Роль населения в теории общественного договора

Александр Аникеев
      Суверенитет личности — это концепция права собственности человека по отношению к самому себе, выраженная в моральном или естественном праве человека быть единственным, кто может распоряжается его телом, результатами труда и жизнью.
 
      По словам Людвига Коэна  (1913 – 2003), немецкого и американского социолога, одного из основоположников социологии конфликта,  концепция права собственности на самого себя состоит в том, что «каждый человек пользуется полным и исключительным правом контроля и использования себя и своих возможностей и, следовательно, не обязан предоставлять никаких услуг или продуктов кому-либо другому, если он не договаривался их предоставлять».  Но если договорился, то будь любезен исполняй договор. Назвался груздем - полезай в кузов!

      Проблема с определением границ самого себя проявляется уже в спорах, связанных с правом на аборт, — когда зародыш рассматривается или как обладающий собственностью на себя, или как находящийся в собственности матери часть материнского тела. Следовательно, право женщины на владение своим телом можно рассматривать как противоположное тому, что можно считать «правом зародыша на жизнь». Это противопоставление становится ещё более отчётливым в тех случаях, когда женщина вынуждена подвергать себя хирургической операции, чтобы родить здорового ребёнка. Аргумент о том, что концепция собственности на самого себя может защищаться гражданскими правами, но не предполагает право владеть другими людьми.

       Помимо споров о праве на аборт, проблема возникает и в спорах о правомерности запрета «преступлений без жертвы», о праве на эвтаназию, самоубийство и употребление наркотиков. Несмотря на то, что некоторые из этих действий могут рассматриваться как саморазрушающие, они не могут быть исключены из устоявшегося понимания владения собой. Кроме того, многие считают, что право собственности включает и право на уничтожение, то есть то, что создано человеком может быть им же и разрушено. При этом, в некоторых культурах самоубийство не только уважается как индивидуальное право, но и считается поступком чести.

       Дискуссии о границах себя в применении к праву собственности и ответственности исследовал учёный-юрист Мейр Дэн-Коэн в работах «Ценность собственности и ответственность» (англ. The Value of Ownership and Responsibility) и «Границы себя» (англ. Boundaries of the Self). Основной упор в этих работах сделан на освещении феноменологии собственности по отношению к своему телу и собственности; это служит популярной основой для юридических концепций и споров об ответственности и собственности.
       Определение границ самого себя также может быть сложным, если согласиться с предположением, что «я» включает объекты вне человеческого тела, как это предлагается Энди Кларком в эссе «Прирождённые киборги» (англ. Natural Born Cyborgs).

        Зародившиеся в конце девятнадцатого века движения по защите прав детей вступают в активную конфронтацию с широко распространенными представлениями о том, что дети – это одушевленная квази-собственность и непритязательная рабочая сила. Бросая вызов косной судебной системе, избегавшей вмешиваться во внутрисемейные отношения, прогрессивные движения способствовали реформированию системы социального обеспечения ребенка и добились принятия законодательных норм, регулирующих использование детского труда, и введение всеобщего обязательного образования. Вытаскивая на открытое общественное обсуждение проблем, касающихся детей, они добились повсеместного внедрения ювенальной юстиции. Новый импульс развития права ребенка приходится на 1960-ые и 1970-ые годы, когда некоторыми правозащитниками дети стали рассматриваться как жертвы дискриминации или насилия.
       Принятие и широкое распространение международных норм в области прав ребенка привело к неоспоримым изменениям послевоенный правовой культуры, которая даёт представление о важнейших международно-правовых инструментах по правам детей, являющихся составной частью этой культуры.


       Декларация прав ребенка 1952 года.

