В горах Армении Часть 2

Ордуни
Весь я не умру.
Гораций

I

Как жаль, что человеком,
Пусть гордым, я родился,
И с развращенным веком
Сродниться умудрился!

Как жаль, что не орел я,
Тот, что в горах летает,
И в качестве приюта
Кто скалы выбирает!

Как жаль, что я не в силах
Парить над краем предков,
Их кровь вскипает в жилах
— Я не терплю объедков!

Как жаль, что я, птенец,
Не вникнул в сказку деда,
Как славный праотец
Воспрянул против света!

Как жаль, что я нигде
Не видел, кто делами
Был в дружбе и вражде
С самими королями!

Как жаль, что дед усоп,
А с ним ушли и сказки,
Где раб и царь утроб —
Все преданы огласке!

Как жаль, что  Ордуни;
Не подлинное имя…
Пусть стоны, кровь резни
Под маской псевдонима!30

Как жаль, что не вернуть
Почивших прежню славу,
Осталось лишь черкнуть
Мне притчу про расправу.

II

Учил великий баснописец
О зависти, друзьях, врагах,
О том, что дело — ох и ах!..
И недруги «куда ни взглянут,

Поднимут вечно лай;
А ты дорогою своей ступай:
Полают да отстанут…»31 —
Когда те времена настанут?

Эх, кабы те слова да Богу в уши
— Полают да отстанут —
Пред Господом скорей предстанут,
Чем мучить ближних перестанут!

Увы, таких полным полно,
Что не отстанут ни за что,
Пока на свете есть другие —
Душой кристальные, лихие!

Кто в силах правду говорить,
Не пресмыкаться, не юлить,
Сказать, что истина трудна,
Причем не в золоте она…

«А в чем еще? Побойся Бога!
Богатству ведь везде дорога!» —
Об этом думал допоздна…
Вот вам история одна:

Давным-давно в стране орлов32,
Что жили вольно средь дворцов,
Случилась бойня… не на шутку,
Она была и вправду жуткой!

Среди армян жил царь Трдат33,
Великий муж, священ, брадат,
Его любил и стар и млад,
И уважали все подряд!

Народу Бога он принес,
Христа восславил, превознес.
Когда же царь ушел к отцам,
В стране поднялся шум и гам.

«Как жить? Кто будет нам отцом!
Трдат большим был мудрецом!
Замену где ему сыскать?
Судьбу свою кому отдать?»

Пока в раздумьях был народ,
Из Рима весточка идет:
Трдата сын Хосро;в Кота;к34
Несет в Армению тесак!

И слышен топот колесниц,
И крик возниц, и стон блудниц,
То едет царствовать Хосров
Под предводительством бойцов!

Убогий люд признал диктат,
Повсюду римляне и смрад,
Да только некий нахара;р35
Царю в присяге отказал!

Грядет раздор, хоть с Римом гладко,
В стране орлов царю не сладко:
Подняли бунт свои ж князья
— Хосров не будет у руля!36

Подумали, потолковали,
Посыльных всюду разослали,
Мол, хоть Хосров Трдата сын,
Отца не стоит он седин!

Хосров, тщеславен и хитер,
Зовет смутьяна на ковер37:
«Кто воду мутит? Как зовут?
Ко мне доставить в пять минут!»

Но не успел закрыть царь рта,
Возня поднялась у крыльца…
То во дворец зашел в парчах,
Кого искали второпях!38

Высок он был, плечист, опрятен,
Богат, силен и очень знатен!
В глаза царю он посмотрел,
Не поклонившись, прогремел:

«Меня искать, поверь, не надо,
Сюда пришел я без отряда,
Народа волю огласить,
Тебя покорно попросить:

Уйми своих заморских псов,
Не оскверняй закон отцов,
Велели строго старики:
Адат39, как око береги!

И помни, нации кристалл:
Тебе отнюдь я не вассал!»
Слова те ранили царя —
Облился кровью без ножа.

И вот Кота;к, он же малыш, —
Был тот правитель коротыш, —
Решил свой норов показать,
Князю на место указать…

Кота;к метался, бесновался,
Найти решение пытался,
Ведь князь могуч, велик, умен,
Того гляди взойдет на трон40.

