Щелкунчик и его Путь

Марина Суханова -Тигра
Сказка Щелкунчик
Много раз смотрела вместе с двухлетним Лёвушкой мультфильм с музыкой Чайковского – Щелкунчик. Многие люди по праву восхищаются музыкальным шедевром Чайковского, но сама сказка Э. Гофмана, на мой взгляд, достойна не меньшего внимания. Как мы читаем сказки, являющиеся повествованиями с мистическими персонажами? Обычно, люди относятся к мистической части, как ко лжи ( «сказка – ложь…»), но справедливо-ли считать ложью, наделённые плотной видимостью, тонкие проявления нашего сознания? Сказки, переживающие века своих сочинителей, становятся классикой мистического жанра, который рассказывает нам не просто внешнюю историю её героя, а повествует в первую очередь о природе сансарического существования, делая её видимой с помощью сказки. О чём же эта сказка с точки зрения Буддийской Дхаммы?
Действия начинаются с того, что бедная девушка – уборщица не имеет доступа к большому празднику Рождества и с завистью наблюдает за празднованием через окно дворца.
Эта девушка – также прототип Золушки, падчерицы из других повествований, является воплощением трудолюбия и послушания. Она – те качества, которые каждый человек может обнаружить в себе на фоне других, глубоко похороненными или проявляющимися в меру внешних или внутренних обстоятельств. Однако, современное общество, считая такое поведение слабостью характера, часто стремиться скрыть или похоронить в себе достойное в суетливой неудовлетворённости, как в модных дырявых брюках, принимаемых за дорогой бренд красоты и изящества в искажённом уродством мире.
Праздник закончился. Богатые и счастливые дети с подарками разошлись по своим домам, бедной девушке открыли двери для уборки.
Для девушки – уборщицы наблюдаемый праздник – олицетворение освобождения от страдания. Для праздновавших -- это показатель превосходства и самодовольства. Открытые двери в замок, после пиршества, для девушки – ворота к обретению Пути, в которые она входит с благодарностью и начинает свой танец – уборку. Уборка помещения – это первые попытки изменить внешний мир к лучшему, но такие попытки на самом деле не улучшают внешний мир -- сансару, они способствуют укреплению дисциплины и терпения на внутреннем плане, становясь основой для дальнейшего Пути практики того, кто производит эту уборку.
То, что находит девушка под ёлкой, с которой упало много разных игрушек – брошенный богатыми детьми – Щелкунчик. Она, не имеющая игрушек, проявляет к щелкунчику милосердие, отождествляясь с его судьбой в своём воображении. Большая челюсть, созданная лишь для того, чтобы щёлкать орехи, становится воротами в мир тонких чувств, через видение истории Щелкунчика.
История Щелкунчика:
История Щелкунчика – это история кармического падения из высшего мира Сансары в более низкий мир Самсары, а так же последующего освобождения от Самсары. Она, так же, начинается с праздника – бала, на котором Щелкунчик – ещё маленький ребёнок( пустота, омрачённая смутным чувством «я»), однако он уже вмещает в себя все качества его родителей, занимающих высокий королевский пост в этой истории. Король – символизирует человеческий ум, Королева -- тело –сосуд, ребёнок – чувство «я». Празднование – это олицетворение Мары Самодовольства. Сам праздник – это дух -- Пустота Мары, поэтому сам Мара, никому не видимый в начале праздника, по мере разрастания праздника и уплотнения духа Самодовольства, появляется как сосуд воплощения Мары, построенный на трёх жаждах ( три головы королевы-крысы). Для неё и её сына НЕТ препятствий для появления на празднике, и ОНа проявляет себя, прогрызая каменный пол королевского замка. Таким образом, Мара Самодовольства подтачивает саму основу счастливого существования (символ –пол) в Самсаре и начинает крушить праздник – опустошать его. Проявление Мары – это так же проявление и Праджняпарамиты, то есть, когда Мара -- видим( как в данном случае Мать-крыса с крысёнком)Праджняпарамита открывает себя в действиях.
На самом деле, таких праздников в человеческой жизни можно насчитать бесчисленное множество, на которых появлялся и властвовал Мара Самодовольства. Люди склонны, собравшись вместе за пиршеством, хвалиться друг перед другом своими мнимыми достижениями в обретении сансарической славы или увеличения своей власти над другими существами, за счёт скопления материальных богатств. Проявление этих склонностей берёт своё начало в самости Алчности, а зависть подобным достижениям, является зеркальным отражением самодовольства – самонедовольством. Оба: и самодовольство, и самонедовольство принадлежат Маре Самодовольства, как пустотные сконструированные чувства «я».
Итак, Мара явился в виде трёхголовой крысиной королевы!
--Почему Мара в данном варианте предстаёт в женском облике, да ещё и с ребёнком – трёхголовым крысёнком мужского пола?
-- Да потому, что под этим обликом скрывается сама Праджняпарамита( запредельная Мудрость) с ребёнком –Ясным Светом Пустоты. Она пришла во дворец с наставлениями о Пустоте Самодовольства. Через помощь своего сына, Мудрость, выходящая за пределы сансарического понимания, пытается преподать королевской чете урок Праджняпарамиты:
Крысёнок грызёт все игрушки королевского ребёнка. Добравшись до маленького королевского стульчика, он так же готов испортить и его своими зубами, но Мать—Крыса не позволяет ему закончить своё намерение, потому, что понимает, что если они лишат этого принца( чувства «я») трона, то Маре не на чем будет сидеть, а попытки привести их к пониманию на этом исчерпаются. И тогда, крыса предпринимает ещё одну попытку указать королевской чете на Пустотность празднества и материальности. Они подают принцу-младенцу пустую конфетку, что должно было протрезвить умы монархов. Но, Самодовольсво уже достаточно внесло яду в их сознание. Сострадание Праджняпарамиты не распознано и вызывает Недоумение( королевы-сосуда) Обиду(принца-«я»), переходящую в Гнев(короля-ума).