       Декларация ООН о правах ребенка 1952 года (ДПР) основывается на принципах, которые были изложены в Женевской декларации Лиги Наций 1924 года. В преамбуле отмечается, что дети до определённого возраста нуждаются в «специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Этим подтверждается обещание декларации 1924 года, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет» и, в частности, дается призыв к добровольным организациям, местным властям и национальным правительствам добиваться соблюдения прав детей. Одним из ключевых принципов в ДПР является то, что ребенку «законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита», а также «предоставлены возможности и благоприятные условия» для здорового и нормального физического, психического, нравственного, духовного и социального развития «в условиях свободы и достоинства». С этой целью при издании законов «главным соображением» должен быть принцип «наилучшее обеспечение интересов ребенка», который положен в основу всех международно-правовых норм, посвященных правам ребенка. В ДПР закрепляются права, которыми должен обладать каждый ребенок, такие как: право на имя и гражданство; право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; право на образование; а для детей с ограниченными возможностями «должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота». Среди других существуют положения содержащие требования по физической и психической безопасности ребенка – ребенка необходимо защитить от небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, торговли, вредного труда и дискриминации.


      Конвенция о минимальном возрасте 1973 года (Конвенция 138).

      Основное назначение Конвенции о минимальном возрасте для приема на работу (КМВ) является создание общего акта по вопросу о минимальном возрасте для приема на работу с целью достижения полного упразднения детского труда (преамбула). Таким образом, каждое государство-участник «обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков» (ст. 1). Государства-участники должны указать минимальный возраст для приема на работу, при условии соблюдения некоторых исключений, изложенных в КМВ. Этот минимум не может быть меньше, чем возраст окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже возраста 15 лет; первоначально можно установить возраст в 14 лет как минимальный, если экономика и система образования какого-либо государства недостаточно развиты (ст. 2). Исключения из возрастных ограничений может быть также разрешено для легкой работы, или для таких целей, как участие в художественных выступлениях (ст. 7 и 8). Если работа по найму может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, минимальный возраст не должен быть ниже 18 лет (ст. 3, п. 1).

       Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.

       Конвенция о правах ребенка (КПР) является наиболее полным документом о правах детей. Принимая во внимание только количество устанавливаемых субстантивных прав, без учета мер по их реализации, КПР является самым объемным договором ООН по правам человека, вступившим в силу. Конвенция выделяется еще тем, что в ней содержатся не только положения, касающиеся признания и осуществления прав детей в мирное время, но и обязательства по обращению с детьми в период вооруженных конфликтов. Значительность КПР заключается в том, что впервые в истории договорного международного права принципы, лежащие в основе соглашения, рассматриваются с точки зрения ребенка. КПР в первую очередь касается четырех аспектов прав детей: участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; защита детей от дискриминации и всех видов пренебрежения и эксплуатации; предупреждение причинения им вреда; и оказание помощи детям для удовлетворения их жизненных потребностей. Для целей КПР, ребенком является «каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее» (ст. 1).

      Ключевые достижения КПР воплощаются пятью характерными способами. В ней устанавливаются новые права для детей в соответствии с нормами международного права, которые ранее не существовали, например, право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст. 7 и 8), права наиболее уязвимых детей, таких как беженцы, на надлежащую защиту (ст. 20 и 22), и право детей из числа коренных народов следовать своим традициям (ст. 8 и 30). В некоторых случаях нововведения являются адаптированной для ребенка версией существующих прав человека, таких, как уважение свободы выражения мнения (ст. 13) и право на справедливое судебное разбирательство (ст. 40). Кроме того, в КПР на уровне международного договорного права закрепляются права, которые прежде действовали в рамках прецедентного права, основанного на региональных договорах в области прав человека (например, право ребенка быть заслушанным в ходе затрагивающего его участь судебного разбирательства) (ст. 12). Также в КПР замещаются необязательные рекомендации на соответствующие юридически обязывающие стандарты (например, ответственность государств за процесс усыновления и обеспечение прав неполноценных детей) (ст. 21 и 23). Новые обязательства возлагаются на государства-участников, касающиеся защиты детей, такие как упразднение традиционной практики, негативно влияющей на здоровье детей, а также проведение реабилитационных мероприятий для жертв пренебрежения, жестокого обращения и эксплуатации (ст. 24, п. 3 и ст. 39). И, наконец, специально выделенная обязанность государств обеспечить соблюдение всех предусмотренных в КПР прав без какой-либо дискриминации. Право ребенка на участие в судебных разбирательствах, касающихся его участи, наряду с принципом недопустимости дискриминации, закрепленном в статье 2, и принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка, зафиксированным в статье 3, формируют генеральную идею конвенции, отражающую стремление составителей обеспечить уважительное отношение к каждому ребенку, на основе признания его человеческого достоинства и индивидуальности.