Но не придумал ничего
Как сокрушить весь род его…
Так царь, не выдержав позора,
Отряды двинул командора.

Тот был известный спарапет41
— В меха и латы разодет.
Узнав намеренья Хосро;ва,
Он возмутился с полуслова:

«О царь, послушай старика,
Твоя корона не легка…
Ты господин не над щенками,
О том не помнишь временами.

Армения сильна не Римом,
Она сильна в неоспоримом
В союзе всех родов от Айка42…
А с ним смешна твоя нагайка!»

«Молчать! Противна эта тема,
Не человек он, а — проблема!
Как я решил, оно так будет:
История о нем забудет…»

III

Ваче;43 решил наведать князя,
Не побоялся ведь указа,
Что царь намедни огласил —
Князей их вольностей лишил!

«Отец твой другом был Трдата,
Тот не сторонник был диктата,
В кого Хосро;в пошел, не знаю,
Беду лишь сердцем ощущаю!» —

«Тебя рад видеть, старина,
Вовек цвети армян страна!»
Так отвечал комбригу князь,
Радушно воину поклонясь.

«Ты обречен, — сказал тот князю, —
Хосро;в ведь зол, как на проказу!
Его понять, по мне, так можно,
Из кожи лезет царь безбожно…

Всё жаждет славы, уваженья,
А ты лишил его почтенья…
Не вижу выхода здесь я,
И Арамазд44 тебе судья!

Теперь почет одним сатирам,
Рискую сильно я мундиром…
Угомонись же — повторю:
Готовят плаху бунтарю!»

Предвидя, что грядет конец,
Мятежный князь сказал: «Отец!
Неужто станешь кровь ты лить,
Детей и женщин изводить!»

Но спарапет, нахмурив брови,
Не стал ловить его на слове:
Ведь князя сызмала он знал,
И в нем врага не признавал.

«Хосро;в не внял моим словам,
Не раз бросался я к ногам…
Твой замок древний окружен,
И жребий горький предрешен.

Ты воин знатный, уж поверь,
Не сосчитаем мы потерь…
Да только есть ли в этом толк?
— И спарапет на миг умолк. —

Ты лишь взгляни на те когорты,
Они пришли не на курорты!» —
В сердцах добавил спарапет,
Не смея дать прямой совет.

Войска глазами он обвел,
Но даже бровью не повел —
Пусть никакого нет спасенья,
Пускай потерпит пораженье!

Князь, зная, что уж обречен,
Воскликнул: «Не порабощен!
Уж лучше смерть принять в бою,
Чем жить в позоре за страну!

Моих бойцов от силы тыща45,
А царских — эка вон толпища!
Не страшен и злодей Шапух46,
Пока в груди урартский дух!47

Достойно встретим мы врага,
Нам смерть с рождения дана,
Поляжем все, и стар и млад, —
Уж лучше ад, чем цезарь-град!»48

И видя спарапет-мудрец,
Что князь отныне не жилец,
Сказал ему: «Ты знаешь, князь,
Хосро;в сюда идет, боясь…

Приказ я царский исполняю,
Прошу тебя, князь, умоляю…
Оставь ты гордость свою, честь,
Твоих богатств не перечесть!

Хосро;в простит тебя, забудет,
И крови тут совсем не будет…»
Лишь усмехнулся князь в ответ:
«И впрямь, кто хочет быть отпет!..

Тебя, Ваче;, я уважаю,
И дел твоих не осуждаю…
Ты воин — это наш удел!
Чего ж от думы похудел?

Куда пришел? Аль заплутал!
Визиря ставку тут искал?!..
Ты знал моих отцов, дедов,
Но нынче ты гонец волков…49

Да, я богат и очень знатен,
Возможно дерзок, неприятен,
Но знай, когда придет беда50,
Меня вы вспомните тогда!

Совсем забыли вы Тиграна51,
Кумиром сделали Траяна52,
Кричите «Аве!» силам зла
И дружбе с всадником коня!

