Я и революционное движение в России начала XX века

Вит Уйманов
В рассказе "Французские обои" (2013 г.) говорилось о том, как благодаря невероятной цепочке событий и совпадений, я приобщился к истории Мировой революции (говорю, конечно, с иронией). Осознание "причастности" произошло, когда в Париже, в квартире-музее В.И.Ленина в доме №4 на улице Мари-Роз я увидел на стенах обои периода  проживания там вождя мирового пролетариата, которые, к моему изумлению ("нет, этого не может быть!") в точности совпадали с обоям в моей московской квартире, чему позже нашлось объяснение*.
Само событие было давно и несколько стёрлось в памяти, но вот на днях я опять, почти случайно, узнал, что моя опосредованная связь с историей революционного движения в России на этом не заканчивается и что у меня дома есть подлинные раритеты, указывающие на это.
Накануне или в начале Войны, но точно до эвакуации из Москвы в Меленки в 1941 году, в один из дней мама со мной отправилась в гости к профессору, "дедушке Макаревскому".  Для меня это имя, скорее даже понятие, было загадочным: звали его "дедушка" из-за отдалённой степени родства, но какой точно я узнал недавно. Смутно помню переулок в районе улицы Кропоткина (теперь это опять Пречистинка), мрачноватую квартиру со старинной мебелью, старика с седой головой и окладистой бородой, кажется, была и старушка **.  Из-за малости лет и за давностью события я, конечно, не могу восстановить все детали, но отпечаталось лишь одно - маме, на память о нашем посещении, подарили фотопортрет профессора и две серебряные рюмки, а мне - дореволюционные, замечательные заграничные открытки, на которых были изображены экзотические, необыкновенно красивые, заморские петухи и куры. Больше мы там уже не бывали.
Серебряные рюмки на ножке, изящные по форме, с выгравированным рисунком снаружи и позолоченные внутри, всегда считались нашей семейной реликвией. У верхнего ободка клеймо и дата изготовления 1892(?).  Когда поступал на подготовительные курсы (академический рисунок, черчение) в Московский Архитектурный институт, для зачисления нужно было представить несколько своих работ. Так вот, на одном из рисунков я изобразил эту рюмку (в итоге, курсы закончил, но вместо МАРХИ поступил в технический ВУЗ, о чём совершенно не жалею). Уже в "зрелые" годы я изредка позволяю себе, как бы выполняя некий обряд, выпить немного коньяку из одной из этих рюмок. Так было и в этот раз, но тут я, пожалуй, впервые, задумался: "А кто же это профессор Макаревский? Может быт теперь, с помощью Интернета  можно выяснить какие-то подробности?"  И вот, что мне открылось.      
 Макаревский, Алексей Николаевич (Николович), даты жизни 17(29).03.1863 – 15.10.1942 г.г. Народоволец, участник екатеринославского съезда "Народной Воли" в 1885 г., в этом же году был сослан в Якутию, потом в Минусинск. Профессор (учёный в области ветеринарии - отсюда и открытки с петухами?). С 1929 года сотрудник, а затем и  директор Музея Кропоткина в Москве (!). Музей располагался в теперешнем Кропоткинском переулке.
На приложенной фотографии вижу то самое, замечательное лицо русского учёного - натуралиста, практика ещё той, дореволюционной научной школы  и культуры, которые ассоциируются у меня с именами Павлова, Тимирязева. Высокий лоб, умные глаза, окладистая борода, ощущение внутреннего достоинства -  весь его облик полностью совпал с моими представлениями. По приведённым признакам всё сходится  -  да, это тот самый "дедушка Макаревский" (удивительно - но не будь тех, подаренных мне памятных открыток с петухами, я, наверное, не смог бы до конца уверовать в правильности своей догадки). Более подробно его поучительный послужной список приведён ниже.***
Ещё я узнал, что дом, в котором находился музей всемирно известного русского революционера-анархиста, Кропоткина Петра Алексеевича, располагался в особняке в стиле московской "послепожарной" классики, построенном его бабушкой, княгиней Гагариной. Музей открыли в 1923 году. Средства присылали анархисты всего мира. В Англии Б.Шоу и Г.Уэллс создали Комитет содействия Музею Кропоткина. В Москве вокруг музея сгруппировались анархисты. В  1929-30 гг. ГПУ планомерно уничтожило остатки анархистского движения. Были репрессированы и многие сотрудники. Музей закрыли в 1939 году по указанию Сталина. В 1972 году здание передано под консульство Палестины. Планировка дома изменена, сад утрачен. Однако стену дома  по-прежнему украшает памятная доска с барельефом Кропоткина работы скульптора С.Меркурова.
