Олжас

Сак Тан
Писатель и литературовед Олжас Сулейменов считает, что поспешный переход казахского языка на латиницу может создать массу новых проблем.

В первую очередь, отметил Сулейменов в интервью порталу Sputnik, может пострадать развитие трехъязычия в Казахстане.

— На мой взгляд, если поторопиться с латиницей, это может помешать скорости развития нашего народа. Сейчас в стране осуществляется очень хороший проект — трехъязычие. Новое поколение будет, безусловно, идти в школах по этому пути. И оно усвоит классическую международную латиницу, пользуясь которой можно приобщиться к достижениям мировой науки и техники, — подчеркнул писатель.

Олжас Сулейменов
Олжас Сулейменов

По его мнению, алфавит должен быть сопряжен с языком, тогда как подражание узбекской, туркменской или азербайджанской латинице не приведет к ожидаемому прогрессу.

Кириллица же при этом имеет очень серьезное достоинство — она является общим культурным достижением славян и тюрков кипчакской группы

— Кириллицу надо осознать как ценность, от этой ценности отказываться нельзя. И об этом я писал в книге «Тюрки в доистории». Она вышла в 2001 году, Академия наук эту книгу наградила премией Культегина, но, видимо, не прочла. Иначе давно этот вопрос был бы прояснен и обсуждался в научных кругах. Но этих кругов я не вижу тоже, — сказал Олжас Сулейменов.

Он пояснил, что такие буквы, как «ж» и «з» являются изобретением кипчаков, в древнетюркском орхоно-енисейском алфавите их нет.

— В 1929 году мы однажды попробовали перейти на латиницу. В то время мы подражали Ататюрку, прогрессивному деятелю, который, стремясь выйти из-под эгиды ислама и приблизиться к Европе, заменил арабский алфавит на латинский.
 Но проблема была в том, что латинский пришел без языка, просто как механический набор знаков, — добавил Сулейменов.

Писатель отметил, что борьба между латиницей и кириллицей характерна для всего мира. Сегодня в это соревнование алфавитов вступает арабская вязь и китайские иероглифы. Сулейменов уверен, что пока есть время на раздумья, нужно взвесить все «за» и «против» относительно перехода на латинский алфавит.

— Не только правительство решает, правда же? Мы живем в демократической стране, давайте будем обсуждать и выбирать свой путь, — резюмировал Сулейменов.


#казахский язык #Олжас Сулейменов #переход на латиницу
219496


 




"Города-сказки" не получилось: во что превратил Алматы аким Байбек
 50833

Олжас Сулейменов посоветовал не спешить с переходом на латиницу
 13842
Комментарии (25)


Введите текст сообщения...
Малик жанахмет

Малик жанахмет16 часов назад

Мы всей семьей кстати она не маленькая за латиницу.Практический весь мир на латинице и ничего сложного не видим в переходе. А Олжас в последние годы алжасом становится а жаль.За кипчакскую группу распереживался Они татары и башкиры малая часть тюркского народа Придет время они тоже присоединятся.А радетелям русского мира боятся нечего у вас есть великий язык и защитник жирик

Ответить

причём тут жирик, вы всей семьёй не будьте маликами и шариками в чьих тог ежовых руковицах!

qazaqistan
qazaqistan4 дня назад 00:57

Олжасу Омаровичу нужно освежить свои "познания" в истории. Любой образованный человек знает, что в 1926 году в Баку прошла конференция на которой было принято решение всем тюркским народам СССР перейти на латиницу. Именно после этого, Турция приняла решение тоже перейти на латиницу чтобы не отрываться от братских народов. Также, в латинской графике есть буквы "z" и "j", поэтому никакого урона изобретению кипчаков не будет. Такое чувство, что уважаемый господин Сулейменов выполняет чей-то политический заказ.