Ничьей не буду я прислугой,
Не буду римлян я подругой…
Попасть в могилу то пустяк,
Я не какой-нибудь сопляк!

Готов я жизнь отдать в бою
За славну родину свою:
Во мне трепещет каждый атом
Арменией и Араратом!

А золото… оно ж — порок,
Превыше чести только Бог!
Ну, всё! Ступай! Как ни верти,
Тебе придется в бой идти!

Скажи царю: Спокойно спи!
Мятежный князь вам шлет дары:
Детишек трупы, женщин кровь…
Не стоит большего Хосров!»

Вернулся бравый спарапет
В стан своей армии задет…
«Солдаты, к бою!» — закричал
И меч из ножен он достал…

И кровь рекою полилась,
Когда уж зорька занялась.
И полегли и стар, и млад,
И не зажег никто лампад…

И древний замок родовой
Разрушен римской был ордой…
Чуть не погас древнейший род53,
Души не чаял в ком народ…

Прошли века, ушли во тьму
Все, кто вершили ту резню,
Ушел и князь, что пал в бою,
Да не прогнулся на краю…

Но вопреки желанью многих,
К мольбам глухих, умом убогих,
Тех, что не ведая пути,
Готовы в жертву принести:

Чужие жизни, честь, добро,
Лишь не лишиться б своего, —
Тот князь потомком не забыт,
И песнь хвалебная звучит!

И смерти нет, и нет забвенья,
И предку — вечное почтенье!
И помнит каждый пусть тиран:
Мятежный князь — то не роман!

