1812 Сабельный удар ч 204

Валерий Жуков 2
ч 204
Сабельный удар

Задумав изначально точный  сабельный удар,
Вскрывавший оборону русских с ходу,
Наполеон искал от Бога встречный дар,
Седлавший на коне войны свободу.

Снимавшую страх смерти в наступающих  войсках,
Идущих в пекло дикой страсти  по приказу,
Восторг кумира испытав от радости в умах,
Вернувший им покой и счастье веры сразу .

И залпы батарей слились со взрывами гранат,
Окутав дымом жерла пушек и прислугу,
Они взывали к битве Дух Величия солдат,
Привыкших доверять в войне друг другу.

За строем строй смыкая повелением решений,
Зовущих превзойти в любви себя,
Ворваться первым на вершину русских укреплений,
И заслужить из рук Наполеона боевые  ордена.
 
Кумиром стать в минуту вечной славы,
Соединившись со знамением времён,
Примером счастья и  Величия Державы,
Свободой управлять с кумиром в унисон.

Прошедшему Аркольский мост со знаменем исхода,
Став знаком Бога  у Европы на глазах,
И олицетворяя лично вечный Дух Свободы,
Тиранов троны опрокинув радостью в умах.

Свет справедливости взывая в счастье сечи,
Исполнив в жизни Дух святых чудес,
Собрав всю силу повелителя наречий,
Свершить назревшие веления с небес.

Рок,обьявив итогом века и свободы рода,
Воззвавшего в Душе природу счастья и любви,
Менять величием  французского подхода,
Мир,покоряя повелением войны.

И первый вал Великой Армии с огромной силой  ,
Взошёл к холмам всё обложив огнём окрест,
Разбившись о Величие Усилий ,
Воззвавших в доле рода Вечной Славы Крест.

               К вечеру 25 августа вся армия Наполеона стояла между д. Валуевой и вокруг Шевардинского редута, примыкая к старой смоленской дороге, следовательно, против центра и левого фланга нашей позиции. Заметив это, Кутузов приказал 3-му корпусу Тучкова 1-го и 7.000 московского ополчения перейти к д. Утице, чтобы прикрыть старую смоленскую дорогу.
Между тем Наполеон, возвратясь с вечерней рекогносцировки и очень довольный тем, что русские не уходят, сделал следующие распоряжения для атаки на следующий день: Понятовскому овладеть д. Утицей и обходить левый фланг нашей армии; трем дивизиям корпуса Даву, Нею, Жюно и Мюрату, с тремя корпусами резервной кавалерии, атаковать Семеновские высоты; корпусу вице-короля, с двумя дивизиями корпуса Даву и с резервным кавалерийским корпусом Груши, овладеть с. Бородином и потом обратиться на центр нашей армии. Гвардия оставлена в резерве у Шевардина. Атаку на Семеновские батареи должны подготовить 102 орудия Даву, гвардии и Нея. Кампан, которому император дал личные указания, должен был первый повести атаку на Семеновские укрепления.
Для удобства сообщения через Колочу, французы навели четыре моста выше Бородина, а на случай неблагоприятного оборота дела построили сильные батареи против Бородина, перед Шевардинским редутом и близ Утицкого леса.
26 августа, на рассвете, обе армии стали в ружье. Но еще перед рассветом грянул пушечный выстрел с нашей батареи от Семеновского; показалось, что неприятель приближается. Ошибка вскоре разъяснилась, и после первого выстрела все смолкло. Услышав звук выстрела, Кутузов, не спавший, сел на лошадь и поехал на батарею к д. Горкам.
Почти в то же время и Наполеон скакал к Шевардинскому редуту. Заря занималась, туман рассеялся, блеснул первый луч солнца. «Это солнце Аустерлица!» сказал Наполеон, возбуждая настроение войск, готовых уже ринуться в атаку, после прочтенного им приказа, сулившего легкую победу и скорое окончание войны. Наполеон расположился около редута и не покидал своего места до четырех часов дня.
В половине шестого со стороны Шевардинского редута раздался густой одинокий выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; затрещала и ружейная перестрелка и вскоре огонь охватил все видимое поле сражения. Град ядер, гранат, картечи и ружейных пуль из 1.500 орудий и 250.000 ружей в течение всего дня потрясали и воздух и землю под ногами бойцов, посылая смерть во всех направлениях, и, казалось, что никому не суждено спастись из этого ада. Трудно проследить за всеми перипетиями этого изумительного побоища. Постараемся обрисовать его в крупных чертах.
          Французские батареи, выехавшие на позицию у Шевардина, не достигали результата; их велено было передвинуть вперед на дистанцию 1.600 шагов. В 6 часов утра дивизия Дельзона произвела атаку на с. Бородино, к которому, под прикрытием тумана, подошла совершенно неожиданно и выбила оттуда наших гвардейских егерей; преследуя, французы перешли по мосту через р. Колочу, но были отброшены назад с большим уроном; мост был нашими сожжен.
           В то же время, т.е. в 6 часов утра, и Даву повел атаку на Семеновские флеши с левого их фланга; после чрезвычайно упорного боя французы ворвались в них, причем Даву был контужен, генералы Кампан и Дессе тяжело ранены; впрочем, русские скоро их выбили и заставили отступить. В 7 часов развернулся корпус Нея и повел атаку на флеши тремя дивизиями с фронта, а через полчаса правее Даву начал развертываться корпус Жюно.

«Отечественная война и Русское общество» Том 4 .
энциклопедическое издание в семи томах по истории Отечественной войны 1812 года, изданное в 1911 году к столетнему юбилею событий 1812 года товариществом И. Д. Сытина в Москве.
ОВИРО составлено под общей редакцией Исторической Комиссии ОРТЗ, возглавлявшейся А. К. Дживелеговым, С. П. Мельгуновым и В. И. Пичетой; в том же году Историческая Комиссия ОРТЗ также выпустила шеститомник «Великая реформа: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем » (к 50-летию крестьянской реформы 1861 года).
Среди авторов статей и редакторов разделов ОВИРО — К. А. Военский, М. В. Довнар-Запольский, И. М. Катаев, Б. М. Колюбакин, Н. П. Михневич, В. И. Семевский.