И вот ещё. Продолжив "расследование",  выяснил, что сами рюмки не только являются для меня историческим раритетом, но представляют и художественный интерес. Я определил, что клеймо на рюмках, обозначенное буквами "П.К", числится в каталоге под №2808  и принадлежит Кошелеву Павлу Ивановичу, владельцу серебряного заведения в период 1886-1896 гг. и что изделия этого мастера есть в Государственном Историческом Музее.
Кстати, примерно в то время, когда были изготовлены эти серебряные рюмки (1892 г.), Макаревский находился с 1888 г. в ссылке в Якутии или в Минусинске по делу о "Народовольцах", а с 1901 г. был студентом в Харькове  (см. примечания) и вряд ли мог приобрести для себя их тогда. Возможно, они оказались у него гораздо позже, когда он был директором Музея Кропоткина, или уже после закрытия музея и, как знать, не имеют ли они непосредственного отношения к самому Кропоткину.
Вот так, чудесным образом, опосредованно, я соприкоснулся с тенью Ленина через французские обои в Париже и их аналог в моём доме в Москве, а через серебряные рюмки,  полученные из рук дедушки  Макаревского, - с тенью Кропоткина, что даёт мне основание (в шутку, конечно) озаглавить эти воспоминания "Я и революционное движение в России начала XX века"
И ещё о чём подумалось. Как всё переплетено в окружающем нас мире,  как всё взаимосвязано и объединено, иногда зримыми, но чаще невидимыми нитями, и что этот огромный мир входит в каждого из нас, и что мы сами часть непрерывно происходящего процесса, и ничто  не уходит, не исчезает во времени, а лишь прирастает с годами. Мы, наш ум не в состоянии увидеть и удержать в памяти все, но, порой, перед тобой открываются эти тайные связи и ты, в задумчивости, остаёшься наедине с этой бесконечной глубиной времени. Может быть, сказанное чересчур пафосно, но думаю, что верно по своей сути.
__________
* "Французские обои",  http://www.stihi.ru/2013/03/13/2945*
** Клавдия Фёдоровна - родная сестра моей прабабушки, Марии Фёдоровны Мальцевой (по мужу), т.о., Макаревские мои двоюродные прадедушка и прабабушка по отцовской линии.
***Макаревский Алексей Николович (рус.) или Макарэўскі Аляксей Мікалавіч (Нікалавіч) (бел.) Даты жизни (17(29).03.1863 – 15.10.1942 г.г).
 Место рождения Россия, Смоленская губерния (Смоленская область).
Трудовая деятельность
1882 – студент Харьковского ветеринарного института
1883–1885 – член студенческой группы народовольцев
1мая 1885 – арест
1888 – ссылка в Якутию, затем в Минусинск
1901–1904 – студент Харьковского ветеринарного института,
затем – ветеринарный врач в Томской губернии
1909 – сдает магистерский экзамен при Дерптском ветеринарном институте
1909 – руководитель борьбы с повальным воспалением легких рогатого скота в Азиатской России
1911–1917 – заведующий ветеринарным отделом при Тульской губернской управе
1916(декабрь) – защита диссертации на степень магистра ветеринарных наук при Донском ветеринарном институте
май 1917–1925 – доцент, профессор кафедры диагностики внутренних болезней домашних животных и болезней птиц в Харьковском ветеринарном институте
1925 (сентябрь) –1928 – профессор, заведующий кафедрой частной патологии и терапии внутренних болезней домашних животных Белорусского государственного ветеринарного института (г. Витебск).
1929 – сотрудник,  потом директор музея им. Кропоткина (г. Москва).

24.04.17.
Ил. и информация из Интернета.