Страсти по роялю

Музыковед Ирина Нестерова
Подслушанные и подсмотренные наблюдения «со стороны»


Среди сотен современных конкурсов пианистов Международный открытый юношеский конкурс Баренц – региона композитора Геннадия Вавилова в Карелии не самый громкий, но уж точно один из самых почитаемых среди учащейся молодежи всех возрастов. Конкурсанты — от школьников до студентов самых престижных музыкальных вузов нашей страны, Европы и Азии. Гран-при присуждается только одному конкурсанту. В этом году жюри конкурса, прошедшего в начале мая, присудило главный приз студенту Рязанского музыкального колледжа имени Григория и Александра Пироговых Юрию Журавлеву. Преподаватель Юрия по классу специального фортепиано Элеонора Евгеньевна Огарева в своем классе вырастила немало победителей-конкурсантов. Афиши разных лет красноречивее слов говорят о результатах разных лет. Но слов «победа» и «успех» здесь избегают и говоритьо своих достижениях не любят.



Впрочем, если стремиться к точности в суждениях, говорить «об этом» с кем бы то ни было, кроме «своих», в классе Заслуженного работника культуры РФ  Э.Е. Огаревой не принято. Поясню, что «свои» — это только классная группа студентов, остальным место за дверью. Остается все свои впечатления, иногда схваченные мимоходом, годами копить в памяти, чтобы однажды, по победному стечению обстоятельств, рассказать историю одного выигранного конкурса. Этот один, как и все предыдущие, потребовал от студента «всего себя», от преподавателя «всего себя» и много чего еще, что к фортепианной игре прямого отношения не имеет, но существенно на нее влияет – моральной и материальной поддержки родителей конкурсанта и администрации колледжа.

Игра на рояле – это ни с чем не сравнимое удовольствие. Любой пианист рано или поздно приходит к этому заключению. Если начал лет в 5-6, то к 15-16-ти годам, сыграв все виды гамм всеми доступными и малодоступными способами, познав кое-что из хитросплетений баховской полифонии, уже не мыслишь себя без игры на рояле – одной из самых непостижимых человеческим разумом видов игры. При этом выигрывание вначале дается с огромным трудом. Ну как выиграть сплошь исчерченную двойными полосками со свисающими гроздьями шестнадцатых страницу этюда Черни? Или преодолеть крючковатые паузы в пьесах Шумана?
 Результатом подобного рода ежедневных многочасовых выигрываний становится привыкание, а затем необходимость укоренения этого привыкания в дальнейшую, уже вполне взрослую музыкальную жизнь. Если кто-то усомнится в том, что именно таким, а никаким другим способом начинающие пианисты осваивают подходы к профессиональной игре на рояле, может проделать этот путь, или хотя бы начальную его часть самостоятельно и собственноручно. Две ладони с десятью пальцами, две кисти-запястья, локти и предплечья – игровой аппарат пианиста, подарок природы не ограничивается видимым глазами ресурсом. Основная его часть – мышление.

Выигрывание конкурса, как необходимый результат. Нацеленность нашего современного общества на результат (непременно высокий!) в любой сфере деятельности приводит к культу успешности. Фортепианные конкурсы все больше напоминают чемпионаты по фортепианной или любой другой музыкальной игре. Выигрывание конкурса становится бесспорным результатом, абсолютным критерием оценки работы педагога и его ученика. Лавры делят пополам. Фортепианных конкурсов в мире сейчас уже около 500, следовательно, чемпионов фортепианной игры – тысячи, они становятся гордостью современной музыкальной педагогики. Результативность показателей – «наше все». Музыкальный спорт со всей его атрибутикой: адреналиновыми пиками атакующих соперников, эйфорией победы-первенства, травматизмом по большей части психического плана от не выигранного конкурсного марафона, становится самодостаточным видом деятельности, музыкально-конкурсной отраслью, неучастие в которой грозит неконкурентоспособностью на рынке музыкального искусства.

Подобный тренерско-чемпионский подход намного упрощает внутреннее и внешнее устройство современной музыкальной среды с ее жесткой  иерархичностью. Впрочем, отрицать полезность участия в музыкальных конкурсах не являет целью автора, как и доказывание малозначительности титулов и званий, стоящих перед именем исполнителя. Обозначенные одним и тем же словом грани понятий очень тонки, поэтому отличие «выигрывания», как результата от «выигрывания», как процесса, существенно лишь там, где они подменяют суть и смысл роста музыканта – личности достойной исполняемой ими музыки.

