Поэтическая апория

Игнат Меренков
Тот, для кого «поэт» — скульптура, титул,
Мощь пьедестала, поднял свой клинок:
Другому как-то возразил пииту,
Мол, тот ханжа, кто в толпах одинок…

Хулитель тот, кто томики великих
Читает не у бронзы вековой.
Кто музы шепот выбрал, а не крики, —
Да тот в противоречии с собой!

Величье в малом? Что это такое?
Абсурд! Здесь попран логики закон.
Как смел полет стрелы назвать покоем
В одной из апорИй своих Зенон?

Как может с черепахой в состязаньи
Вторым быть Ахиллес? О том и речь:
До золота и бронзы расстоянье —
Хоть мал ты, хоть велик, — не пересечь.

Да, знали греки — те, чья мысль парила, —
Что космос парадоксами блистал.
Не будь непроходимой апорИя —
Никто бы не взошел на пьедестал!

Примечание: Апория (ударение на третьем слоге; греч. — «непроходимость, безвыходное положение») — логическое затруднение, противоречие, обусловленное утверждением против очевидного, общепринятого. Самые известные апории выдвинул греческий философ Зенон Элейский.

Иллюстрация: Зенон показывает ученикам двери к Истине и Лжи. Фреска в библиотеке Эскориала.

«Поэтическая апория» — ответ на стихотворение Андрея Тернова:

Инкогнито у памятника А. С. Пушкину

Один – живой, да и в трудах как будто,
Другой закован навсегда в металл,
Но первому вдруг стало неуютно,
Что, дескать, у второго – карнавал!

Побронзовел пиит в противоречии:
[Ханжа-пиит родил противоречье: — первоначальный вариант строки]
“Я предан Музе, но не я поэт”.
Тем он отрёкся от Небесной речи,
Мал для ответа, а Великий – нет.

Инкогнито хулу презреньем бросил
В того, кто не скрывал вовек лица.
И так всегда: одни подобны бронзе,
Другие и в поэзии, и в прозе,
И в бронзе - воплощение Творца!

(А.А. Тернов 21.03.2017)

Это стихотворение Андрея Тернова — реакция на мое стихотворение «Отречение», которое, в свою очередь, с упомянутым памятником связано лишь как с одной из возможных иллюстраций, ибо «Отречение» — вовсе не о Пушкине, и даже не о каком-либо конкретном памятнике, оно — о БРОНЗЕ ВНУТРЕННЕЙ. Sapienti sat!

ОТРЕЧЕНИЕ

Уйду от карнавального парада,
С той площади, где бронзы силуэт.
Любовь к труду важнее, чем награда.
Поэзия важнее, чем поэт.

И в бедности, и в блеске слова каясь,
Искусством я отвечу на искус.
От титула поэта отрекаюсь.
От музы никогда не отрекусь.

Пшеницу отделяя от половы,
Возьму эпиграф, он же эпилог:
Поэт — не я, а Тот, Кто создал слово,
А я в Его поэзии — лишь слог…

(И.А. Меренков)