Дикая розга. Путь к покаянию. Глас Божий

Галина Николаевна Николаева
                ГЛАС БОЖИЙ


                «Молитву мою пролию ко Господу и Тому возвещу печали
                моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду
                приближися и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя».
                (Канонник, песнь 6)

     В минуты уныния задаю себе вопросы: «А зачем я живу на земле, чтобы мучиться? Почему в моей жизни всё так плохо, всё не так? Где истина? Где же, ты, мой Ангел-хранитель?
     «Долго же я, твой Ангел, хранитель ждал твоего обращения. Давай теперь поговорим…
     Когда ты приняла Святое Крещение, Бог поставил меня охранять тебя, наставлять, учить и жить духовно. Но ты сразу отвергла меня, и поэтому я не мог к тебе приступить. Живешь ты в пороках и страстях и от твоей души исходит зловонный смрад. В твоей мертвой душе нет Бога и мысль о Нем у тебя никогда не возникала. Плоть и мир ищут только твоей погибели, и ты их любила и служила им с таким поражающим усердием. А что ты сделала для Господа?
     С юных лет в твоей жизни тянется духовный кризис: твоя совесть постоянно взывала к тебе, но ты не слышала, а страдала и мучилась твоя душа. Она погрязла, захлебнулась в болоте грехов и не могла уже наслаждаться полнотой жизни. Ты спрашивала об истине, но не искала её, а она, оказывается, рядом.  Господь сказал: "Я есть путь и истина и жизнь" (Иоанн.14,5). Он дал тебе всё и Себя отдал на распятие ради спасения грешников. Господь простит вам все грехи, но не простит одного – если не захотите каяться, не признаете своей нечистоты.  Поэтому самое главное для твоего спасения твоей души – сердечное покаяние».
   
     Прочитав дневник митрополита Мануила (Лемешевского), меня глубоко тронул разговор Бога с душой человека. В нем Любящий, Милующий проникновенный Божий глас вразумляет человеческую душу, умиляет и утешает:
     «Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что теперь искренни и своевременны.
     Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, Как искренно тобою пережитые.
     Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.
     Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем».

     Господи, без Тебя, мир с пороками и страстями увлек меня к себе. Как суетилась и с какой энергией искала предметы чувственные и тленные, пренебрегая блага небесные, и стремилась на муку вечную. Я, подобно безумному, который продает Царство Небесное за минутное наслаждение, которое доставляет ему диавол.
     Господи, Ты показал мне на Голгофе, что люди могут бросить человека, но Ты никогда не оставляешь Свое создание, каким бы падшим оно не было. Стыдно говорить, что православная христианка, прожила жизнь и не знала кто Ты, Иисусе Христе, для чего Ты приходил на землю, как жил, как учил, какие муки Ты здесь принял не за Себя, а за нас, грешных. В чем состоит вера православная? Для чего живу на этой земле? Полная духовная безграмотность.
     Создатель мой, осквернив Твой образ Божий, я недостойна Твоей безграничной милости. Но Всемилостивый, Господи Иисусе Христе, спаси, вырви дикую розгу, выросшую во тьме и запутавшуюся в плевелах, привей её к Своей виноградной лозе.

     «Я, Глас Божий, когда тебя обличаю в совершении отрицательных поступков, слов, тогда в душе твоей вызываю сожаление, плач, скорбь и желаю сделать тебя причастницей вечного блаженства. А есть падший ангел, который увлекает тебя с истинного пути и хочет видеть в вечном пламени преисподней. Оба ангела стремятся овладеть твоим сердцем, но Господь дал человеку свободу выбора и предупреждает: «Кто не любит Меня, тот не со Мной» (Лк.11,13). А чтобы быть с Ним, Спаситель дал 10 заповедей Моисею на горе Синай и 9 заповедей Блаженств. Но стоит человеку отступить от них, он сразу же попадает в зависимость темной силы».
     Но тут вражья злоба прерывает добрые мысли Ангела:
     «Наш царь мира и мы, слуги его, ненавидим Бога и Его людей. Когда Архангел Михаил со своим воинством снизверг нас на землю, тем более мы люто возненавидели создание Бога. С тех времен мы имеем громадный опыт тысячелетий по взращиванию порочных страстей, совращению и уничтожению ваших Божиих душ. Как первого человека прельстил наш змий-диавол лестью и хитростью, так и сейчас прельщаем вас, вашу гордыню. Мы похищаем вашу непорочность с младенчества, а взамен передаем вам в дар зависть, гордость, ненависть, злобу, алчность к деньгам, жадность, богоненавистничество. Чтобы вы поклонялись нам, а не Богу, мы привили вам "любовь" ко всему земному – материальному, деньгам, всем благам и удовольствиям без чего уже не можете жить. И вы довольны этой временной земной жизнью, думая, что лучше не бывает, и не будет  другой жизни, кроме, как на земле. Вы не способны воспринимать духовное. Хотя у вас и есть Священное Писание (наша погибель), всё равно не читаете его, да и не поймете, так как мыслите по нашим законам, которые совершенно противоположны Священному Писанию. Мы для своих «друзей» обустраиваем жилище на вечные времена с нами в аду, хотя уже и места уже не хватает, такой богатый урожай! Но не волнуйтесь, у нас есть ещё и стены, по которым будем размазывать ваши души».

