Дивный старец Серафим. Поэма. Часть 4. 2009-2017

Галина Лебединская
***   ***   ***   ***   ***   ***

ЧАСТЬ 4. 21. 03. 2012
(перерыв в работе над поэмой).

Серафим в дальней пУстыни.
Телесные  труды.
Занятие ума и сердца. Вершина
молитвенных трудов - постоянное
созерцание. Священное Писание.
Усугубление поста.

                1.

Холм высокий. Саровка же речка.
Сосны сплошь средь заросших кустов.
На холме - домик: комнатка, печка...
Здесь блаженный подвижник Христов.

Лес глухой. Одинокая келья.
Монастырь далеко позади.
Не любя никакого безделья,
Серафим огород посадил

И возился с землёю охотно:
Удобрял огород этот мхом,
А за мхом он ходил на болото
И искал его в месте сухом.

                2.

Возле кельи устроил он пчельник;
В лес ходил, добывая дрова,
Сквозь кусты пробираясь и ельник
и в молитвы слагая слова...

А одежду одну неизменно
Святой старец всё ту же носил:
Балахон полотняный бессменный,
Как носили тогда на Руси...

На руках - рукавицы из кожи,
На ногах же - из кожи чулки,
Лапти - чем-то на чуни* похожи:
Некрасивы и очень легкИ...

                3.

За душою своею следил
Серафим преподобный сурово.
Жизнь строгую он проводил,
Иногда посещая Сарово.

Он в обитель ходил лишь в субботу
Ко всенощной или по утрам,
Тайн святых причаститися* там
Постоянно имея заботу...

В непрестанных молитвах пустынник -
В этой дикой, глубокой глуши...
Его чай - зверобой и пустырник,
И безмолвье для чистой души.

                4.

И своя Серафиму окрестность
Представлялась Афонской горой,
Так как всё же отшельники местность
Населяли, встречаясь порой...

По утрам, выходя из ограды,
Продолжая Владыке внимать,
В Вифлеемском своём вертограде
Воспевал он Пречистую Мать.

Сколько знал Серафим наизусть
Кондаков, песнопений церковных,
Сокровенных и вечно духовных!
Сколько пелось из искренних уст!

                5.

Средь трудов, в огороде, у кельи,
Святой старец, работая, пел;
При каком-нибудь вдруг рукоделье
Замирал и как будто робел...

Время шло... Прерывалась работа...
Уж совсем высыхала роса...
И свои забывая заботы,
Он умом восходил в Небеса.

В созерцании мог он подОлгу
На молитве такой пребывать,
Устремивши все помыслы к Богу
И стяжавши душой благодать...

Путь нелёгкий пустынник прошёл,
Все изведав ступени молитвы,
И до самой вершины дошёл, -
Там, где разум и сердце слиты.

                6.

Для подвижника Божие Слово
Было верным источником сил:
Он вникал в него снова и снова
И о помощи Бога просил...

И в Священном Писании он
Оставлял, рассуждая, пометы,
Разумея Господний Закон,
Волю Божью и Божьи советы...

"Просвещает нас Новый Завет:
Им питаются всякие души;
Слово Божие - Ангельский хлеб, -
Говорил он. - Вот Бога и слушай!"

                7.

В умилении сердце держа,
Разумения дар благодатный,
Дух молитвенный старец стяжал,
Теплотой согреваясь приятной.

И достигши молитвы высокой,
Он усиливать подвиги* стал,
И особенно - подвиг поста,
Так спасаясь в пустыньке глубокой.

Он трудился, взирая на небо,
Сучья, хворост у кельи рубил...
Пост впоследствии усугубил,
Отказавшись совсем и от хлеба...

***   ***   ***   ***   ***   ***
Примечание автора.

1.Чуни* - обувь, похожая на лапти,
но сплетённая из верёвок, а не из лыка.

2. Причаститися* (причаститься - от слова "причастие") -
приобщиться к таинству святого причастия,
совершаемого в православной церкви на Богослужении
(на литургии).
Подвиг* (в православии) - духовное высокое делание
(молитва, пост, бдение, затвор, молчание...).