Ответить

данияр жаксылык
 12:43
Что хорошего может посоветовать стране человек не знающий своего родного языка и материальное благополучие, которого зависит от соседней страны ? Сразу приходят на ум ассоциации про засланных казачков и лживых Педро. Который из них он?
Ответить
+2
+5-3
Ра;ымжан Т;рма;анбет;лы Ысма;;лтегі
Ра;ымжан Т;рма;анбет;лы Ысма;;лтегі3 дня назад 14:49
Олжеке! Пенсиа;ды ж;мсап, ;ндемей тыныш ;ана ;йі;де жата берсей! Еште;е айтпа! Пайдасыз н;рсе айтпа!
Ответить
+2
+2-0
Сар Сар
Сар Сар4 дня назад 18:11
Сулейменов против, а народ "за". Надо быстрее уходить от кириллицы, чем позже мы будем переходить , тем сложнее будет .По хорошему надо было перейти еще в 90х. Ошибки будут, но все можно исправить по ходу действия. Затягивать с переходом нельзя!

Кайрбек Джумагазиев> qazaqistan
Кайрбек Джумагазиев

Олжасу Омаровичу нужно освежить свои "познания" в истории. Любой образованный человек знает, что в 1926 году в Баку прошла конференция ещё...
А история такова, Турция после распада Османской империи при К.Ататюрке в 1918 году перешла на латиницу, уже после этого в г.Баку делегаты съезда тюркоязычных народов обратились к советскому правительству с просьбой в целях укрепления связей братских народов перейти к латинице. В 1940 г. в связи с массовым переходом в СССР с рукописного к машинописному делопроизводству по предложению академика Аманжолова был принят алфавит на основе кириллицы, которую в основном разработал великий казахский просветитель Ыбрай Алтынсарин еще в 1913 году. И ни какой политики здесь усматривать не стоит, это удел слабых и беспринципных политиков.

Жасулан Жолашов14 часов назад
"По его мнению, алфавит должен быть сопряжен с языком, тогда как подражание узбекской, туркменской или азербайджанской латинице не приведет к ожидаемому прогрессу" Господин О. Сулейменов на чем вы основываетесь, По Вашему мнению на сегодняшний день в экономики у азербайджанцев или у туркмен прогресса нет?

Абдрахман Джакипбаев15 часов назад

Выбор сделан! В русских школах все останется по прежнему как и было раньше! В чем проблемы? Наоборот, есть шанс выпустить учебники отвечающие требованиям времени, ведь качество прошлых учебников было не на должном уровне! Но почему у нас все решается с оглядкой на северного соседа? Вот поэтому-то мы как белая ворона, все делаем с запаздыванием. Все приходит в равновесие, для этого нужно терпение и время! Ведь и Украина подумывает переходить на латиницу! Мы переходим на единую графику, это удобно и в конечном счете оправдает все затраты!