Выигрывание, как трансляция музыкальных идей композитора. Становление игрового аппарата пианиста – это непрерывный процесс совершенствования. На мышление музыканта оказывают колоссальное влияние условия, в которых он растет, как личность. Роль преподавателя в становлении ученика велика и влияет на его дальнейшую жизнь и творческую судьбу.

В классе специального фортепиано Элеоноры Огаревой в Рязанском музыкальном колледже им. Г. и А. Пироговых студенты, выигрывающие музыкальные конкурсы разных уровней – это явление не редкое. Лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов, обладатели специальных призов разных лет, ученики класса Огаревой оценивают обучение в училище-колледже, как прочный фундамент профессии. Каждый ученик для нее уникален и неповторим, их имена помнят в Рязанском музыкальном колледже до сих пор, спустя много лет, настолько неожиданно высокими для среднего музыкального звена оказывались результаты. Оксана Ежокина, Светлана Мокерова, Евгений Сафрошкин, Александр Белоглазов, Наринэ Макарян, Юлия Бунтова, Татьяна Мозина, Илья Донцов, Николай Пестов – личная история преподавателя неразрывно связана с судьбой учеников. Что еще не маловажно, сольные концерты учеников, особенно с оркестрами, педагог Огарева ценит куда выше, чем конкурсы, ансамблевое музицирование во все времена было эталоном качества исполнителя.  Выигрывание, как осваивание новых композиторских имен и идей, становится в основу процесса обучения игре на фортепиано. Диалоги с учениками, многоуровневое взаимодействие, уход от стереотипов и штампов в педагогической работе, тысячи мелочей учебной повседневности превращаются в профессиональный (здесь и сейчас!) старт сценической работы.

Наблюдая за учениками преподавателя Э.Е. Огаревой более 20 лет, а также за учениками ее учеников, прихожу к выводу: педагогическая феноменальность – это не роскошь блестящего методического прошлого нашего отечества, а реальность будней настоящего.

Юрий Журавлев, студент 3 курса специального фортепиано класса Э.Е. Огаревой отвечает на вопрос о том, какие качества преподавателя он ставит на первое место, отвечает: «Когда работают подробно, добиваясь, пока не получится, а не консультационно. Учеников надо не просто учить, а любить… и когда все время узнают что-то новое, не зацикливаясь на давних знаниях». Открывать что-то новое в себе каждый день и час, забыв про страхи, неуверенность, утомление и прочие неизбежные издержки учебного процесса, под руководством блестящего, опытного педагога можно назвать везением. Участие и победа на конкурсе – один из шагов, которые не считаются Юрой Журавлевым и его преподавателем Э. Е. Огаревой чем-то особенным. VIII Международный открытый юношеский конкурс пианистов композитора Геннадия Вавилова в Костомукше Республики Карелия дает возможность участникам этого конкурса общаться с современным композитором при его жизни. Музыка Вавилова, живая и яркая, глубокая и артистически многоплановая, заставляет молодых исполнителей смотреть на мир с оптимизмом и радостью. В жюри конкурса за композитором Геннадием Вавиловым остается решающее слово. Во втором туре конкурса Юрий Журавлев исполнил «Думку» Чайковского и «Этюд-картину» Вавилова. Десятки участников конкурса, Юрины конкуренты были сильны, но он исполнил конкурсную программу с той силой убедительной музыкальной правды, которая заставляет забыть азарт соревновательности.

Учитель в ученике раскрывает непостижимые одним лишь разумом стороны и грани исполняемой музыки, игры, в которой сочетается виртуозность пальцев и гибкость артистического ума. Страсти по роялю кипят в музыкальной истории не одно столетие. Их градус высок и в настоящем времени. В тишине классных комнат музыкальных школ, колледжей и консерваторий, как и прежде, разучивание и выигрывание новых музыкально-лексических конструкций тысячами учеников остается тайной, скрытой от посторонних ушей и глаз.

Когда Иосиф Бродский написал строчки, посвященные пианисту: «… и пальцы, точно они боятся растерять приснившееся богатство, лихорадочно мечутся по пещере, сокровищами затыкая щели», он не мог не знать, что игра на рояле – это ни с чем не сравнимое удовольствие, но при этом совершенно не выразимое словами.




22 Август 2016