Комментарии 

30 Ордуни; — литературный псевдоним автора, Степана Семеновича Саркисяна.
31 Говорится об Иване Крылове и его басне «Прохожие и собаки».
32 Речь идет о Великой Армении — древнем армянском государстве, существовавшем начиная с 190 года до нашей эры по 428 год нашей эры. В период наивысшего могущества Великая Армения простиралась от Средиземного моря до Каспийского. На гербах Великой Армении, как правило, изображалась орлы, которые в течение многих столетий были символами царской власти.
33 Трдат III Великий — царь Великой Армении при котором в 301 году христианство было провозглашено государственной религией, и Армения стала первым христианским государством в мире.
34 Хосров III Котак — сын Трдата Великого и внук Хосрова Великого. Был возведенном на трон Великой Армении при помощи римских легионов, под предводительством полководца Антиоха. В отличие от своего деда и отца Хосров Котак славными делами запомнился в истории меньше, не отличался ни отвагой, ни мужеством, предпочитая государственным делам охоту и прочие развлечения. Средневековый историк Моисей Хоренский так пишет о нем: «…Хосров воцарился в третьем году правления персидского царя Ормизда и в восьмом году самодержца Констанция при его помощи. Не выказав, в отличие от своего отца, никакой отваги и доблести, он не принимал никаких мер также по поводу отпадения областей, после того случая, когда те потерпели от греческих войск. Предоставив персидскому царю действовать по своему усмотрению, он заключает с ним мир, полагая достаточным властвовать над оставшимися пределами и не питая никаких благородных замыслов. Хотя он и был мал ростом, но ведь не до такой степени, как Александр Македонский, который хотя и был ростом в три локтя, однако же не терял бодрости духа. Этот же, пренебрегая подвигами и доброй памятью (по себе), предавался развлечениям и ловле птиц и прочим видам охоты...» Книга 3, глава 8 (О царствовании Хосрова Малого), Моисей Хоренский, «История Армении».
35 Нахарары — представители крупных княжеских родов и наследственные правители гаваров (уездов) Великой Армении.
36 После смерти Трдата Великого (298 —330 гг.) началась ожесточенная война за власть между несколькими нахарарскими родами, в которой отряды мятежных феодалов вторгались и на государственные земли. Война, представленная междоусобицами между нахарарами, была по существу борьбой между Римом и Сасанидским Ираном за владычество в Великой Армении. Причины противостояния проримской и парфянской, а позже и персидской партий в Армении уходили своими корнями в глубь веков. На самой заре своей истории армянскому народу суждено было испытать сильное влияние персидского иранизма, наложившего свою печать на весь характер народа и на его язык. Есть известия, что первоначально между зарождавшимся армянским царством и быстро возраставшей персидской монархией, в VI веке до нашей эры сменившей державу мидян, — существовали отношения союзников. К примеру, Ксенофонт рассказывает, что армянский царевич Тигран был в большой дружбе с Киром и вместе с братом Смбатом участвовал в осаде Киром Вавилона. Ситуация усложнялась также тем, что христианство еще не успело пустить прочные корни в народе, а древняя армянская религия была тесно связана с религией индоарийцев (парфы, персы). Армяне поклонялись верховному богу солнца Ар (корень -ар сохранился по сей день: Армения, Арарат, Урарту) и называли себя ареворди, дословно — чада Солнца. Сасаниды также считали себя арийцами, и называли свою империю Эраншахр, что значит «Государство ариев». Как и семью веками позже на Руси, армянский народ упорно отказывался принимать новую христианскую веру, не желая забывать старых богов и подчиняться ставленникам Рима, пытавшимся любой ценой отдалить Армению от родственного Ирана, разъединить народы, тысячелетиями жившие бок о бок и имевшие единые арийские корни и схожие исторические судьбы. В 226 году Парфянское царство, имевшее теснейшие этнокультурные связи с Арменией, пало и его сменила новая империя персидских Сасанидов, которые, заняв престол парфских царей, порвали с традициями своих предшественников. Полные мечтами о былом величии персидской монархии, ново-персы стали стремиться к тому, чтобы восстановить древние обычаи, — между прочим и древний зороастризм, во всей чистоте, — и воздвигли гонение на все парфское. Естественно, поэтому, что Сассаниды, не могли не смотреть враждебно на Армению, где продолжала царить парфская династия. К этому присоединялось влияние христианства, которое уже начало проникать в среду армян, но встречалось враждебно персами. В. Я. Брюсов, «Летопись судеб армянского народа», Ереван Изд. Ереван Айастан, 1985. — С. 45.