     «Ты слышишь, - прерывает Ангел Божий, - с какой ненавистью и буйством сатана клянет Бога! Но, не имея возможности обратить на Него свои удары, устремляется на людей, в которых видит Его образ и подобие. Зависть жжет его сильнее адского пламени. Какое удовольствие злобному сердцу его осквернить вашу душу, лишить вас благодати Христовой, изгнать Бога из вашего сердца и преградить вам путь к Небу. Хотя он приходит к тебе раздраженный сильным гневом, но хитро скрывает свою злобу. Он принимает на себя вид светлого ангела и беседует с тобой языком друга: он хвалит, льстит, предлагает наслаждения; нет ни одной хитрости, которой бы не употреблял он. Этот змей вероломный вползает в твою грудь, усыпляет тебя и язвит смертельным жалом: то старается погасить в твоем сердце спасительный свет веры, то томит тебя беспечностью и скукой, то возбуждает в душе твоей бурные страсти, то увлекает твои чувства к постыдным вожделениям. Он не оставляет тебя ни на минуту в покое. Чем настойчивее ты гонишь его от себя, тем с большей яростью он нападает на тебя. Его хитрость гораздо опаснее, чем сила.
     Как воздушная зараза, наполняющая атмосферу и незаметная для твоего чувства, вливает смертоносный яд в твое дыхание, так и злобный дух, действуя с тонким и незаметным коварством растлевает твою душу. Ты не замечаешь его действий на твое сердце, потому что он не противодействует, но потворствует стремлению твоих наклонностей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторону, куда твои наклонности увлекают тебя. Он непрестанно разжигает твои пожелания, чтобы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные страсти. Он умеет приноровляться ко всем умам и ко всем характерам.
     Земная жизнь знает лишь те нравственные законы, которые определяют взаимоотношения людей в пределах здешних земных интересов и задач. Грех - это нарушение закона Божественного, открытого людям для достижения вечной жизни. И потому то, что кажется людям, заслуживающим одобрения, - мерзость перед Богом.
     Ты никогда не просматривала своих душевных состояний, своих помыслов, своих поступков, всей своей внутренней, да и внешней жизни с точки зрения Божественного закона. Все твои нравственные понятия и вся твоя нравственная жизнь были вне всякого вопроса о спасении. Ты жила до сих пор, как частица мира сего, по его понятиям и по его стихиям.
     Теперь ты должна начать внутренний просмотр всей своей жизни. Твое сердце завалено грудой мирской мерзости. В покаянии и в причащении Святых Таинств, в молитве и посте, уповая во всем на милость и помощь Божию, очищай свое сердце, освобождай от мирского хлама духовную свою жизнь. Это будет не так просто. Эта борьба потребует громадных усилий, терпения, веры.
     Для того, чтобы встать на путь духовной жизни, прежде всего надо ясно поставить перед собой оба пути – путь жизни духовной, ведущий к спасению, и путь жизни плотской, ведущей к гибели. И в самой глубине существа своего – решить идти путем жизни духовной. И этот первый шаг, это решение делать легко. Потому что легко сделать выбор между жизнью и смертью. Сознательно выбрать смерть, а не жизнь, может только человек безумный. И если ты поняла, что жизнь мирская, по плоти, есть смерть, а жизнь церковная, по духу, есть жизнь, - то без колебаний примешь решение встать на путь жизни церковной.
     А теперь потрудись и вспомни, сколько получила ты благодеяний от милосердия Божиего и как употребила их. В день Суда потребуется от тебя отчёт в этом».