       Всеобщая декларация прав человека 1948 года.

       Права человека — это права, необходимые людям для полноценной жизни и без этих прав человек не может в полной мере развивать и реализовывать свои человеческие морально-нравственные качества и развивать интеллектуально-духовные способности, что необходимо ему для жизни в обществе для того, чтобы полноценно удовлетворять все свои растущие потребности.

       Всеобщая декларация прав человека содержит две статьи, которые относятся конкретно к детям. В статье 25 пункт 2 декларируется: «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой». В статье 26 фиксируется право каждого человека на образование, а также условия в отношении доступности и назначения образования. Согласно которым, образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования; начальное образование должно быть обязательным; и образование должно быть «направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Тем не менее, «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».

       Писатели Уильям Риз-Могг и Джеймс Дейл Дэвидсон описывают людей, обладающих разумом и обладающих собственностью на самих себя в определённом возрасте, как суверенные личности, у которых есть необходимая власть и суверенитет над собственным социальным выбором, которые находятся под влиянием некоторых  управляющих сил определяющих развитие всех и каждого, но при этом не нарушают прав других. Такая оговорка является ключевой для классического социал-либерализма, когда суверенно мыслящие и хорошо организованные личности предпочитают окружение, состоящее из  хозяйствующих личностей и организаций, предоставляющих необходимые услуги друг другу в рабочее время и в рабочем порядке на основе определённых узаконенных договорных отношений по удовлетворению всех своих социальных и коммуникационных потребностей на принципах гуманизма, равноправия и социальной справедливости. Но это не отрицает и дружескую помощь друг другу на простых договорных отношениях.

       Это должно происходить не только на основе потребностей на базовые средства для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды, в удовлетворении потребностей в отдыхе после работы, в сне для восстановления своих сил, но и в потребности в морально-нравственном и интеллектуально-духовном развитии. Учитывая, что в сутках 24 часа, в процессе развития во многих странах стало нормой восьмичасовой ночной сон, восьмичасовой рабочий день и восемь часов, которые можно потратить для самообслуживания, для  семьи, для развлечений, для учёбы по повышению квалификации и прочее. 
    

        Недельный труд с одним или двумя выходными днями при одном отпуске в течении года сформировал для многих определённые нормы жизни и поведения, а нормы общественного договора  определили, что человек в среднем до 20-25 лет определяется в профессии, 25-30 лет трудится для приобретения необходимого для пенсии трудового стажа и в 60-70 лет уходит на пенсию по выслуге или по старости на заслуженный отдых. В гуманном обществе  равноправия и социальной справедливости, где один трудится для всех и все трудятся для каждого на своём рабочем месте в экономике страны, все граждане должны иметь право на свою долю необходимых КАЖДОМУ средств для жизни количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, а качество приготовления пищи, благоустройства жилья, изготовления одежды, если руки не оттуда растут, по зарплате, по категориям, по разрядам и прочее от результатов квалификации труда на рабочем месте. А ведь это уже в некоторых странах воплощается, когда рынок сохраняется только на продукты труда вне социально-коммуникационной сферы и на средства для жизни, которые производятся сверх необходимых норм для нормального и прогрессивного развития населения.
       Именно поэтому люди должны иметь не только необходимые всем  для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития социальные блага в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды, но и иметь, тоже необходимые всем, средства коммуникации, а это энергия, вода, канализация, связь, информация и транспорт, которые тоже каждый должен заслужить на основе общественного договора, а не пользоваться всем этим только по праву рождения.  Дети должны иметь право пользоваться всем необходимым для своего нормального развития за послушание и хорошую учёбу, старики как уже заслужившие своим трудом достойную старость.