ВЛАДИМИР СМИРНОВ

Светослав Добрынин

Казахстану нужно казахский язык перевести на латиницу
Светослав , вы не совсем понимаете что сейчас происходит и в Сирии и в США, да и в подходе авианосцев США к Корее. Попробую вам обьяснить. Как вы знаете,- против Трампа в США проголосовало половина населения и большая часть элиты США. После выборов началась его дискредитация во всех СМИ. подконтрольных глобалистам (финансистам, или как их называют тайное мировое правительство, а им принадлежат почти все СМИ Запада, сейчас почти не осталось независимых СМИ). Глобалисты готовились обьявить Трампа марионеткой Кремля ( обьявляли его в связях с Москвой, а российских хакеров в манипуляции американскими выборами.) и отстранить решением конгресса от власти. Чтобы избежать такого сценария, команда Трампа начинает агрессивную политику, которая в целом и является программой "мирового правительства", стремящегося посеять в богатых природными ресурсами странах хаос, устроить там цветные революции и под шумок прибрать все ресурсы к своим рукам ( события в Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии и Украине подтверждают мои слова). Переворот на Украине был осуществлен ими еще и для того чтобы шантажировать самого главного противника их планам - Россию.Если бы финансистам- глобалистам удалось развернуть в Крыму и приграничных с Россией районах Украины базы НАТО и системы ПРО, то это бы существенно ослабило возможность ответного удара России по США. Поэтому Россия ( проанализировав эту ситуацию полученную от внешней разведки), после переворота на Украине, помогла властям автономии Крым провести всекрымский референдум и вполне законно отделиться от Украины (( который кстати незаконно , без ведома крымчан,был в 1954 году передан Хрущевым в юрисдикцию Украине, своевольно отрезав его от РСФР). Кроме этого Россия оказала некоторую помощь восставшему против киевской хунты,- жителям востока Украины (ДОНецк И ЛУГАНСК). Таким образом был достигнут результат, при котором страна имеющая военный конфликт на своей территории и территориальные споры, - не имеет прав претендовать на членство в НАТО. Именно такие цели и преследовала Россия в этом конфликте , а не захватнические,( в коем ее обвиняют наши "доморощенные" политологи, прозападные журналисты и нацпаны). Если бы Россия имела захватнические планы, то весь Донбасс ( в своих исторических границах , а не в нынешних усеченных ) , был бы давно в составе России. Да и и вся Украина еще в 2014 году вошла в состав ЕАЭС. (сразу после переворота лигитимный президент Янукович обратился к Путину с письмом - оказать Украине военную помощь против хунты.Армия Украины и милиция тогда, в большинстве были на стороне Януковича, да и половина народа - тоже). Но вернемся к политике Трампа. Итак чтобы разрушить планы глобалистов Трамп становится агрессивным (вопреки своей предвыборной программе, поставив глобалистов в замешательство). ОН дает команду ударить 59 ракетами по сирийскому аэродрому. При этом предупреждает об этом Россию, а та в свою очередь- сирийцев. Результат - незначительные потери солдат и техники. При этом 34 ракеты , запущенные первыми с одного из эсминцев - потеряли управление и упали где то в безлюдных горах и пустыне, а 23 выпущенные другим кораблем - благополучно разбомбили второстепенные обьекты на аэродроме , вообще не повредив взлетную полосу.(по некоторым источникам российские РЭБ - установки радиоэлектронной борьбы, сбили программы первых 36 ракет и увели их в сторону, а следующие 23 - не трогали). Не правда ли ,хорошая постановка, "Ястребы " в конгрессе и Пентагоне довольны, финансисты в замешательстве, российские военные не пострадали , сирийцы отделались легким испугом. Сейчас Трамп укрепляет свое положение во власти спектаклем у берегов Кореи . Китай и Россия ему в этом конечно же артистично подыграют.


Толеубек Узбаев3 дня назад 02:48
А где Тэтяна?
Ответить
+0-0
Kair Prm
 дня назад 07:02
Надо отправить жить Олжаса Сулейменова жить в Россию, так как он не отвечает интересам Казахстана

Руслан Тилеуов3 дня назад 13:20
Жеп - жеп ;;йры;ы ауырлап кеткен ;кіметті; тілі енді калимага келгенде, енді мынау шы;ты

Сабит Кенжибаев4 дня назад 23:48
Не надо тормозить, в угоду России, возможности русского языка и кириллицы ограничены и не востребованы! Через 5-10 лет ничего не изменится, постепенно, поэтапно надо переходить на латиницу сейчас, чтобы к 2025 году вести делопроизводство на латинице! По примеру Шымкента "Abay parki" красиво хорошо молодцы!Раньше мы пользовались латиницей, свободно читали, понимали наших тюркских братьев, особенно Кипчакоязычных! Короче, плюсов больше чем минусов!