     Я ещё раз начала просматривать свою жизнь. Плачешь и вспоминаешь со стыдом и презрением к себе, и с каждым днем все глубже и глубже осознаешь свою ничтожность и духовную, и физическую, мерзкую греховность, свои недостатки, которые ничем не искупишь, и остается надежда только на милосердие Божие.
     Какая же была пустая и бесцельная жизнь... Да как же я жила раньше? Как я не могла видеть того, что вижу теперь? Господи, прости! Господи, спаси!
     «Бог даровал тебе всё, - говорит совесть, - чтобы ты жила во славу Божию. Вспомни, сколько раз Господь спасал тебя от смерти».
     Казалось, что вспомнить всё невозможно, но Ангел помог восстановить из памяти события с детства. Мама говорила, что в детстве была на грани смерти, тяжело заболев корью. Вспомнила, как тонула и моя жизнь мгновенно, как в кино прокрутилась. Когда училась в третьем классе, шла из школы домой и, переходя дорогу, грузовая «трехтонка» сбила, и я вылетела на сугроб и встала невредимой. Когда летела в самолете, и он долгое время не мог приземлиться, потому что шасси не выпускались. Когда возвращалась с мужем и детьми с Украины: машина была битком нагружена консервацией в багажнике и на крыше машины, и на ходу отвалилось переднее колесо, но никто из нас и груз не пострадали. Когда шла на работу, переходя дорогу, неожиданно упала, а машина на скорости успела объехать меня. Когда шагнула в погреб и не поломала ноги. И всё это принимала как должное, и никогда не благодарила Бога и тебя, Ангела-хранителя.
     Господи, согрешила, мертвая душою, всю жизнь отвергала совесть, ангела моего хранителя, Твои благодеяния, Твою помощь и принимала всё как должное и никогда не благодарила Тебя. Господи, прости меня, неблагодарную тварь.

                ОБЛИЧЕНИЕ СОВЕСТИ

                «Я хочу, чтобы ты, хотя бы на склоне лет твоих познал, как трудно и
                стыдно пересматривать самого себя без прикрас и похвал, как
                невыразимо тяжело заглядывать в каждую щелку своего прошлого и
                безпощадно критиковать все допущенные ошибки, мерзости и               
                открытые гнусности, достойные величайшего презрения и омерзения».
                Митр. Мануил Лемешевский (беседа с Богом)

     Я не знала о внутренней борьбе с грехами, плыла по течению и куда только не заносило. И только с Божией помощью я узнала о существовании духовной жизни.  Теперь мне надо учиться заново жить, учиться жить по совести и Евангелию. Передо мной встала труднейшая задача – борьба со страстями.
     В этом совесть усердно помогала мне, безпощадно обличая меня:
     «Вот ты говоришь Богу в молитве «Отче наш…»: «Да приидет Царствие Твое…», а ведь не знаешь, как приходит это Царство и, не зная, не готовишься и ничего не делаешь к получению его, то возможно ли, чтобы пришло к тебе Царство? Какая же польза, что просишь ты в молитве: «Да придет Царствие Твое»? Господь говорит в Святом Евангелии: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф.3,2).
     Итак, хочешь, чтобы пришло это Царство? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: «Да приидет Царствие Твое», оно не придет к тебе.
     Ты от стыда утаивала постыдные грехи, твои гордыня и самолюбие мешали: «Что батюшка подумает о тебе?» Сознательно замалчивая грехи, пришла к тому, что все предыдущие исповеди считались недействительными. Все грехи, названные и неназванные, остались в душе, да еще прибавился сугубый грех (двойной) – утаивание грехов на исповеди.
   
     Священника можно обмануть, но Бога не обманешь. А если после «таких исповедей» ещё и причащалась, то причастие будет только в осуждение. За это особо спросится на Страшном Суде. Здесь ты лишь в присутствии священника – одного человека – называешь грехи свои. А представь, как на Страшном Суде нераскаянные грехи, которых ты стыдишься, прозвучат перед всеми святыми, перед Ангелами. Весь мир их узнает и как затрепещет душа твоя. Поэтому диавол и внушает стыдиться их, чтобы ты не каялась. Отбрось стыд, надо стыдиться грешить, но не стыдиться каяться.
     Знай, что грехи нераскаянные передаются из поколения в поколение. Каждый грех имеет собственную, ему принадлежащую болезнь. Страсти и пороки порождают недуги на целые века у целых фамилий. В целых народах народные пороки и болезни нравственные образуют недуги, им соответствующие. За потакание своим страстям и своей плоти, за получаемое беззаконное удовольствие человек жестоко расплачивается, принося в жертву, прежде всего здоровье. Очистив свою душу, ты очистишь путь для себя и своих детей и внуков, потому что на них несчастных, уже больных, ложатся грехи родителей и прародителей. Молись за них и за весь род. И твои сыновья должны очистить свои души, и их жены с родителями, и внучки тоже. Они должны знать, что будущее их, и детей и следующих поколений будет зависеть от каждого из вас.

