Книгочей

Белое Море
                Без книги в мире ночь, и ум
                людской убог,
                Без книги, как стада,
                бессмыслены народы.
                В ней добродетель, долг, в ней
                мощь и соль природы,
                В ней будущность твоя
                и верных благ залог.

                Виктор Гюго


Было ли это, не было ли этого, теперь трудно сказать.  Невозможно даже узнать, на нашей ли планете происходили события, описываемые здесь. Но время донесло эту историю и до нас.
***
В одном из государств тех мест, в один из самых обычных летних дней, по высокому распоряжению Главного управителя постановлялось, что книги, изданные и напечатанные во все времена, должны быть принесены, конечно, если они имеются в домах жителей, во дворец главного управителя.
Распоряжение было оглашено на главных площадях всех городов и селений государства.
Оно не подлежало обсуждению кем бы то ни было.

Взамен принесенных и сданных книг жителям предлагалось освобождение от работы и содержание за казенный счет. За одну книгу давали год свободной от работы жизни и выплачивали содержание за весь срок отдыха.
На следующий же день у дворца было не протолкнуться. Народ неиссякаемой полноводной рекой тек ко двору правителя. Книгами были уставлены все столы приемщиков. Потом из них выросли пирамиды, превратившись в гору невиданных размеров. Текла и текла эта людская река. И казалось, что нет исхода ей.

Но всё имеет обыкновение заканчиваться. И здесь обмельчал поток. Книги, все книги из домов больших городов и мельчайших сел были принесены и сданы во дворец. Дальнейшая судьба отданных книг никому не была известна.
Разнеслось по стране той веселье с той поры. Гульбище в государстве пошло. Спали теперь жители до обеда, а кто и до вечера умудрялся. Вечером устраивали балаганы, открытые до утра, пили допьяна, ели до упада, танцевали только те, кто еще мог стоять на ногах, потом почти замертво падали, не дойдя до дома.

Много ли лет прошло, мало ли, но люди забыли о книгах, сданных ими когда-то, забыли о работе, забыли, что такое знание, умение, чтение.
Правда, книги и сейчас можно было найти на прилавках редких лавочек. Но они не нужны были никому. Читать не умел никто. Изредка только, если обложка книги привлекала покупателя своими вычурными узорами, то находила она себе приют на видном месте в доме. Она была красивым оформлением жилища. Не открывая перед владельцем своих тайн, своего тонкого искусства, красоты и сути своей.

Работать все же со временем пришлось. Истек срок беззаботной жизни за сданные некогда книги. Дома потихоньку приходили в негодность, ветшали и рушились. Их приходилось вольно или невольно приводить в порядок. Еда потихоньку заканчивалась, ведь ни поля не засевались, ни кузни не работали, да и животные, когда-то содержавшиеся в каждом доме, разбрелись в поисках пропитания по лесам и весям.

В один из череды грустных дней того периода жизни этого государства, появился в главном городе мальчишка. Внешне ничем он не отличался от сверстников своих. Но при нем была грамота, которую он показывал в лавочках, в которых продавались книги.
Прочитать свиток не могли, но печать правителя, стоящая под неведомыми каракулями письма сего, убеждала держащих её в руках, что грамота сия подлинна.
И мальчишке беспрекословно давали книги, не требуя платы. А свиток тот гласил, что подателю сего документа можно выдавать беспрепятственно книги, которые он затребует, что это необходимо в целях безопасности государства.

Верили ему беспрекословно, будто мальчишка сам правитель. И давали ему книги, которые он просил.
Уходя за задворки городка, он забирался на старинный и заброшенный ныне маяк, и там, на самом верху, где ветер трепал его светлые кудри, с упоением погружался в книгу. И переставал существовать для него внешний мир, с его безобразными домами, с хилыми лачугами, с лицами людей, полными безразличием к работе и к жизни.
И именно на этой высоте, мальчишке, обдуваемому всеми ветрами, и пришло решение научить жителей этого государства читать.