37 Во избежание мятежей и заговоров Хосров Котак издал закон, согласно которому нахарарам запрещалось покидать царский дворец.
38 Упоминается один из нахапетов Великой Армении, принадлежащий к княжескому дому Ордуни;. Будучи не согласный с политикой, навязываемой Армении Римом, бросил вызов царю Великой Армении. Противостояние враждебных партий к тому времени имело долгую историю. Когда персы разбили императора Валериана и захватили его в плен, они поставили в Армении царем своего ставленника Артавазда V (252 г.). Но и Артавазд V правил самостоятельно, как свидетельствует его письмо (сохраненное нам Требеллием Поллионом) к персидскому царю с просьбой отпустить на свободу Валериана. «Мы, соседи твои, — писал Артавазд, — постоянно страдаем, когда вы (т.е. персы и римляне) боретесь друг с другом».
39 Адат — это неписанные правила поведения у многих восточных народов. У армян адат — это прежде всего этнокультурные традиции, касающиеся различных сфер жизни, но не трансформировавшихся в обычную правовую систему, вследствие наличия у армян древних судебников, которые охватывали практически все сферы жизни и регулировали все отношения на основе свода писанных законов. Например, судебники Мхитара Гоша и Смбата Спарапета, сборники раннефеодального права Армении, в числе прочего, устанавливали принципы и порядок судопроизводства и состояли из армянского обычного права, церковных канонов и светских законов. Древние судебники являются показателем высокой развитости Армянской цивилизации и ценными памятниками армянской юридической мысли, они несомненно представляли прогрессивное явление для своей эпохи и имели большое практическое значение. Армянский Судебник Мхитара Гоша, Ереван, 1954, (русский перевод А. А. Паповяна). Адаты разнятся в зависимости от конкретной области, и могут встречаться только в определенной местности. При этом, безусловно, в каждом временном отрезке существовали адаты общие для всех армян и по всему Армянскому Нагорью. Именно адаты являлись хранителями самобытной культуры и традиций армян, передаваясь из поколения в поколения, и храня память предков в новых поколениях. Стоит также отметить общую схожесть горских традиций у многих народов, которые по происхождению являются обитателями горных областей. Например, баски, корсиканцы, народы Северного Кавказа и другие имеют схожие правила поведения, присущие горцам. Вот некоторые из них: уважение к старшим, особое отношение к женщине, кодекс мужской чести, почитание семьи, гостеприимство, тесные родственно-клановые связи, преданность дружбе, традиции взаимной поддержки, непокорность, свободолюбие, высокое понятие о чести и достоинстве и многое другое. Так, швейцарская газета Le Temps писала, что, с точки зрения европейца, адаты стоят выше даже закона: «…Подавать в суд на бывшего мужа или его клан — значит бросать вызов адату — средневековому кодексу поведения, который стоит в республике выше конституции». Газета Le Temps от 1 ноября 2010.
40 Согласно данным Гахнамак (дословно: тронная грамота), определявшей порядковый список мест-тронов, занимаемых армянскими князьями при дворе Великой Армении, княжеская династия Ордуни;, по данным Моисея Хоренского, занимала 23-е место в рейтинге из 62-х княжеских домов. Данные разных Гахнамаков различных веков о количестве княжеских родов и степенях тронов, занимаемых ими, весьма разнятся и отличаются неопределенностью. В Гахнамаке, приписываемом армянскому католикосу Сааку Партеву (387—439 гг.), который тот представил Сасанидскому двору, упоминаются 70 нахараров. А в другом источнике, относящемуся к 4-му веку, перечислены 86 нахараров. Нахарарские троны изменялись крайне редко и передавались по наследству. Согласно Моисею Хоренскому, первым составителем списка князей в виде Гахнамака был царь Валаршак. Фамилии некоторых родов варьировались, и иногда в одном и том же документе могли использоваться разные названия рода. Некоторые армянские аристократические роды имели несколько разных названий. (Армянская Советская Энциклопедия. Том 2. Ереван, издательство АСЭ, 1977—1979, ст. 662—664). Один из специалистов по истории закавказских аристократических родов, Кирилл Львович Туманов, князей родовладычества Ордуни; называет как собственно Ордуни;, так и Вордуни. «The Princes Orduni or Uorduni were sovereign at Uordoru in Phasiane, in the upper valley of the Araxes, in Ayrarat…» Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 218—219