       А что касается соблюдения законов, то только требования строгого запретительного характера по всем статьям ЗАКОНА для КАЖДОГО члена общества, одинаковое отношение ко всем нарушителям предлагаемого порядка для его обеспечения при соблюдении ЗАКОНА, имеет действительно сильное психологическое воздействие на КАЖДОГО члена общества, подчиняет всех адекватных граждан этим требованиям, не травмируя центр, ведающий чувством справедливости и не заставляет чувствовать себя чем-то ущемлённым в правах, поэтому без равноправия не может быть справедливости. 

       Формы публикации и размещения для доведения законов и правил до граждан не должны позволять толковать их как кому вздумается, ибо это всегда играет двойственную роль и либо заставляет искать лазейки, чтобы обойти запрещение,  либо побуждает к борьбе с несправедливостью если кому-то это разрешено, а другим нет.  А ведь именно здесь заканчивается справедливость!!!  В любом случае такая двойственность сильно влияет на психику человека и не способствует развитию гуманизма, равноправия и социальной справедливости в обществе.  И если СВОБОДА –  это возможность пользоваться своими правами согласно законов общества, то нет сомнения, что одни и те же законы одних могут угнетать, а другим дают ощущение свободы, если нет равноправия. «Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счёт другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы и ничто так не противоречит свободе, как привилегия» - писал М.А.Бакунин. Такие мысли, как «Свобода без социализма - это привилегии и несправедливость. Социализм без свободы - это рабство и скотство» - задают вектор прогрессивных мыслей Бакунина.


       О происхождение концепции общественного договора  Джон Локк в «Двух трактатах о правлении» писал, что «у каждого человека есть право собственности на свою личность».  Локк также говорил, что человек «имеет право сам решать, кем ему стать и чем заниматься, а также право пожинать плоды своих усилий».

   
     Рассуждая о частной собственности, суверенно мыслящие личности обычно отстаивают ту точку зрения, согласно которой право частного собственника распоряжаться ею по своему усмотрению является внешним по отношению к личности и если люди находятся в договоре с обществом, то они за свой необходимый обществу и нормированный общественным договором труд могут иметь право владеть результатами труда других людей по этому договору для удовлетворения своих потребностей от количества и квалификации своего труда без посредничества денег и тоже по своему усмотрению, не нарушая прав других людей на частную собственность.

      А вот Иэн Шапиро считает, что существование и необходимость иметь в обществе рынки труда подтверждает право собственности на себя, поскольку, если бы это право не было бы признано, то людям не было бы позволено менять использование их продуктивных способностей на средства для жизни или продавать другим людям свою способность к труду за деньги. Он говорит, что индивид обменивает или продаёт использование его производительной способности на ограниченное время и на определённых условиях на основе закона по общественному договору и может владеть тем, что зарабатывает от обмена или продажи использования этой способности  к труду по своему усмотрению. Таким образом он сохраняет за собой не только суверенитет над собой и свою способность к развитию, но и одновременно имеет определённые права по этому закону на средства для жизни достойно труда и делает вклад в эффективность экономики. 


       Именно благодаря социально-экономической теории происхождения социального гражданского общества,  государства и права на основе его законов, должно обеспечиваться экономическое соглашение между людьми на базе общественного договора или социального контракта. Понятие общественного договора подразумевает, что люди на основе новых законов смогут обеспечить свои суверенные права и свои социальные интересы именно через посредство государства. Общественный договор и означает тем самым соглашение, которое формируется населением по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим правовым оформлением посредством нового и прогрессивного гражданского закона в социально-экономических взаимоотношениях граждан такого государства. Именно в таких условиях при развитом партийном парламентаризме в гуманном демократическом обществе и государство является необходимым для народа, и народ для государства!