Книги, когда-то изгнанные по чьей-то злой воле из жизни людей, унесли из этой страны с собой ту красоту мира, которой сейчас так не хватает жителям.
Жители гибнут без умений и знаний, даже такому юному созданию это было понятно.
Тяжко жить без радостей, только с заботами и делами. Но с умениями и знаниями дела работа приносит в жизнь столько тепла, столько радости, что хочется петь, мечтать и летать.

В книгах столько всего прекрасного. Там - красота жизни, там видения лучшего, тишина и радость, грусть и восторг, мечты и подвиги.
Хоть и мал был мальчишка, но сообразителен. Понял, что увлечь чтением и мечтами о лучшем лучше всего ровесников. Зная, с чего следует начать и как продолжить задуманное, он принялся за дело.
Когда он только пришел в края эти, по дороге от маяка к городу ему встречались дети разного возраста из пригорода, с ними-то он и решил познакомиться для начала.
Знакомство состоялось ближе к вечеру, когда Марл, так звали мальчика, умеющего читать, спустился с верхушки маяка.

Дети, обступив незнакомца, пытались закидать его репейником, крича от восторга, если колючка цеплялась за одежду и волосы Марла.
Отважный книгочей тут же вступил в бой, набрав полную горсть колючих снарядов. И так же весело кричал и радовался, если удавалось попасть в цель. Набегавшись в высокой траве поля окружавшего маяк, дети, устав, собрались разойтись, но как-то нехотя это проявлялось в них. И вот самый смелый и отважный боец из местного племени обратился к Марлу: «Приветствую тебя, о, незнакомец, на нашей земле, да будет тебе почет от нашего рода Репейников!»

А потом совершенно запросто подошел к Марлу и обнял его, будто брата.
- Ты меткий стрелок! Нам такие, как ты, нравятся. Кто ты такой, скажи нам. Откуда ты? Хоть и не отличить тебя от нас, но всё же есть в тебе что-то такое, что заставляет нас отнестись к тебе с глубоким уважением.
Показав на себя рукой, мальчик назвал свое имя: «Я Рен Репей младший».
Марл с удовольствием ответил на приветствие местных ребят и Рена: «Здоровья вашему племени Репейников из страны Вечного Гора от Марла - предводителя рода книгочеев!»
И продолжил, увидев округленные глаза окруживших его детей: «Я, Марл, по велению правителя нашей величайшей страны отправился в странствие по государствам соседним для того, чтобы понять, что необходимо сделать в нашей стране, чтобы люди жили счастливо и долго, чтобы никогда не знали бед, чтобы радость царила в школах и в домах, чтобы жизнь для всех стала песнью!

Но исходил я немало дорог, видел я множество людей, и пока не увидел того, чему следовало бы научиться нам именно в вашем государстве. Ваша удивительная страна с широкими полями и полными рыб реками и морями разрушается. Домики ваши с худыми крышами наводят печаль. Дети в вашей стране не знают, что такое книга и что такое школа, не умеют читать и писать. А значит и не научатся мечтать. Да и взрослые ваши не могут читать и писать, как когда-то умели ваши предки».

Дети притихли, услышав столько новых и непонятных слов. А потом загомонили: «Мы хотим знать книги, мы хотим учиться, но у нас нет школ, и родители нас ничему не учат. Покажи нам книги свои, научи нас мечтать!»
И Марл, махнув рукой, позвал всех на верх маяка. Дети гуськом как завороженные отправились за ним следом.
Маяк на время стал страной чудес для местной детворы. Они зачарованные, с приоткрытыми от удивления ртами ловили каждое слово, которое неведомым для них образом извлекал из книг Марл.

