Девчата - посвящается всем девушкам - землячкам,..

Лидия Толченникова
   
-Девчата! Вот для вас лопаты,
Кайло, ломы для вас, ребята,
На Сине -  Лбище мы идем,
Устроим здесь, врагу заслон,
Окопы будем все, копать.

  - Но нас позвали, воевать?
Пойду я завтра в сельсовет,
Ждать положительный ответ!
И школьницы  шагнули в строй,
Защитницы  страны родной.

-Ну, разве это фронт ребята?
Мне не нужны ни лом, лопата,
Я знаю только на войне,
Смогу помочь  своей стране!

Ах, как восторженно звучало:
-Нас пригласили  в медсанбат,
И мы с подружками решили,
Пойдем на фронт, как тот медбрат!
Все до одной без промедления,
Считаем, место нам,  в строю!
Я шпильки модные и платья,
С собой на фронт,в рюкзак возьму!

-Ну, что ты плачешь, что ты мама,
Вчера ушел мой друг, сосед,
Я курс прошла  в военкомате,
Служить я буду, в медсанбате,
Ведь  мне уже, семнадцать лет!

-И не держи меня ты мама,
Ты знаешь, вся в тебе упряма!
Им сложно будет  без меня,
Ведь знаю я два языка,

Я, Ворошиловский стрелок,
Вот, мой нагрудный  знак, значок,
Радисткой, летчицей смогу,
Тебя, отца не подведу,

И  Морзе  знаю, парашют
Верь,  ничего я не боюсь!
Мы все девчата, как одна
Уходим  в ночь, не ждем утра!

Но кто еще, если не мы
Надежный тыл своей страны.
Письмо я с фронта вам пришлю,
В нем все подробно опишу.

  Они тянули  непосильный,
Отяжелевший груз беды...
А на пригорке, возле леса,
Как будто не было войны.

Смеялись, пели песни  хлопцы,
Ни рук,   ни  ног,  тот весь  в бинтах,
Но  все надеялись, что вскоре,
Сметут  фашиста  в пух и прах.

И все мечтали, что уж скоро
Придет победа в дом родной!
И каждый знал, что  ждут их дома
С надеждой, верой – жив, живой!

… Эх,  дочки, кабы  знали вы,
Мать вся седая от тоски,
Что день, что ночь, ей все равно,
Пустое, черное окно...
Прощальный ужин  в тишине
Все думы только о тебе,
Прощальный взмах  в ночи руки
И крик отчаянья:  Прости!


Война - дело не женское. Несмотря на это, советские женщины, вставшие на защиту своей Родины, внесли неоценимый вклад в победу над фашизмом. По статистике, в годы войны в ряды Красной Армии было призвано более 980 000 женщин.Наверное, ни одна из них в мирное время не подозревала, какая судьба ее ждет. Недавние школьницы, которым было по 18-20 лет, ушли на фронт. Летали девушки на тихоходных учебных самолетах конструкции ПО- 2, которых называли "кукурузниками" или "этажерками". Оборудованы они были простейшими аэронавигационными приборами. Скорость самолета всего 120 км/час, высота - 3 км, нагрузка - 200 кг. Девушки летали ночью в тыл врага, сбрасывали партизанам оружие, боеприпасы и горючее, вывозили на Большую землю раненых, больных и детей. Ни заградительный зенитный огонь, ни патрулирование немецких истребителей не могли остановить их полеты. Девчонок, которые летали на хрупких ПО-2, немцы смертельно боялись. "В воздухе ночные ведьмы!" - пугались они. За каждую сбитую "этажерку" немецкое командование присуждало своим асам высшую награду - "железный крест".

По мнению историков, первый бой советские женщины приняли в Брестской крепости 22 июня 1941 года. Немцы не могли взять эту крепость около месяца, в рядах оборонявшихся бойцов Красной Армии имелось большое количество женщин (в основном жены командиров, медсестры, связисты). Гитлеровцы даже распространили слух, что крепость обороняет специальный женский отряд НКВД. После того, когда Брестская крепость была взята, осматривая развалины, немецкие генералы с удивлением наблюдали большое количество женщин, с оружием в руках. Да и в плен попало немалое количество женщин.В странах-участниках Второй мировой войны положение и условия женщин было безусловно разным. В СССР были законы, которые с легкостью позволяли призывать на военную службу женщин. В Америке и Англии женщины воевали по своей собственной инициативе. В Германии немцы не отправляли своих женщин на сам фронт в боевые действия. На фронтах у немцев не было даже медсестер женского пола (только медбратья).В годы Великой Отечественной войны Александра Митрофановна Ращупкина повторила поступок легендарной "кавалерист-девицы" Надежды Дуровой, которая в 1806 году под мужским именем поступила на военную службу, а затем сражалась с армией Наполеона. Около года Александра Ращупкина тщетно обивала пороги военкоматов с просьбой отправить её на фронт. В 1942-м, коротко постригшись, в мужской одежде Шура снова пришла в военкомат и, воспользовавшись царившей там неразберихой с документами, всё же записалась на фронт под именем Александра Ращупкина.
В Подмосковье Александра-Александр окончила курсы шоферов, а затем, уже под Сталинградом, двухмесячные курсы механиков-водителей танка. Воевала девушка в составе 62-й армии генерала Чуйкова. Удивительно, но почти три года ни экипаж танка, на котором сражалась Ращупкина, ни остальные однополчане не подозревали, что под обликом "Сашки-сорванца" скрывается женщина. Тайна открылась только в феврале 1945 года, когда танкисты вели бои уже на территории Польши. Во время одного из них танк Ращупкиной наткнулся на засаду, был подбит, загорелся. Александра получила тяжёлое ранение. На выручку бросился механик из соседнего танка, стал перевязывать. Он-то и распознал в Сашке девушку. Потом были госпитали, демобилизация, встреча с мужем, который тоже уцелел в той страшной мясорубке и тоже вернулся с войны покалеченным. Вместе они прожили ещё около 30 лет.