Паустовский и Бунин

Сергей Жигалин 12
"Жизнь каждого – безвестного и великого, безграмотного и утонченного – всегда таит саднящую тоску о другом, более радостном существовании. Так рождается тоска по раю, по стране обетованной, грезы поэтов, системы философов, переливающееся из одной эпохи в другую томление по недосягаемым краям. "О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, о, как ты бьешься на пороге как бы двойного бытия!…"
                Константин Георгиевич Паустовский

Иван Алексеевич Бунин сыграл значительную роль в творческой судьбе Константина Георгиевича Паустовского.

В конце 1916 года начинающий литератор Паустовский послал Бунину - мэтру,  Академику изящной словесности, лауреату Пушкинских премий подборку своих стихов. А в феврале 1917-го Константин был на встрече с писателями... Вот как сам Константин описывает свои впечатления в письме к супруге:
 
Е. С. ЗАГОРСКОЙ-ПАУСТОВСКОЙ  16 февраля 1917 г. Москва
"Вы сидите и коснеете в Ефремове, и мне вас жаль. Вчера я был на лекции о русском писателе,— Анна Ахматова прострелила меня своими египетскими глазами. ...по-английски строг, изыскан и стар был Бунин с глухим голосом и легким хохлацким акцентом. И просто одетый, суровый, измученный, с презрительной складкой у губ и умным квадратным лицом Шмелев — самый молодой, резкий и отчеканенный...
Но почему-то всё это показалось мне отжившим, старым, не волнующим. Для меня были только двое — Бунин и Шмелев. Бунин, спокойный, тонкий, задушевный,— чеканил свои стихи и волновал. У него редкие тонкие руки. Шмелев бросил публике в ответ на жалобы на оскудение литературы — «Каждое общество заслуживает своих писателей. Гения надо заслужить..."

Большое впечатление производит на Паустовског, часто бывающего у жены в Ефремове, известие о том, что и сам Бунин нередко гостит здесь, в уездном захолустье, у матери и брата.
"С той минуты, как я узнал, что здесь бывает И. Бунин, Ефремов сразу преобразился для меня: Тогда в Ефремове вошла в меня бунинская Россия и завладела мной надолго", - писал Паустовский.


 Через некоторое время Константин получает от признанного писателя открытку. «Вы живете напетым со стороны». Именно Иван Алексеевич посоветовал юному поэту больше не писать стихов, а все силы, весь свой талант повернуть в сторону прозы: "Думается, ваша настоящая поэзия - в прозе. Именно здесь, если сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сможете достичь чего-нибудь значительного", - писал Бунин Паустовскому в 1917 году. С тех пор Паустовский стихов не писал.

Короткая рецензия Бунина в литературной судьбе Паустовского обернулась настоящим пророчеством. Открытка стала импульсом к творческому самоопределению Константина Паустовского. Он прославится как прозаик, но привнесет в прозу ту тонкую лиричность и музыкальность, которые свойственны поэзии.

Вторая встреча состоялась в 1919 году, в Одессе. Тогда Паустовский сотрудничал с одной из газет и «однажды в редакцию пришел Бунин». Паустовский «не решился даже слова вымолвить при нем и только изредка взглядывал на него, боясь встретиться с ним глазами».

И всё-таки Бунин - хотя и через много лет - признает талант и мастерство Паустовского.
В 1947 году на адрес журнала «Вокруг света» придет открытка из Парижа от Ивана Бунина - отзыв на опубликованный там рассказ Паустовского «Корчма на Брагинке». Послание было обращено к Паустовскому, но поскольку адреса его Бунин не знал, то обратился в редакцию. Так через 30 лет после первого напутственного слова для неизвестного молодого поэта, Бунин в обращении к Паустовскому написал: " Дорогой собрат, я прочел ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго! Ив. Бунин ".

Проза Паустовского взволновала Бунина. И не случайно. В первых главах “Повести о жизни” Бунин угадал возрождение русской литературы. Он написал из Парижа в Россию трогательное письмо, которое могло для Паустовского выйти боком. Но обошлось. Паустовский всегда был какой-то антисоветский и дореволюционный. Похоже, что в XX веке он находился, как в эмиграции из прошлых времен. В 1956 году была издана его “Золотая роза”. Книга над временем и поверх всех барьеров. Об Андерсене, о Грине, о художниках всех времен и народов, о творчестве, о вдохновении. Сегодня эта вещь читается, как жития святых, хотя мы-то знаем, что художники отнюдь не святые, скорее наоборот. Но Паустовский писал не о художниках, а о творчестве. Все мимолетное, наносное выведено за скобки. Золотая роза отлита из ювелирной золотой пыли. Такова же и проза Паустовского.
                Константин Кедров


Много строк у К. Г. Паустовского будет посвящено И. А. Бунину. Он цитирует любимого писателя в «Дыме отечества», «Живом и мертвом слове», «Амфоре», напишет о нем в «Повести о жизни» и «Золотой розе», а также предисловие к первому собранию сочинений Бунина в СССР (1955).

 В 1960 году состоялся памятный вечер, посвященный Бунину, где Константин Георгиевич держал слово о писателе, так значительно повлиявшем на его собственную судьбу.
В 1962 году Паустовский оказавшись за границей, побывал в Грассе, где подолгу жил Бунин, и на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, где он был похоронен в числе многих русских эмигрантов.

Если вглядеться в творчество и Бунина и Паустовского, то можно найти много общего. Итоговой книгой того и другого стали повести, в большой степени автобиографичные и где в наивысшей степени проявился талант писателей. У Бунина это «Жизнь Арсеньева», у Паустовского - «Повесть о жизни».
Еще одна сторона художественного творчества, которая объединяет Паустовского и Бунина – новеллистика. Как известно, Бунин уже современниками считался непревзойденным новеллистом. Паустовский, в свою очередь, добился в этом жанре высокого мастерства. Такие произведения, как «Снег», «Дождливый рассвет», «Телеграмма» стали неповторимыми образцами русской новеллы.

На примере К. Г. Паустовского и И. А. Бунина мы видим особую мудрость преемственности в русской литературе. Паустовский и Бунин – писатели разных поколений. Бунина хочется отнести к классической школе века ХIХ-го, он выступает как наследник литературной традиции. Паустовский, пройдя через увлечение литературными веяниями, которые принесло ХХ столетие, преодолевает их в своем творчестве, оставив все лучшее, что способны дать они, в языке. Он приходит к такой же кристально чистой, лирично-музыкальной прозе, которая с самого начала отличала Ивана Бунина от многих писателей.



Источники: Интернет,   
https://vk.com/topic-1902233_26971604
Надежда Григорьева

См. Паустовский. Родина и Бунин  http://www.stihi.ru/2017/05/31/7871   

«Доктор Пауст. О нём»:  http://www.stihi.ru/2017/09/26/202

К 125-летию со дня рождения К. Г. Паустовского. 1  http://www.stihi.ru/2017/05/24/1420

«К. Г. Паустовский. К 125-летию со дня рождения. 2»
http://www.stihi.ru/2017/05/21/2814