Марке - вся Италия в одной Области!

Александр Витальевич Прохоров
(На фото - Анкона)



Ты провести границу не спеши –
Она дрожит как пульс на сотом герце,
Она как нить на зеркале души,
Как трещина на глобусе и сердце.

Мы здесь стоим. Построены стихи.
Кричат грачи, весна слагает гимны.
Ты часовой, поэт, ты заступил
На рубежи земли неповторимой!

 («Граница», Олег Павловский)


«…Эмоция, которую может подарить вам одно из этих малопосещаемых мест, возможно, ещё более сильная, нежели очарование, исходящее от какого-либо освящённого места.
Именно здесь мы можем обнаружить звуки, запахи, отголоски некоего прошлого, подёрнутого дымкой в нашей памяти. Почти всегда в этих боргах, часто покинутых людьми, мы встречаемся сами с собой…»

Это - слова, жившего в области Марке, наверное, «последнего Героя Итальянского Возрождения», знаменитого поэта, друга и сценариста Феллини, Тонино Гуэрра – того самого, который всю жизнь любил белоснежную Россию и у которого по сей день, к счастью, здравствует русская жена Лора.

«Встретиться с самим собой» Это уже, согласитесь, что-то из смыслового ряда… «Познать себя»… «Познать свою душу»…

«Познай самого себя». По преданию эта надпись была начертана на фронтоне знаменитого храма Аполлона в Дельфах (Средняя Греция), где  несколько лет назад мне посчастливилось побывать. Говорили также,  что однажды все семь мудрецов собрались близ Дельфийского храма и положили это выражение в основу всей эллинской (греческой) мудрости.

Греческий оригинал этой максимы, «gnothi seauton» («гноти сэавтон»), приводит римский поэт Ювенал («Сатиры, XI, 27), говоря, что этот мудрый завет «сошёл с небес». Латинский перевод («Nosce te» - «Познай себя») дал Цицерон в трактате «О законах» (I, 22, 58) и «Тускуланских беседах» (I, 22, 52):

«Да, увидеть душу душою же – великое дело: в этом и состоит смысл Аполлонова завета: «Познай самого себя»… Говоря «Познай самого себя», он говорит: «Познай душу свою»… «Познать это – поистине достойно божества: иначе это наставление некоего мудреца не было бы приписано самому Богу».

Вот такие философские ассоциации и параллели приходят сейчас в мою голову, когда я вспоминаю о недавнем международном пресс-туре с моим участием в одну из самых интересных (и одновременно малоизвестных широкой публике) областей Италии – регион Марке. «Марк» означает «пограничный район»… Граница… Вновь невольно вспоминаются строчки Юрия Павловского:
………………………………………..
Она дрожит как пульс на сотом герце,
Она как нить на зеркале души,
Как трещина на глобусе и сердце.

Расположённую между Апеннинами и Адриатическим морем область Марке можно сравнить с магической шкатулкой с её старинными городами искусств и  городками –« борги», живописными холмами и дикими горами, с великолепными песчаными пляжами и пёстрым, будто скроенным из лоскутков, притягательным сельским краем. В дохристианские времена область населяли таинственные пицены, которые, судя по всему, были ассимилированы римлянами.

В IV веке до нашей эры изгнанные из Сиракуз дорийцы, выходцы из Великой Греции, населили большую часть этой области. Самым важным городом и самой северной точкой зоны греческого влияния на Апеннинском полуострове была Анкона.

С небольшого и по-домашнему уютного аэропорта этого древнего портового города, куда прилетел наш самолёт из баварского Мюнхена (прямого авиасообщения между Москвой и Анконой пока, к сожалению, нет), и началось фактически моё знакомство с Марке. Название административного центра области и её крупнейшего порта (связан паромным сообщением с Грецией и Хорватией) происходит от греческого «ancon» (локоть). Имеется в виду скалистый холм, который выдаётся в море и образует исключительно удобную природную гавань.

В прошлом Анкона была единственным естественным портом на Адриатике между Венецией и полуостровом Гаргано. Именно здесь останавливались византийские корабли на пути в Равенну. Как торговый город Анкона являлась заметным связующим звеном между Востоком и Западом. Город весьма космополитичен, ведь его традиционно населяли многие этнические меньшинства – евреи, славяне, албанцы, турки, греки и армяне.

В 1532 г.,  после почти пяти веков автономии, город потерял свою независимость, подпав под папский контроль и став военным городом с укреплениями, которые сохранились по сей день.

Только в 18-м веке Анкона возродилась благодаря покровительству папы Клемента XII. Он распорядился расширить старинный мол Траяна и построить мол Ванвителлиана (Vanvitelliana) или  Ладзаретто (Lazzaretto), замечательное сооружение, окружённое каналами и созданное знаменитым архитектором Луиджи Ванвителли в 1733 году.