       В соответствии с главным принципом теории общественного договора, легитимный государственный орган формируется на основе добровольного согласия сторон договорённости, но на основе трудового соглашения иметь необходимые средства для жизни, от их общего количества производимого в обществе, по количеству и квалификации труда.  Причём это  должно производиться независимо от профессии, но при добросовестном исполнении человеком своих обязанностей на рабочем месте после необходимого обучения по производственной необходимости как для более полного удовлетворения потребностей общества, так и для удовлетворения социально-коммуникационных потребностей самого человека. Естественно учитывая сами потребности, способности и интересы человека.

       А исходное положение для большинства этих теорий — исследование условий человеческого существования, когда люди самостоятельно следуют не только материальной личной выгоде, но, поскольку работают все в коллективе, то и моральной.  Ведь людям жить и работать в этом коллективе и им важен моральный климат в обществе, с которым он находится в общественном договоре. Это он дома в некотором уединении, где стремится отдохнуть от коллектива, а в процессе действия общественно-экономического договора он постоянно в общении с людьми окружающего его общества и вынужден постоянно следовать определённым нормам поведения принятым в этом обществе. В противном случае покой,  моральное и  экономическое благополучие ему будет только сниться, ибо человеческий фактор в обществе социального благополучия тоже необходимо учитывать… 
        Исходя из этого исходного положения сторонники теории общественного договора и объясняют, почему разумный человек, следуя своему личному интересу, должен добровольно отказаться от некоторой свободы выбора профессии и коллектива, если этого требует производственная необходимость и интересы общества. А вот здесь и необходимо учитывать коллективную солидарность и взаимовыручку, ибо иначе никакой социальный контракт и общественный договор не будет способствовать общественному развитию, если превыше всего будут шкурные интересы каждого, а не коллективная солидарность, взаимовыручка, дружба, любовь и прочие факторы человеческих взаимоотношений…


       Конечно, для России это пока утопия, так как даже людей мыслящих подобными категориями и способных объединяться для достижения таких целей у России нет, а вот для стран с высоким социальным уровнем жизни уже давно реальность и никаких классовых социально-экономических противоречий в жизни этих стран не возникает.  Что касается других противоречий, то это вопросы психологии, морально-нравственных норм взаимоотношений разных людей и условий соблюдения законности, поэтому к классовым разногласиям отношения почти не имеют…


       В энциклопедическом словаре конституционного права можно прочесть, что ст. 37 Конституции РФ прежде всего гласит, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Следовательно, человек может работать либо по найму, либо самому быть работодателем, либо заниматься индивидуальной трудовой деятельностью или иным законным способом добывать деньги к существованию (например, игрой на биржевом курсе рубля, дачей денег взаём под проценты и т.д.).

       Получается, что деньги надо ДОБЫВАТЬ, как когда-то на заре становления товарно-денежных отношений добывали золото, пушнину или ещё какие-либо ценности, чтобы по весу золота или по количеству ценных шкурок получить определённое количество зерна или муки на пропитание, леса для строительства дома или ткани для изготовления одежды. А как ты это добываешь, никого не касается, ибо не пойман на воровстве, значит не вор…  Зачем честно зарабатывать, если можно добыть каким-либо … способом?  Вот такая сейчас в России конституция…

      
       А в соответствии с Декларацией прав человека каждый человек имеет право на равное вознаграждение за равноценный труд. Но по общественному договору социального государства каждый гражданин такого общества должен иметь относительно равные социальные условия жизни за относительно равные условия труда и это в социально развитых странах считается справедливым.  А в России до сих пор необходимо добывать деньги, а не стремиться к повышению своей квалификации и добросовестно трудиться на благо общества, чтобы иметь от общества все необходимые блага для нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития достойно количества и квалификации труда… 


       По теме -

       http://www.stihi.ru/2015/09/29/3028