41 Спарапет — древнеармянское воинское звание, а после почётный титул, обозначающее должность верховного главнокомандующего войском. Возникло во II веке до нашей эры. Должность эта была наследственной в роде Мамиконянов, которые, как главнокомандующие всеми военными силами страны, пользовались особым авторитетом и имели большой политический вес вплоть до второй половины VIII века.
42 Айк — легендарный прародитель армянского народа. Согласно библейско-христианской традиции, является одним из потомков библейского Фогармы, внука Иафета и правнука Ноя. Согласно древнеармянской мифологии, самоназвание армян «хай», происходит от имени Айка. По преданию, Айк летом 2492 года до нашей эры перешёл из Месопотамии на побережье Вана, во главе с 300 мужами и их семьями, где основал армянское государство и начертил его границы вокруг трёх озёр: Ван, Урмия и Севан, а все вместе — вокруг горы Арарат.
43 При царе Хосрове III Котаке спарапетом был Ваче Мамиконян, погибший в тяжелом бою за новую христианскую веру. Желая увековечить память павших «за Отчизну, за Церковь и за веру», католикос Вртанес утвердил день памяти мучеников Вачеянов.
44 Арамазд — верховный бог в древнеармянском пантеоне, создатель неба и земли, громовержец, бог плодородия, отец богов. Имя происходит от имени парфянского бога-творца Ахура Мазды.
45 Согласно данным Зоранамак (дословно — военное письмо, военный регистр Великой Армении, важнейший источник военно-политического строя античной и раннесредневековой Армении), род Ордуни; представлял царскую армию конницей в количестве 700 всадников. Зоранамак упорядочивал количество и распорядок воинских сил в древней Армении и являлся списком армянских княжеских династий и количества представляемой ими конницы, кстати, славившейся по всей Передней Азии и не единожды наносившей поражение римским легионам. Всемирная история / Под ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. — М., 1956. — Т. 2, ч. V, гл. XXV.
46 Персидский шихиншах, Шапур II Великий — царь Ирана, (309 — 379), чьи кровопролитные войны с Римом за Армению и Месопотамию явились, пожалуй, центральным событием ближневосточной истории IV века. Отличался жестокостью, которая была одной из ярких сторон его характера. Арабы прозвали его «Зу-ль актаф», «владелец лопаток», «тот, кто пробивает плечи», «заплечник» (от «актаф», плечи) — в память о том, что он приказывал пробивать пленным лопатки и, продев верёвку, подвешивать на деревьях. На протяжении 338—345 годов персидские войска совершили ряд походов в Армению, поскольку Шапур дважды ставил своего сына царём Армении. Армянский царь Тиран, сын Хосрова Котака, пытавшийся вести независимую политику, лавируя между персами и римлянами, был ослеплен Шапуром.
47 Урарту — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичевань). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до нашей эры. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии. Считается, что самыми опасными врагами Ассирии, значительно задержавшими рост ее могущества, были именно урарты, ее северные соседи. Ассирияне называли эту страну общим именем «Наири» (речная область), потом «Урарту» (библ. Арарат). Корни некоторых княжеских родов Великой Армении, согласно средневековому историку Мовсесу Хоренаци, восходили к урартийским племенным вождям. По Кириллу Туманову, родовладычество Ордуни имело урартское происхождение (Cyrille Toumanoff, Studies in Christian Caucasian History. Washington D.C.: Georgetown University Press, 1963, pp. 218—219). На обложке настоящей книги изображена цитадель урартских царей крепость Тушпа, расположенная на Ванской скале. В период с 9 до начала 6 века до нашей эры Тушпа, или Ванская крепость, была столицей государства Урарту. Тушпа оставалась урартским городом до самого начала VI века до нашей эры, когда была разрушена мидийцами. После падения Урарту слово «Тушпа» сохранилось в армянском названии области, прилегающей к озеру Ван и самого озера, а затем забылось до тех пор, пока в конце XIX — начале XX века не удалось прочитать ассирийские и урартские клинописные тексты. Крепостью в разное время владели ахемениды, армяне, парфяне, римляне, сасаниды, персы, византийцы, арабы, сельджуки, турки и русские. Древняя крепость Ван находится к западу от города Ван и к востоку от озера Ван в провинции Ван Турции. Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту) / Орбели И. А. — Москва: Издательство Восточной литературы, 1959. — С. 116. — 286 с. — 3500 экз. Мовсес Хоренаци. История Армении/ Саркисян Г. Х.. — Ереван: Айастан, 1990. — 291 с. — ISBN 5-540-01084-1.
