И громом в мозг внезапно тишина, Бабий Яр

Светланка Шишкина
Война в свои бросала жернова
Не только воевавших мужиков.
На жизнь фашисты отняли права
У женщин, у детей, у стариков.
Земля стонала, впитывая кровь,
Померкло солнце, не росла трава.
Врезалась в сердце Киева юдоль
И были попраны простых людей права.
А люди не хотели умирать,
Лежать позорно голыми в пыли.
Собою прикрывала сына мать,
Кричала, умирая: "Убеги!".
И с крестиком подаренная жизнь,
Чтоб после описал он смерть людей,
И чей-то тихий шёпот: "Дочь, держись,
Мы ночью доберёмся до людей".
Но нелюди не пощадили мать,
Не пожалели маленьких детей.
Они пришли карать и убивать
И сеять в землю тысячи смертей.

           *  *  *
От скуки зевает и есть хочет фриц,
В глазах зарябило от голых девиц.
Устав от бессонниц и прожитых дней,
Он, щёлкнув затвором, снимает людей.
Беспомощных, жалких, постыдно нагих:
"Вот этот жидяра, а прошлый был псих,
Щенок возле мамы и старый еврей.
Пустить бы на мыло их, недолюдей."
Пульсирует ровно арийская кровь,
Неведомы фрицу ни боль, ни любовь.
Но руки марать он не хочет об них,
Украинцы пусть убивают своих.
Пускай сапогами их топчут тела,
А фрица хохлушка на ужин звала.
Ни ужас, ни совесть не строят преград,
Фиксирует боль навсегда аппарат.
Он вставит их фото в семейный альбом,
Чтоб дети гордились отважным отцом.
Скорей бы всё кончилось, этот их вой,
Скорее пойти бы к хохлушке домой,
Там будут заботливы с ним и нежны,
А если свезёт, он с ней снимет штаны.
Скорее, украинцы, бейте своих,
Ведь это не люди - еврей или псих,
Цыгане, калеки, советская тварь...
С печей вырываются копоть и гарь.

           *  *  *
Земле тяжело.
                У земли тоже есть предел.
Не может принять
                земля столько мёртвых тел.
И воет земля
                ветрами - своей тоской,
А ров засыпают
                расстрелянных тел горой.
Не важно, кто чем был
                в обычной судьбе богат,
Назвали их чернью
                и черви их осквернят.
И детское тельце
                брезгливо толкнёт сапог,
И кровью еврейской
                насытится фрицев бог.
          
               *  *  *
Возможно ли такое нам забыть?
Возможно ли простить своих врагов?
Потомкам их вину не искупить,
В детей стрелявших, в женщин, стариков.

Но не прошло с тех пор и сотни лет,
Картину представляют нам иной
И покаяния у их потомков нет,
И вновь встают они в нацистский строй.

И вновь готовы всё вокруг крушить,
И ищут, кто здесь недочеловек
И стариков лишают права жить,
И даже крест уже не оберег.

В крови, наверно, это - предавать,
Считать, что русский твой сосед - изгой
И как тогда - безжалостно стрелять
И мёртвых присыпать сырой землёй.

И Киев в сорок первом боль узнал,
Как вся, тогда советская земля.
Хранит потомкам память Бабий Яр,
Забыть его трагедию нельзя.

Победа воздвигалась на крови,
Навечно в память врезалась война
Там по-немецки крикнуто "Пали!",
И громом в мозг внезапно - ТИШИНА.

             20.05.2017

"Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.
Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти) тысяч человек. Это количество не включает малолетних детей до 3-х лет. По мнению некоторых исследователей, в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около ста пятидесяти тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины). Из Бабьего Яра спаслось 29 человек.
На территории Бабьего Яра находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам.
Холоко;ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ;;;;;;;;;; — «всесожжение»):
в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны;
в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.
Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Точное место расстрела неизвестно
27;28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За невыполнение приказа полагался расстрел. По городу было расклеено около 2 тысяч объявлений. Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев.
В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы в насыпи на краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю находился пулемётчик. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землёй.
... при участии двух команд полицейского полка «Юг» и украинской вспомогательной полиции.
Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов.
По разным подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек."

