Сказки бабушки Агафьи. Сказка пятьдесят шестая

Марина Бычковская
Что такое ЯМБ?
 
 
ЯМБ (греч. ;;;;;;) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий . Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.
2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге . Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи Реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.
Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я.
(главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).
Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:
 
И ночи — короче, и тени — светлей,
Щебечет, лепечет весенний ручей...
 
 
Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:
 
И ночи —
короче,
и тени —
светлей,
Щебечет,
лепечет
весенний
ручей.
 
Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:
 
По|слу;шай, муз не|ви;нных /\
Лу|ка;вый клевет|ни;к! /\ /\
 
В ти|ши; полей пус|ты;нных /\
При|ро;ды уче|ни;к, /\ /\
 
По|э;тов грешный | ли;к /\ /\
Ум|но;жил я со|бо;ю, /\
 
И | я; главой по|ни;к /\ /\
Пред | ми;лой суе|то;ю. /\
(А. Пушкин)
 
Я | зна;ю —
город | бу;дет, /\
я | зна;ю —
саду | цве;сть, /\ /\
 
ког|да;
такие | лю;ди /\
в стра|не;
советской |
е;сть! /\ /\
(В. Маяковский)
 
Обычный русский четырехстопный Я. — это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде — два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд |||. Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой — трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме:
 
Для бере|го;в отчизны | да;льной /\ /\ | /\
Ты поки|да;ла край чу|жо;й; /\ /\ /\ | /\
В час незаб|ве;нный, в час пе|ча;льный /\ /\ | /\
Я долго | пла;кал пред то|бо;й. /\ /\ /\ | /\
(А. Пушкин)
 
Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами:
 
 
Весенней | я;блони, в не|та;ющем сне|гу;,
Без содро|га;ния я | ви;деть не мо|гу;.
(И. Северянин)
 
Пятистопный Я. — это трехкратный четырехдольник второй:
 
Под | елью изну|ренной и гро|моздкой, /\
Что | выросла, не | плача ни о | ком, /\ /\
Ме|ня кормили | мякишем и | соской, /\
Пар|ным голубо|ватым моло|ком. /\ /\
(Б. Корнилов)
 
Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой:
 
 
Поэт! не дорожи | любовию народной:
Восторженных похвал | пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм.
(А. Пушкин)
 
Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется:
 
В крылатом | до;мике вы|со;ко над зем|ле;й, /\ /\ /\ | /\
Двумя ре|ву;щими мо|то;рами вле|ко;мый, /\ /\ | /\
Я проле|та;л вчера до|ро;гой незна|ко;мой, /\ /\ | /\
И обла|ка;, скользя, тол|пи;лись подо | мно;й. /\ /\ /\ | /\
(Н. Заболоцкий)
 
Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй):
 
За|ря, заря ве|черняя,
Иг|ра, игра ве|селая!
Уж | я, млада иг|рать пошла,
Иг|рать пошла, ра|зыгрывать.
Кри|чит-звенит све|кор в окно:
«Сно|ха, сноха, до|мой пора!»
Уж | я, млада, не | слушала,
Иг|ры своей не | портила.
По|друженек не | гневала...
 
Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
 
Ср. Частушка, Четырехдольник, Шестидольник.