48 Союзничество с Римом имело тяжелые последствия для Великой Армении. Фавстос Бузанд так их описывает: «После этого персидский царь Шапух со всеми подвластными ему войсками выступил и прибыл в армянскую страну. Предводителями у него были Ваган из рода Мамиконянов и Меружан из рода Арцруни. Пришли они, напали на армянскую страну, всех забрали в плен и собрали в одном месте. И многие из армянских нахараров оставили свои семьи, жен, детей, бежали, рассеялись в разные стороны. А напавшие собрали всех жен армянских нахараров и привели к персидскому царю Шапуху. Лагерь персидского царя Шапуха находился в гаваре Багреванд, на развалинах города Зарехавана, разрушенного ранее пришедшими персидскими войсками. Сюда собрали, привели к персидскому царю всех пленных, взятых из оставшегося в армянской стране населения. И приказал персидский царь Шапух всех совершеннолетних мужчин бросить слонам на растоптание, а всех женщин и детей посадить на колья телег. Тысячи и десятки тысяч народа было перебито, и не было числа и счета убитым. А жен бежавших нахараров и азатов он приказал привести на площадь конских состязаний в городе Зарехаване. И приказал раздеть тех благородных женщин и рассадить тут и там на площади, а сам царь Шапух верхом на коне проезжал между женщинами, и тех, которые ему нравились на глаз, он поодиночке отводил к себе для гнусного сношения, ибо шатер его был разбит возле площади, куда он и заходил совершать мерзостное деяние. Так он поступал с этими женщинами много дней. И все совершеннолетние мужчины Сюникского рода были перебиты, женщины умерщвлены, а мальчики по его приказанию были оскоплены и уведены в персидскую страну. И персидский царь Шапух приказал построить в наиболее неприступных местах Армении крепости и, назначив комендантов, разместил по частям благородных женщин по этим крепостям и приказал комендантам, если их мужья не явятся с изъявлением покорности ему, то перебить их жен, которых он оставил у них. И в армянской стране он оставил правителями над ними Зика и Карена с многочисленным войском, а власть над оставшимся населением он передал Вагану и Меружану, а сам отправился в Атрпатакан. После того Ваган Мамиконян и Меружан Арцруни, те два гнусных и нечестивых мужа, которые отреклись от заветов богопочитания и согласились почитать безбожную религию маздеизма, начали разрушать в армянской стране, во всех гаварах и повсюду христианские церкви и дома молитв. И многих людей, которые попадали в их руки, они заставляли отказаться от почитания бога и принять религию маздеизма. Далее Ваган и Меружан приказали крепостям, чтобы они заставили жен нахараров, мужья которых бежали, принять религию маздеизма, а если они не согласятся, то всех казнить лютой смертью. Коменданты крепостей, получив этот приказ, стали притеснять находившихся у них женщин, как было приказано. И когда ни одна из них не согласилась отречься от христианства, то всех казнили лютой смертью, во всех крепостях, где они были заключены». Фавстос Бузанд. История Армении. Книга IV, глава LVIII — LIX.
49 У римлян волк являлся священным животным и олицетворял воинскую доблесть и бесстрашие, а его образ связывался с символикой войны. Увидеть волка перед военным походом почиталось за доброе знамение. Верования древних армян были связаны с поклонением львам и орлам. (Равнины и горы Передней Азии некогда были покрыты густыми лесами, где вплоть до X века водились львы и тигры.)
50 Политики союзничества с Римом держался и сын Хосрова Котака, Тиран. Персам удалось свергнуть Тирана, но власть осталась за его сыном Аршаком, продолжавшим гибельную для Армении политику своего отца. Аршак пытался было сохранить нейтралитет, но в конце концов примкнул к римлянам, присоединившись к походу Юлиана вглубь Персидской державы. А, когда в 364 году Шапур в очередной раз бросил свои армии в Армению, римляне, связанные к тому времени условиями позорного для них мира, прекратили помощь своим вчерашним союзникам. Рим уступил персам пять провинций империи и предоставил им на разгром верного союзника Рима — Армению. Это было начало конца для политической самостоятельности армян. Древнеримский историк, непосредственно участвовавшего в войнах Рима с персами в середине IV века, Аммиан Марцеллин, писал: «…к условиям мира с персами римляне сделали прибавку „гибельную и нечестную“ (exitiale et impium): не оказывать помощи армянскому царю, „всегдашнему верному другу римлян“ (аamico nobis semper et fidus)». В. Я. Брюсов, «Летопись судеб армянского народа», Ереван Изд. Ереван Айастан, 1985. — С. 42—43.