Королевская чета с младенцем – это апогей триединства человеческого сознания, поэтому Мара, для них – проявление пока ещё не узнанное, как собственное отражение. Королевская свита – это благие накопления прошлого существования, то есть, те качества сознания, которые уже могут поддерживать высшее самсарическое существование, но и они теряют свои заслуги при попустительстве дурных качеств ( падают в обморок от вида крысиной королевы). Заметьте, в обморок падают женщины(олицетворение мудрости), поддерживаемые мужчинами ( шуньятой). Мудрость теряет своё сознание при проявлении Мары Самодовольства, но она не погибает окончательно, а как бы, на время, впадает в глубокий сон, поддерживаемый Пустотой.
На какой-то момент, гнев короля сменяется эйфорией смеха, что было вызвано щекотанием крысиного ребёнка, который в это время благополучно продырявил королевскую мантию, чем так же указывал королю на пустотность его чувства гнева. Но король и на этот знак проявляет свои помрачённые качества сознания, безумно пытаясь изгнать из своего дворца ( мандалы существования) обидчиков самости при помощи неумелых средств – Недоброжелательности - Стражников, которых Праджняпарамита в облике Королевы -Крысы с лёгкостью превращает в осколки королевской самонадеянности. Сама-же ОНА в данный момент занимает место на стульчике маленького принца, что символизирует, как причину возникновения МАРЫ, так и прочность трона Праджняпарамиты. Сансарическое оружие короля не способно повергнуть Запредельную мудрость ( крыса съедает его шпагу, смеясь над его глупостью).В панике, король(ум) ищет заветные ключи – нервно пытается вспомнить какие-либо средства( из прошлых наставлений учителей, которые остались в памяти лишь, как интеллектуальное накопления прошлых впечатлений). Но крысёнок – двигатель кармы ловко запирает короля –ум в его интеллектуальном подвале с тремя ядами сознания и, как истинный сын Праджняпарамиты, пытается стащить с трона с королеву (власть тела), но принц с игрушечной саблей ( смутное Чувство «я») препятствует и этому действию Бодхичиты. В этот момент, отражение Самодовольства в Маре вырастает до огромных пределов и метает молнии.
Страх короля является препятствием к знанию о Пустотности и стремиться уничтожить Мару грубым ядом, сконструированных представлений о Пустоте ( неумелыми качествами сознания, когда интеллектуальные скопления( внешний атрибут в качестве пузырька с ядом, хранящимся в подвале памяти) ещё не перешли в истинное Знание о Пустоте. И, вроде бы, Мара повержен, превратившись в дым, но на самом деле, это Праджняпарамита снова стала недосягаемой. «Дыма без огня не бывает» и именно этот ОГОНЬ Праджняпарамиты ослепляет и низвергает с трона чувство «я» -- принца в щелкунчики – игрушку для людей и несокрушимый остаток накопленной Благой Кармы, как инструмент для преодоления препятствий – для практиков йогинов. Таким героем практиком в сказке явилась бедная девушка – уборщица. Теперь, Щелкунчик(Несокрушимая Благая Карма действия) её состояния сознания и она принимает решение избавиться от страдания и освободить ум от помрачения. Она начинает видеть демоническое крысиное войско (узнавать свои помрачённые качества ума). Ей становится страшно от их многочисленного войска и её надежда на спасение при помощи неумелых средств, тает вместе с её ростом, который Крысиный Король( выросшие дурные кармические накопления) уменьшает одним щелчком кнута. Но в её мандале есть и помощники. Они стекаются к ней с ёлки ( мандалы её нынешнего существования), в качестве игрушек-украшений и начинается БОЙ. Это тот же самый бой, что описывает Бхагават Гита, только в модификации сказки.
Это очень долгий и серьёзный бой. Вначале битвы неприятельские войска крыс(дурные помрачения) захватывают и связывают ступором мудрость – девушку. Щелкунчик собирает своё войско. Первым спускается на помощь Щелкунчика Конь – практика. Зайцы – страх сомнения -- бьют в барабаны, наполняясь через этот набат силой смелости и решительности. Обезьяны обращают безумие в ловкость и точность стратегии. Слоны – силу дисциплины и терпения. Они стреляют своими мечтами и желаниями обращёнными в сладости и праздничное конфетти, засыпая всем этим, своих врагов. Таким образом, они отказываются от удовольствий и привязанностей, превращая их в снаряды для освобождения. Эта стратегия спасает Мудрость, но оказывается не достаточной для полного освобождения, ведь дисциплина без полной реализации понимания Пустоты, истощается и рвется, как изношенная верёвка, воскрешая все поверженные пороки в новой самсарической волне. На этом этапе первым снова проявляется Мара Самодовольсва, способный закрутить новый виток самсары, поэтому рано ещё трубить победу. Её преждевременное провозглашение – и есть МАРА Самодовольства. Из его пут выпутаться не просто. Но Девушка – Мудрость уже временно освобождена( опыты медитации) и если она отдаст всё последнее, что имеет( свой башмачок, олицетворяющий остатки самости и принадлежности к Чувству «я». Именно этот поступок решает исход битвы.
Являясь умелыми качествами ума, войско Щелкунчика и бедной девушки ( йогини) побеждают войско Мары обращая его в дым выгоревшего тления помрачений. Сказка заканчивается свадьбой – соединением Мудрости и Пустоты – освобождением от Самсары.