Есть еще кто живой?

Ирина Михайлова 13
- Есть еще кто живой? -  спросил доктор, выглядывая в коридор.
Никто не откликнулся. Женщина с двумя детьми оказалась  последней. Остальные умерли, но сидели в коридоре на стульях,  просто трупы еще не успели убрать. Думаете, это из фильма ужасов?  Нет, это 1941 год, Ленинград, блокада…
Женщина в двумя детьми, двумя девочками, одной 4 месяца, другой четыре года. Им удалось выжить. Та, которой было четыре месяца, и рассказала мне сегодня историю их семьи.
Мать часто вспоминала, как ей  где-то удалось добыть свиной кожи. Сварили студень. Она пошла частично обменять его на хлеб. Подошел энкавэдэшник. «Покажи, что у тебя?» Мать показала. «Этот черный... Из человечины — розовый, - сказал он, - ладно уж, ступай...»
Так же она вспоминала момент, как  идя по улице блокадного города с драгоценным хлебом, который она  только что получила по карточкам,  она была остановлена жалобным криком прохожего,  пожилого мужчины, видимо, не совсем здорового психически, который стоял и просил всех проходящих мимо: «Дай крошечку!..» Она остановилась и отломила ему кусочек хлеба величиной с ноготь.  Никто не давал и этого. «Спасибо, ты добрая...», - произнес мужчина.  Мать после удивлялась,  как она могла отнять даже эту кроху от своих малышей. Ведь они тоже умирали от голода. «Но, кто знает,  - повторяла она, может, именно эта кроха, отданная незнакомому больному человеку,  и спасла нас...»
Их вывезли по Дороге Жизни. Но куда… Прямо в лапы немцам. Они жили в станице под Пятигорском. Немец уже был там.
Мать работала, чистила овощи на кухне в столовой. С работы уходила,  унося нож в кармане.  Ей было 25 лет. Говорила, если кто из немцев пристанет, то она его убьет. Старуха, которая жила  вместе с ними вразумляла: «Ты что… дура! Детей расстреляют тут же!» Но все, к счастью, обошлось. Немцев из станицы вскоре выбили.  Паспортист,  который выдавал документы,   выдрал  из паспорта страницу и сказал матери девочек: «Никогда никому не говори,  что вы были под немцами!». И она много-много лет молчала об этом…
Живы еще очевидцы событий тех страшных лет.  Очень важно записывать их воспоминания, чтобы наши дети  и внуки знали  об этом и могли в свою очередь рассказать своим детям и внукам.