Марат Тастанов3 дня назад 17:56
налоговый кодекс стал тормозом в развитии малого бизнеса, представители малого бизнеса в силу экономических причин не могут содержать юристов, зная это представители налоговых органов, я думаю специально при консультации дают не верные рекомендации, а затем через определённое время предъявляют претензии к предпринимателю, затем налагают, денежные взыскания, при возражении с пафосом заявляют "надо знать налоговый кодекс, вы обязаны его знать, налоговый кодекс все должны знать". Тогда на вопрос специалистам из налоговой задаёшь вопрос, а вы знаете гражданский кодекс, уголовный кодекс, кодекс административных право нарушений, уголовно - процессуальный кодекс, трудовой кодекс молчат, когда говоришь, вы обязаны знать, все должны знать, т.е. их словами недосужаться отвечать, с такими работниками нет желания работать и приходиться закрывать свой бизнес зачем така

Абат Исанов
ввчера в 02:35

Настоящая демократия, это не возможность делать все что захочу, а право гражданина, не делать того, что ему не хочется и не нравится, Сулейменов как всегда прав, нельзя сломя голову, перенимать все что делают окружающие, мы и так вместо рыночной экономики, всю нашу страну, сбросили в жесткий капитализм...

Уразбек Хайруллин3 дня назад 09:47

На латинскую не надо переходить, это приведет к общей не грамотности, отчуждение русского языка и русского народа, русский народ, это наш главный сосед, мы стали, родня ми, просто латинского надо обучать, как дополнительный алфавит параллельно,не все научные труды, литературы перевели на казахский язык, и то переведенные не понятно они потеряли свою ценность, когда переведенные читаешь ни чего не понятно, чтобы понять повторно читаешь русский вариант. Труд Ыбрайа Алтынсарина не надо вычеркивать, благодаря его труда сейчас трудимся во всех сферах, управляем страной сидите на высоких чинах, за 25 лет мир признал нас и наш народ, нашу страну с этим алфавитом с этим языком. Если хотите обратно катиться вниз тогда переходите на латинский, приведет это к вахабизму экстремизму исчезнем, существовать, как страна. Нам надо знать казахский, русский, английский, китайские языки, но не надо отказаться от своих обычий, традиций его надо развивать, это нас спасеть от исчезновений наций казах Ма;гілік Ел. Китай то опередил всех стран не полностью узнавая свой алфавит

Бетмен Исаак4 дня назад 21:55
Хоть один адекватный человек нашелся...

Артем Артемов3 дня назад 07:55
Мудро, взвешено и без истерики. Поддерживаю полностью.

ВЛАДИМИР СМИРНОВ4 дня назад 13:04
Очень правильное и своевременное высказывание одного из авторитетных современных представителей казахской нации. Современное образование в КЗ , уже итак находится на очень низком (мягко говоря) уровне. Так стоит ли его опустить еще ниже,- к уровню отсталых стран Африки.
Ответить
-2
+2-4
Абилькасым Адильбеков
Абилькасым Адильбеков4 дня назад 23:17
Министру образования РК Ерлан Сагадиеву!

Ничего подобного, казахи латинскими буквами раньше пользовались. Она не соответствует казахскому языку, затем вся история и литература останутся непереведенными как сейчас с русского на казахский язык. В данный момент, все казахские группы учатся по русским учебникам и предметы рассказывают на казахском языке. У нас очень много проблем с переводом непереведенных учебников и литературы, кроме того, экономические расходы стоит триллионы денег. Вы хотите произвести деградацию казахского народа, т.е. уничтожение наций. Я обращаюсь к Вам, прекратить переход на латинский алфавит!!! Предыдущие министры образования не по назначению использовали выделенные денежные средства.

Министру образования РК Ерлан Сагадиеву!


поддерживаю ваш комментарий.Добавлю .Любое судьбоносное для страны нововведение должно решаться на всенародном референдуме и своевременно, а не сейчас и единолично. Сначала нужно довести каз. язык до уровня русского языка доработав разговорный словарь ( международные слова - аэропорт, интернет и.т.д - оставить как есть , а не переводить на свой лад), постепенно составить технический, медицинский , юридический словари,подготовить простые но эффективные методики изучения каз. языка. На это уйдут десятилетия. И только потом вынести вопрос алфавита на всенародный референдум ( при условии что страна к тому времени будет очень богатой).
 


Татьяна Абросимова3 дня назад 12:35
Голос разума.. Но кто прислушается? А ведь это авторитетный человек высказался...