                Википедия

"Бабин Яр став всесвітньо відомим через масові розстріли, переважно євреїв, у 1941—1943 роках, здійснені німецьким окупаційним командуванням під час Другої світової війни.
Під час німецької окупації Києва у 1941—1943 роках Бабин Яр став місцем масових розстрілів німецькими окупантами мирного населення і радянських військовополонених; євреїв та циган — за етнічною ознакою, а також партійних та радянських активістів, підпільників, членів Організації Українських Націоналістів (переважно членів ОУН-м), заручників, «саботажників», порушників комендантської години та інших.
Трибуналом по айнзацгрупах (англ. The Einsatzgruppen Case) встановлено, що розстріли 29 та 30 вересня 1941-го року в Бабиному Яру виконувала Зондеркоманда 4а Айзнатцгрупи С під керівництвом штандартенфюрера СС Пауля Блобеля за підтримки двох підрозділів полку поліції «Південь» — 45-го і 303-го батальйонів поліції (нім. Polizei-Bataillon) порядку.
У публіцистичних статтях різних авторів можна знайти документально не підтверджену інформацію про участь українців у розстрілах, ], зокрема Буковинського куреня, набраного переважно з етнічних українців «Трансністрії» — зоні окупації України Румунією), а загально-військові одиниці Третього Рейху, в яких служили не тільки німці, набиралися і в самому Києві з числа місцевого населення, яке не було євреями чи комуністами/комсомольцями та знало німецьку мову.
За свідченнями очевидців, у Бабиному Яру ховали жертв Голодомору 1932—1933 років.
Голодомо;р 1932—1933 років — геноцид українського народу, організований керівництвом ВКП(б) та урядом СРСР у 1932–1933 роках шляхом створення штучного масового голоду, що призвів до багатомільйонних людських втрат у сільській місцевості на території Української СРР та Кубані, переважну більшість населення якої становили українці. Викликаний свідомими і цілеспрямованими заходами вищого керівництва Радянського Союзу й Української СРР на чолі зі Сталіним, розрахованими на придушення українського національно-визвольного руху і фізичного знищення частини українських селян."

                Вікіпедія


Люди, спасшиеся из Бабьего Яра:
Геня Яковлевна Баташева (1924)
Семён Борисович Берлянт (1910)
Давид Иосифович Будник
Владимир Юрьевич Давыдо
Раиса Генриховна Дашкевич (1916)
Яков Абрамович Капер
Елена Ефимовна Бородянская-Кныш (Сумела упасть в яр перед самыми выстрелами и прикрыла собой тельце ребёнка. Ближе к утру она с ребёнком смогла выбраться в город и бежала в село)
Людмила Бородянская-Кныш (3-х или 4-х летняя дочь Елены Кныш. Мать накрыла её своим телом в яру)
Ф. Завертанный
Дина Левина
Раиса Майстренко (Единственная, кто спасся из Бабьего Яра и до сих пор жива в Киеве. Ещё трое живут в США, (а один жил в Санкт-Петербурге, но к 2011 году ушёл из жизни)
Л. Островский
Дина Мироновна Проничева (Дина Мироновна Вассерман) (1911) (Смогла прыгнуть в яр за момент до выстрела Умерла в 1977 году)
Михаил Ситко
Яков Андреевич Стеюк (1915) (Один из спасшихся участников массового побега (в ночь с 28 на 29 сентября 1943). С 30 ноября 1943 года — в действующей армии. Сапер, потом переводчик в разведотделе, переводчик в отделе контразведки. Умер в 1985 году)
Сергей Сергеевич Таужнянский (1926) (Какая-то женщина отдала его матери маленький крестик на цепочке, а мать повесила его Сергею на шею. Сергей показал нацисту крест и сказал, что он не еврей. Нацист попросил его собрать для него деньги, которые валялись на земле, а потом они выехали на машине и он отпустил Сергея)
Захар Абрамович Трубаков (1912)
Рувим Штейн (1926) (В Яру погибли сестра и мать. Перед смертью мать крикнула «Беги» и Рувим смог спастись)
Неся Эльгорт (1926)
Яков Экель («Отец столкнул меня в один из оврагов, и сам последовал за мной. По оврагу мы выбрались на кладбище, где дождались глубокой ночи и затем ушли в село на родину отца. Там, через несколько дней, отец был задержан гитлеровцами и расстрелян, а я некоторое время скрывался у знакомых…»)
Из 29 человек 18 спаслись после того, когда ночью 29 сентября 1943 года в Бабьем Яру произошло восстание людей, работавших у печей. Из 329 восставших заключённых-смертников 18 человек смогли бежать, а остальные 311 были расстреляны

.................