Звезды усыпали небосвод полностью, а дети все никак не хотели уходить домой. Некоторые, самые маленькие, уже бережно укачиваемые старшими братьями и сестрами, зевали и засыпали.
Марл закончил свое повествование на самом интересном месте книги. Ребята заговорили разом: «А дальше-то что случилось?»
- Братья мои из рода Репейников, ночь призывает вас к себе, отдохните сами и дайте поспать вашим младшим братьям и сестрам, а если захотите узнать продолжение, то я буду ждать вас здесь, наверху маяка. Приходите. Только уговор, никому пока не говорите о сегодняшнем вечере, о чтении книг. Так, я думаю, будет разумнее поступить, - мягко сказал Марл из рода книгочеев.

Рен Репей из рода Репейников увел свой клан на ночевку домой. Ожидая с нетерпением наступления следующего дня.
Когда Марл остался один, он задумался, верное ли дело он делает. И понял, что верное. Ведь вернуться с плохими вестями в страну Великого Гора ему не хотелось. Теперь он знал, что в их стране хоть и есть недочеты, но в государствах, соседствующих с их страной, беда управляет бедой. И, как истинный патриот, как человек чистого и горячего сердца, решил он помочь этой небольшой стране стать хоть немного лучше. А для этого нужны были знания. А знания шли и из книг, и от знающих людей. А эта страна была бедна. Ни книг, ни книгочеев, ни людей знающих здесь не было давно.

Утро выдалось ясное. Дети появились в поле возле маяка, сияя, как подсолнухи. Они наперегонки неслись к маяку, догоняя и обгоняя друг друга. Опять пошли в ход репейники, слышался смех восторга от игры.
Продолжился день в тени маяка, дочитал Марл ребятам о приключениях и странствиях великого морехода Мана-великодушного. Дети сидели и утирали слезы, когда Марл поведал поэму о Величии матери. Потом он читал им сказки разных времен и народов. Дети смеялись до упаду, валялись по траве, долго не могли успокоиться, уж очень им понравились сказочные и волшебные герои.

Затем, как великий учитель, Марл учил детей читать. Дети с упоением смотрели на учителя. Они внимали каждому его слову. Каждому пояснению. И к вечеру многие из них могли прочесть слова, которые стали тут же укладываться в стройную речь. Радости детей не было предела.

День за днем, проводя с Марлом время у маяка или на маяке, дети выучились читать. Раздобыв где-то чистой бумаги, Марл научил их писать, пояснив, что из-за того, что в стране мало книг, нужны будут писатели-книгописцы, которые умеют мечтать и смогут рассказать о своих мечтах в новых книгах. Он говорил им: «Вы творцы своего будущего! Великолепного будущего. За вами следом научатся читать многие, научатся мечтать и воплощать мечты не только в слова, но и в великие дела. За вами расцвет вашей страны. Всё в ваших руках. Дерзайте!»

Скоро, совсем скоро все ребята уже умели читать и писать, и по своему желанию, они, спросив у родителей разрешения, собирались через денек-другой отправиться в села и города своей страны учить читать и мечтать других детей.
Марл, посчитав свой долг выполненным, расставался с друзьями, которые стали для него за время учебы братьями.

Крепко обнявшись, они долго стояли гурьбой у маяка. Слезы расставания засверкали у многих. Но улыбка радости знакомства с лучшим, как они считали, другом - Марлом, пересилила слезы провожающих. И, улыбаясь, они долго стояли, глядя ему вслед.
И лишь дети этих детей смогли увидеть красоту слова, посеянного отважным Марлом в этой стране.

Да, время неумолимо, но радость все же пришла в государство это. Чудо произошло. И там, и тут из всех домов и хижин той местности раздавались возгласы: «Вот это да! Не может быть! А может, нам придумать крылья, как у птицы?»
Весело и задорно смеялись не только дети, но и взрослые.
Изменилась жизнь в том государстве к лучшему, род Репейников во главе Рена-младшего сделал свое дело отлично.

Люди с радостью ходят в поля, пашут и сеют. Поют песни, торгуют, врачуют, пекут хлеба, учат детей и учатся всему сами, не переставая узнавать новое и новое.

А мальчиков, рожденных в той стране, и сейчас часто называют именем отважного книгочея.