     Еще хуже поступает тот грешник, который хотя открывает на исповеди свой тяжкий грех, но не дает обещания с ним бороться, не имея решимости его оставить. Такой человек подобен тому непотребному сыну, который, тяжко оскорбив своего отца, говорит ему для формы: «Отец! Прости меня, но… я хочу еще и еще тебя оскорблять, как и прежде». Нет пользы от такого покаяния, не ослабляет, а только увеличивает свой грех.
     С первых же шагов твоей духовной жизни будут подстерегать тебя козни вражеские. Они каждое доброе движение сердца стремятся обратить его во зло, потому что все доброе в вас имеет некую черту, перейдя которую незаметно обращает во зло. Распознавать эту черту часто не может человек своими силами. Это дело благодати Божией, потому что самонадеянность – самый опасный грех, так как в нем таится возможность всех грехов. Враг будет стремиться и доброе твое покаяние довести до злого уныния. Отгоняй их. Не давай им задерживаться в сердце. Этого всего надо ждать и ко всему этому надо быть готовой, помня слова апостола Петра: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого проглотить" (1Пет.5,8). Это сказал апостол, который сам отрекся от Христа, трижды был после этого призван Господом пасти овец и стал Апостолом Первоверховным, как и гонитель Савл, ставший Первоверховным апостолом языков. Промысел Божий привел тебя в Церковь и запомни – здесь источник твоей жизни».

     Только за минутную слабость Петр оплакивал свой грех всю свою жизнь. Да как же мне надо плакать и раскаиваться за то, что всю жизнь предавала Господа изо дня в день?!
     В 13 лет мне вдруг захотелось принять крещение, не имея ни малейшего представления о Боге, о Евангелии, о Крещении. Зачем тогда крестилась? Просто хотела иметь крестного, как многие, и получать подарки в день рождения. И мои дети крещеные воспитывались в «темноте». Теперь сыновья стали крестными, и также ничего не знают о крещении, об их обязанностях и, тем более, о том, что на Страшном Суде будем отвечать пред Богом за бездуховное воспитание своих детей и крестников.
     Со стыдом вспоминаю Грецию, когда группу привезли в монастырь, а я - в шортах. Но при входе нам дали юбки и кофты, чтобы прикрыть нашу наготу. А по территории ходила и в храм вошла с непокрытой головой, но старец своей любовью покрыл мою духовную немощь благословением, и одарил нас иконочкой Божией Матери.
     Господи, согрешила, приняла крещение, ничего не зная о Тебе, без всякой подготовки, и с первого дня предавала Тебя: не соблюдала обеты крещения, прожив ходячим мертвецом, детей крестила также в неведении и не смогла воспитать их духовно, и сама также по неведению стала крестной; заходила в храм с непокрытой головой, да еще с накрашенными губами и прикладывалась к иконам.
     Спаситель, прости меня грешную, покрой мою немощь, воспитай Сам духовно меня и моих детей с крестницей.

     Церковь учит, что покаяние завершается исповедью. Покаяние очищает душу от грехов, делает ее чистой, как после крещения, почему покаяние и называется «вторым крещением», или «крещением слезным», знаменуя «горький плач» о грехах (Мф.26,75).
     Последствия истинного покаяния:
     - первое, когда человек перестает совершать свой грех, по слову Спасителя: "иди и впредь не греши" (Ин.8,11), и
     - второе, когда в противоположность прежнему греху, покаявшийся начинает совершать соответствующие добродетели: вместо чревоугодия – пост, вместо сребролюбия – нищелюбие, вместо блуда - чистоту и пр., то есть творить плоды достойные покаяния (Мф.3,8).
     Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли грехи его прощены от Бога, есть тот, по замечанию святых отцов, когда человек чувствует в себе такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласится умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом. И это есть естественное чувство всех от всего сердца обратившихся к Богу и истинно возлюбивших Господа, что они из любви к Нему больше всего страшатся оскорбить Его божественную любовь каким-либо грехом. Если кто из грешников ни в посте, ни в покаянии еще не ощущал в сердце своем этой святой перемены – это есть верный знак, что он еще никогда истинно не постился и пост его еще не благоприятен пред Отцом Небесным, грехи его еще не очищены истинным покаянием. А всякий неочищенный грех тяжестью своею обыкновенно вовлекает душу в другие многие пороки и слабости. Великое дело покаяние! Оно разбойнику дало оправдание, а без него и «праведный» фарисей осужден (Лк.18,10-14).