51 Тигран II Великий — царь Великой Армении, правивший в 95 — 55 до нашей эры, полководец, создатель огромной державы, завоевавшей Парфию, Империю Селевкидов и успешно противостоявшей Риму. За свои достижения Тигран второй получил прозвище «Тигран Великий», и величался не иначе как «царь царей». Французский историк Р. Груссе так писал о нем: «Тигран… этот великий неоценимый властитель, который, без сомнения, гораздо более достоин восхищения истории, чем его современник Митридат Евпатор, если пожелают обратить внимание на то, что Митридат блестяще „привел к самоубийству свою империю“, в то время как Тигран обеспечил существование своего народа на вечные времена». Согласно легендам, каждый раз, по возвращении домой после военных походов, царь Великой Армении, Тигран II, требовал, чтобы дорога проходила через водопад, даже если это удлиняло путь. Приближенные царя считали это за его причуду. Кто-то, наконец, собрался с духом и спросил об этом могущественного царя. Тигран ответил: «Я купаюсь в водопадах, чтобы смыть с себя иностранную пыль и снова почувствовать дух моих армянских предков. Вода в Армении дает мне силы и энергию для новых свершений». Предание гласит, что во время переговоров древнеримский государственный деятель и полководец, консул Римской республики, Гней Помпей, требуя выдачи полководца Тиграна Великого Багарата, сказал армянскому царю: «Отдай мне Багарата». Тигран же ответил римлянину: «Весь Рим я не променяю на Багарата!» Известные историки так отзывались о великом царе Великой Армении Тигране II. Карл Шипманн — профессор кафедры Древней истории Ельского Университета: «Когда мы говорим про историю Армении, мы должны понимать, что говорим про великую цивилизацию. Тигран Великий без сомнений был мудрейшим и храбрейшим царем своей эпохи, при этом как полководец царь Тигран затмил Марка Луциния Краса и Митридата Евпатора». Майкл Элпистон — президент археологического музея Древней истории в Лондоне: «В те времена титул царя царей значил одно — божественное происхождение. Тигран воплощал собой дух Великой Армении, несправедливо, что сегодня мы чаще говорим про тех, кто были вассалами Тиграна и его учениками. Фараон Египта Птолемей XII сумел захватить власть лишь благодаря военной и политической поддержке Тиграна». Винстент Артур Смит — научный сотрудник Института Древней Истории в Оксфорде: «Сегодня не часто встретишь исторические публикации, которые бы отражали все величие империи построенной Тиграном Великим. Многие документы свидетельствуют о том, что Рим признавал достойным соперником лишь Великую Армению». Ричард Томас — американский историк, профессор Калифорнийского университета: «Царь Митридат пытался создать особенную империю, которая затмила бы собой все остальные. И, безусловно, он понимал, что война против Рима будет неизбежна. В тот период лишь армянский царь Тигран мог позволить себе равную войну против Римской империи…»
52 Марк Ульпий Нерва Траян, больше известный как Траян — римский император из династии Антонинов, правивший в 98—117 годах. Известен своими обширными завоеваниями. При Траяне территория Римской империи достигла максимальных размеров. В 114—117 годах Траян присоединил к Римскому государству Великую Армению и Месопотамию.
53 В начале эры армянский царь Вагаршак I в долине Арарата севернее верховьев реки Аракс из потомков Айка учреждает родовладычество Ордуни;, чьи родовые владения, включая поселение Ордору, находились в гаваре Басен провинции Айрарат Великой Армении; неподалеку от города Вагаршаван, построенном царем Вагаршаком I. (Поспелов Е. М. Географические названия мира, 1998. — С. 160. — 372 с). Ныне это территория между городами Карс и Эрзурум в Турции. История Армении, Фавстос Бузанд, гл. IV книга III; Акопян Т. Х. Историческая география. С. 169—170; Хюбшман Г. Топонимы. С. 193—194; Еремян С. Т. Армения. С. 62, 107, 116.
54 Рецензия на поэму «Мятежный князь», данная ирландским славистом и поэтом Шоном Маклехом Патриком (01.04.1915, Дублин). Шон Маклех о себе: «На английском языке — языке этих пришельцев и узурпаторов, которые до сих пор порабощают часть моей страны, мне писать не приходится. Решил писать стихи на русском языке. Этому языку меня научил один русин, что попал в Ирландию еще в 1922 году из Канады — бывший солдат первой мировой войны…»
55 Слова Владимира Васильевича Ковалева (03.05.1942 — 13.07.2016), нижегородского философа и композитора, друга и духовного наставника автора. Были сказаны им за неделю до кончины, на смертном одре. Памяти Владимир Васильевича Ковалева была посвящена книга, сборник рассказов, «Сократ» (Ордуни, Сократ — Н. Новгород: Издательство «Печать НН», 2016. — С. 23), а также стихотворения: «Письмо с того света», «Прощание с другом», «Мужичок под каблуком» (Ордуни, «Избранные стихотворения», 2017. — С.91, 97, 106).