Как это гениальный дурак?

Лидия Павловна Володина
Отвечает протоиерей Андрей
Ткачёв:

Вопрос--Не могли бы вы сказать о Евангелии от Толстого? Его же отлучили от Церкви, но не предали анафеме.В чём разница между церковной анафемой и отлучением?

-- " Евангелие от Толстого"-- это попытка рационалистического прочтения  Евангелия, при котором Толстой отказал  Христу в Божестве, отказал Христу в чудесах, -- решил, что чудес не было, это людям привиделось, решил, что Христос  не Господь и не Бог, а просто хороший человек . Толстой  изложил свою трактовку, которая никак не может считаться христианской, которая является плодом гордых фантазий хорошего графа, Но хороший граф становится плохим графом, когда начинает фантазировать , обращаясь к вещам, которые не поддаются отдельному уму.
 Розанов говорил, что Толстой гений, но он дурак. Это очень важные слова.
Толстой умён, но он дурак.
Как это? гений и дурак? А вот Розанов очень правильно говорит, что если бы Толстой был умён по настоящему, он бы не воевал с Церковью, потому что в Церкви есть святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Спиридон Тримифунтский, Тихон Задонский. Толстой, если бы он был умён, смирился бы перед Церковью. Розанов говорит, что допустим, Священный Синод ниже Толстого : Толстой выше, умнее, серьёзнее , горячее, нежели  отцы- синодалы. Но Толстой ниже святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Толстой должен был смириться перед Церковью как таковой. Не перед Синодом, а перед Церковью. А раз он не понял этого, то он, гениальный, но -- дурак. Ну, дурак: умная голова дураку досталась. Так что его евангелие-- это неумные  выходки зарвавшегося человека.Зарвался барин, загулял, так сказать. Косил бы траву с мужиками на поляне всю жизнь до смерти, глядишь и спасся бы. А так -- задурачился гений.
А теперь насчёт анафемы и отлучения. Анафема -- это и есть отлучение. Анафема -- не проклятие, но отлучение.
Как мы поём в первое воскресенье  Великого поста
" Анафема, анафема, анафема"-- это значит " ты не наш, ты не наш, ты не наш, уходи отсюда, уходи отсюда, уходи отсюда. Тебе нельзя причащаться, нельзя причащаться, нельзя причащаться. Мы тебя не похороним, не похороним, не похороним. Уходи вон отсюда, Церковь не молится за тебя.." Вот, это значит
"анафема". " Ты не наш, живи, как хочешь. Но крестик с себя сними, потому что ты уже не наш, ты отрёкся от нас"  Это отлучение. Отлучение и анафема -- одно и то же . Толстой сам себя отлучил. Церковь это только подтвердила: ну, вот, великолепный писатель граф Лев Николаевич отлучил себя от Церкви. Ну, что ж, так тому и быть, раз он сам захотел. Так что, чтобы не путаться в трёх соснах, скажем: это не проклятие, но отлучение , подтвержденное Церковью, поскольку он самоотрёкшийся. Это анафема, до которой допрыгался гениальнейший человек, граф Лев Николаевич Толстой. Вот такая трагедия.