кузькина мать в зеркале американской науки

Уменяимянету Этоправопоэта
В начале 60-х американский профессор экономики Теодор Шульц объезжал в США убыточных фермеров.

Лидер Чикагской экономической школы и будущий Нобелевский лауреат Шульц, беседуя с хозяином полуразорённой фермы, понял нечто исключительно важное для всего мира.
Настолько важное, что его разговор с фермером назвали Ньютоновским яблоком, ударившим гения по голове.

«Почему вы разорены?», – спросил Шульц.

«Я отправил обоих сыновей в университеты. Их дипломы спасут нас, хотя это будет не скоро, а пока нам нужно продержаться», – ответил фермер.

В те годы Белый Дом находился в непрерывной истерике из-за угроз Хрущёва похоронить капитализм и показать Америке кузькину мать.

Приезжая в Москву и Ленинград американцы поражались скорости, с которой СССР восстанавливается после Войны.

Но самые ужасные для США новости публиковались в советских статистических сборниках.

Никто и никогда в истории человечества не демонстрировал таких темпов роста как СССР в 50-60-е годы.

Это был не просто рост, не просто индустриальный рост, а рост во всех без исключения отраслях промышленности, в образовании, науке и культуре, в космосе и спорте.

Ещё ужаснее было то, как советские люди возбуждёнными радостными толпами, размахивая флагами, приветствовали свою власть, угрожая вывалиться на улицы Вашингтона прямо из экранов американских телевизоров.

Американцы никогда не видели настолько счастливых людей в таком количестве, а в Голливуде не знали какими комиссионными можно заставить массовку так радоваться.
Во всех сферах американской науки шла острая дискуссия о путях спасения от советской гуманитарной угрозы.

С армией и обороной было более-менее понятно, но как конкурировать со страной, где рабочие счастливее, чем спекулянты, и возбуждены запуском очередного мартена сильнее, чем футбольные болельщики!

Западные экономисты были в панике – по всему выходило, что Маркс был прав.
Оправившись после удара по голове фермерским яблоком, долговязый и худой как жердь профессор Шульц понял, что только американские рабочие могут спасти первую в мире страну победившей буржуазии.

Он стал создавать теорию «человеческого капитала».

«Если знания о том, как работает завод, как платятся налоги и расходуется бюджет страны распределить в равной доле между всеми людьми в стране, – рассуждал Шульц, – то у капиталистов исчезнет их главное преимущество на рынке труда – невежество рабочей силы».

Его главный оппонент молодой профессор Фридман (рост 1 м 52 см), тоже будущий лауреат, возражал: «Во-первых, капиталисты не будут инвестировать в знания рабочих, потому что не смогут контролировать движение капитала – рабочие уйдут со своими знаниями к конкурентам, а во-вторых, если государство будет оплачивать образование, то это означает конец капитализма, где человек человеку волк, товарищ и брат. За что боролись!?»

Товарищ Шульц писал доносы на товарища Фридмана в Вашингтонский обком, но оттуда потребовали устранить идейные разногласия и согласовать противоречия между трудом и капиталом.

Так родилась теория человеческого капитала.

Шульц и Фридман договорились, что образование это не бесплатный обед, который может съесть каждый кому не лень, а некий особый вид продразвёрстки, когда у человека насильно отбирают его невежество.

С конца 50-х годов каждый пункт по шкале IQ приносит устойчиво американским рабочим 1000 долларов в год дополнительного дохода. 20 пунктов – 20 тысяч.

Это случилось не благодаря Шульцу и Фридману, а независимо от них, ведь закон всемирного тяготения действует не благодаря Ньютону, а благодаря яблоку, упавшему на бедную голову сэра Исаака.

Рейган и Тэтчер были большими поклонниками теории человеческого капитала и засыпали университеты бюджетными деньгами.

Выданные и безнадёжные кредиты студентам на получение образования достигают в США астрономических сумм и представляют серьёзную грозу стабильности экономике, но…
Но хуже всего иное.

Рабочие, став владельцами капитала своих знаний, перестали быть рабочей силой.
Рабочие превратились в капиталистов, мелких собственников.

Они теперь не борются за свои права объединёнными усилиями профсоюзов, а берут банковские кредиты на образование и свободно как деньги перетекают, куда сами хотят, где им лучше, разоряя владельцев фирм.

То есть ведут себя скорее не по Марксу, а по Хрущёву – показывают кузькину мать.

(по материалам американских журналов)