжественно зачитала определение базиса, потом резюмировала:
– Короче, базис, это расстояние между глазами!
Даша решила не ударить лицом в грязь и тоже поделилась приобретёнными научными знаниями.
– Понятие о вязкости среды. Ламинарное течение жидкости… Силы противодействия, обусловленные движением какого-либо тела в жидкой или газообразной среде, называются силами сопротивления среды, – зачитала Даша и предоставила слово коллеге. – Маш, а что такое три… тригоно…
– Тригонометрический параллакс? – пришла на помощь Маша.
– Да.
– Параллакс, это изменение направления на предмет при перемещении наблюдателя, – чтобы не быть голословной, Маша зачитала определение из учебника.
Дарья восприняла эти слова с недоверием. Неудивительно: у Маши ведь учебник был более старый. Вдруг эти сведения о параллаксе уже безнадёжно устарели? Наука-то на месте не стоит…
– Короче, параллакс, это когда палец раздваивается, – разрешила Маша сомнения коллеги.
Даша посмотрела на неё с уважением:
– Маш, давай вместе физику учить.
– Давай. Я, может быть, буду учителем физики. Или поваром… – поделился своими мечтами будущий ученый-повар.
– Маш, а там не написано, почему, если человек далеко, то мы его можем двумя пальцами обхватить, – и Даша мысленно «обхватила» своими пальчиками воображаемого далёкого человечка.
– Потому что Земля круглая, – авторитетно ответила Маша.
– Но она немного растянута, – неуверенно возразила Даша.
– Нет, не растянута, а приплюснута.
В научную полемику бесцеремонно ворвалась годовалая Соня, притащив толстенный учебник по элементарной математике. Но выразить на этот счёт мнение математики Софии так и не удалось: говорить она ещё не умела.
И только трёхлетняя Оля не принимала участия в серьезных разговорах. Она подходила ко всем по очереди и самым легкомысленным образом чмокала в лоб или щёку.