В 1797-1815 гг. Наполеон прервал папское управление Анконой, а затем оно вновь продолжилось вплоть до 1860 года, то есть – до объединения Италии.
Бомбардировки во время Второй мировой войны (130 воздушных налётов!) разрушили большую часть средневекового города. К счастью, некоторые важные памятники уцелели, например, сооружение 15-го века Лоджия деи Мерканти (Лоджия торговцев) и расположенная к северу от неё романская церковь Санта-Мария делла Пьяцца. Поблизости в  Пинакотеке и  Галерее современного искусства представлены полотна Тициана и Лоренцо Лотто. В Национальном архиологическом  музее Марке экспонируются коллекции греческого, галльского и римского искусства.
К порту примыкает арка Траяна, воздвигнутая в 115 году н.э.. Она была сооружена как раз, чтобы подчеркнуть важность Анконы как порта.

Живописные улочки поднимаются от порта к кафедральному собору Сан-Чириако . Храм возвышается на холме Гуаско и посвящён святителю Кириаку, прибывшему с Востока и ставшему одним из первых епископов Анконы. Святитель Кириак является  духовным покровителем города.

Святитель Кириак в 326 году присутствовал вместе со святой равноапостольской царицей Еленой при обретении Креста Господня на месте Голгофы, где был распят Иисус Христос вместе с двумя разбойниками. Св. Кириак являлся также свидетелем того, как при обнаружении трёх крестов совершилось чудо исцеления усопшего при соприкосновении его с Животворящем Крестом Господним.

До  прибытия святой Елены он  был раввином еврейской синагоги и не хотел показывать то место, где был распят Искупитель. Лишь под угрозой заключения в темницу Иуда (так звали раввина) согласился показать место распятия. После обнаружения трёх крестов и исцеления  мёртвого юноши, Иуда был так поражён свершившимся событием, что сразу крестился с именем Кириака, что в переводе с греческого означает «человек Божий».

После Святого Крещения ставший христианин Кириак отправился вместе со святой царицей Еленой в Рим, дабы поклониться мощам святых апостолов Петра и Павла. Путь в Рим как раз пролегал через Анкону, которая и в те далёкие времена являлась портовым городом.

Кириак посетил сантуарий святого Стефана в этом городе, и жители Анконы настояли на том, чтобы он стал епископом.  После сего события св. Кириак вновь отправился в Иерусалим, чтобы проповедовать Евангелие среди евреев в своём родном городе. Там он попал под гонение императора Иустиниана Апостата. Св. Кириак был брошен в темницу и принуждаем отречься от христианской веры.  Его предали жестоким мучениям.

В V веке тело священномученика Кириака  было перевезено из Иерусалима в Анкону, где его честные мощи и пребывают в одноименном соборе по сей день.

Католическая Церковь чтит память священномученика Кириака 4 мая – день мученической кончины и 8 августа – день перенесения мощей из Иерусалима в Анкону


 Размещённая в естественном амфитеатре, образованном тремя холмами, Анкона предлагает приезжим восхитительные виды и возможность совершить интересные прогулки по живописным улочкам старого города, погружённого в аромат лаванды, которую собирают на горе Корнеро.

Но время прощаться со «столицей» Марке.
Из Анконы наш путь лежит в  прибрежный курортный городок с красивым названием
Сан-Бенедетто-дель-Тронто, расположенный примерно в 100 километрах от Анконы.
По дороге, глядя в окна микроавтобуса,  убеждаешься в правоте писателя Гвидо Пьовене, который в своей книге «Путешествие в Италию» заметил:

«Если кому-то захотелось бы определить, какой из итальянских пейзажей является наиболее типичным, в качестве такового надо было бы назвать пейзаж Марке…
Италия со своими ландшафтами является своего рода квинтэссенцией пейзажей всего мира; а Марке, в свою очередь, является квинтэссенцией всей Италии».

 Это отличительное «разнообразие в единстве» Марке отражено в следующих сводных данных:

- 180 км. Береговой линии и пляжей и 17 престижных Голубых Флагов, включая Портоново, Сан-Бенедетто-дель-Тронто, Граттаммаре, с которым мы познакомимся позже;
-  1 морской порт и 9 туристических;
-  2 национальных парка (Монти-Сибиллини, Гран-Сассо, откуда во время войны Скорцени со своими коммандос по приказу Гитлера похитил содержавшегося под арестом Муссолини, и Монти-делла-Лага) и 4 региональных парка (вкл. Монте-Конеро);
-  22 коммуны из лиги «Самые  красивые борги Италии» и 19 оранжевых флагов Туристического клуба Италии
- 113 театров (оперы, спектакли, концерты), из которых 72 представляют большую архитектурную ценность.
- 106 замков и свыше 200 старинных крепостей и башен. Их можно увидеть среди  горных вершин.
- 400 музеев, 7 археологических парков и 34 места археологических раскопок
- Более 96 аббатств и 183 священных места.

Между тем мы уже подъезжаем к Сан-Бенедетто-дель-Тронто. В памяти оживает мелодия  популярной итальянской песни «Почему бы не провести лето на море...?»
               
                (Продолжение следует…)


См. также:

http://www.russiaprivet.org/----/

https://www.facebook.com/ComitelPartners


Автор сердечно благодарит власти Марке и Comitel&Partners за интересный международный пресс-тур в эту Область  Италии.