Разные люди

Дмитрий Павлов 3
  Хочу поведать о двух встречах, которые, несмотря на давность, почему-то не забываются.
  Первый произошёл летом 1948 г., когда мне "стукнуло" 10 лет. Жили на даче в подмосковном посёлке, но "отоваривались" в Москве. Купив на рынке (по списку мамы) различную снедь, я пошёл на Савёловский вокзал, единственный  в то время в Москве, от которого  отправлялись не электрички, а пассажирские поезда, ведомые старенькими тихоходными паровозами. Вместо билета я купил мороженое, которое скушал ещё до отхода поезда. Потом открыл книгу и так зачитался, что прозевал приход контролёров. Несмотря на просьбы сердобольных женщин, меня высадили уже на первой остановке. С двумя сумками я перебежал на несколько вагонов вперёд, чтобы на следующей остановке совершить обратный "манёвр". В тамбуре было несколько ребят постарше, тоже безбилетников. Я только успел  предупредить их о проверке билетов, как вошёл "мой" контролёр ,мужик лет сорока. Не проверив билеты у перепуганных пацанов, он  высадил меня повторно на следующей остановке. Потом наблюдал за мной из открытой двери, пока состав не тронулся. Когда он закрыл дверь вагона, я бросился к поезду и, на ходу поставив сумки на нижние ступеньки, с трудом  взобрался на них и сам. В тамбур я заходить побоялся и более получаса ехал на подножках, несмотря на встречные поезда. Оказалось, что я попал в тот же вагон, из которого меня высадили первый раз.
  Я до сих пор не могу понять, почему этот контролёр так невзлюбил меня, маленького, щуплого мальчишку. Может быть, потому, что я читал книжку?

  Второй случай произошёл через 10 лет. В тот январский день мне исполнилось 20. Студент МГУ. Первый юбилей. Отметил с однокурсниками и поехал домой с Курского вокзала. Электричка проскочила мою станцию и без остановок проехала ещё около 10 км. Мороз -25 градусов, снег по пояс, а я одет как пижон, в полуботинках и лёгком пальто, как говорится, "не по погоде". Оказалось, что последняя электричка в сторону Москвы уже ушла, а следующая  пойдёт только утром.
   Шёл 1958 год. Недавно прошла "хрущёвская" амнистия и я, примерно зная, что меня ожидает  в привокзальном помещении, снял с руки часы и спрятал их в носки. И не ошибся. Там "грелись" пьяницы, среди которых были и явные уголовники. Я вышел из здания вокзала на перрон и, к счастью, увидал длиннющий (60-80 вагонов) товарный состав, готовый, как мне показалось, отправиться в сторону Москвы. Забрался в открытый тамбур и стал ждать отправления. Уже через 10 минут на таком морозе я почти окоченел. Мне показалось, что сейчас единственный выход - это попросить машинистов впустить меня в тепловоз погреться. Когда они открыли дверь, я сказал , что мне сегодня стукнуло 20 лет и я, поддатый, сел не на ту электричку и проскочил свою остановку. Увидев моё состояние, они  впустили меня в салон и, бросив мне огромный овечий тулуп,  предложили  ждать. В тепле меня разморило и я заснул. Сколько проспал, не помню. Проснулся от толчка. И фраза, которую я услышал, поразила и поражает меня до сих пор: СТУДЕНТ,ТЕБЕ ОСТАНОВИТЬ СОСТАВ ИЛИ ПРИТОРМОЗИТЬ,ЧТОБЫ СМОГ ПРЫГНУТЬ В СНЕГ?
   В итоге, на малой скорости, я выпрыгнул из состава в том месте, где под снегом не могло быть завалов из старых шпал и металла. На прощание они трижды прогудели сиреной.
   Представить такое сейчас я просто не могу.

   И контролёр, и машинисты были при исполнении служебных обязанностей. Но как по разному они понимали  своё  человеческое назначение.
   Я очень часто с благодарностью вспоминаю этих машинистов, моих фактических спасителей.