Лужские истоки

Валерий Жуков 2
Промчались в памяти истории века,
Обозревая Дух Величия Столетий,
Меняющих неузнаваемо большие города,
И в сердце отозвавшись долей лихолетий.

Родною Лугой вознося полёт любви,
Границей бывшей вольности державы,
Столбовский мир вписав в покой Души,
Позвавший у Петра Величие и Славу.

В победных залпах жить , творя завет его ,
Любовью создавая поводы для встречи,
Великий подвиг почитая верою в добро,
И Партизанской Славой Мир Любви увековечив...

Русско-шведская граница
по Столбовскому договору 1617 года
23 февраля 1617 г. в деревне Столбово близ Тихвина был подписан долгожданный мирный договор между Россией и Швецией. По его условиям шведы возвращали России оккупированный ими Новгород и б;льшую часть его земель, но сохраняли за собой Карельский перешеек и южное побережье Финского залива с крепостями Ям, Копорье, Орешек и Ивангород, которое будет впредь именоваться Ингерманландией. Кроме того, русское правительство обязывалось выплатить контрибуцию в 20 тысяч рублей серебром, шведским купцам гарантировались торговые привилегии в России.

Таким образом, намерения шведского короля Юхана III, ещё в 1580 г. выступившего с “великой восточной программой”, осуществились: Россия оказалась отрезанной от Балтики, Столбовский “мир невольной” на 85 лет закрепил её изоляцию от Северной и Западной Европы. Правда, русские дворяне и горожане имели возможность в двухнедельный срок выехать из уступленных Швеции земель в Россию, однако, крестьяне и белое духовенство обязаны были остаться. А чтобы впредь “смуты и ссоры не учинилось”, было договорено, что в районе 1 июня 1617 г. на мосте в устье впадающей в Ладогу р. Лавы должны были съехаться “по три человека добрых людей” с каждой из сторон для обозначения линии границы:

…им оттоле почати размежевати и грани класти меж Его Королевского Величества и Царского Величества земель тако, чтоб Ореховскому, Копорскому, Ямскому, Иванегородскому уездам отлучённым, и прямыми межи и грани отмежёванным, и разведённым быти от Ладожского и от Новгородского уезду, от Сомерские волости и Гдовского уезда.

Внимание, которое уделяли шведы воплощению своей давней мечты, закреплённой в новом договоре, красноречиво характеризует следующий факт. Когда к королю Густаву II Адольфу, находившемуся при осаждавших Ригу войсках, прибыл курьер Герман Флемминг с сообщением о том, что границы с Россией определены, наконец, окончательно, шведский король ответил: “За эти вести я Вас награждаю несколькими поместьями. Просите любые!”.

Вот как описывает оредежский участок границы петербургский исследователь А.М.Шарымов: “Между Вязом и Муравейном [на р. Луге - Д.Р.] она поворачивала на восток к речке Кемке, поднималась по ней до Липова, а потом - ещё выше, по реке Ящере между Сорочкиным и Низовской. Затем по речке Лутинке граница шла на север к Дивенской, а от неё – на северо-восток к Орлинскому озеру, мимо Заозерья, Острова и Орлина к Дружной Горке. После этого от Кургина поворачивала на восток: шла через Слудицы к Борисову на Оредежи, затем – мимо Малых и Больших Слудиц к месту впадения речки Еглинки в Тосну у Гришкина”.

Однако детальное рассмотрение показывает, что линия рубежа не вполне совпадала с границей Петербургской и Новгородской губерний, которую обычно берут за основу при реконструкциях. Между тем, межевые записи, оригинальные шведские и позднейшие русские карты, а также данные натурных исследований позволяют локализовать её с достаточной точностью. Поэтому возьмём в руки русский и шведский тексты размежевания и пройдём с ними по южной границе Верхнего Пооредежья, только не с запада на восток, как у Шарымова, а с востока на запад, как шли межевщики, составляя своё описание.

Сразу поясним, что линия границы была маркирована просекой шириной в 2 фамна (ок. 4 м), причём, крайние деревья были отмечены засеками, а на приметных местах содержала пограничные знаки трёх типов: огранённые деревья, огранённые же камни и, наконец, засыпанные древесным углём глубокие ямы. В качестве граней выступали: со шведской стороны - одна или три короны, с русской – православный крест.

Мемориал «Партизанская слава» — мемориальный комплекс в Лужском районе Ленинградской области (135 км, Киевское шоссе), посвящённый боевому братству партизан трех областей — Ленинградской, Новгородской и Псковской.

Сооружен в 1973—1975 гг. (архитектор В. Б. Бухаев, скульпторы В. И. Бажинов, В. Э. Горевой, С. А. Кубасов, В. И. Неймарк) и открыт к 30-летию Победы 10 мая 1975 года.
Монумент «Партизанская слава» венчает холм, на вершине которого расположена скульптурная композиция высотой более 20 метров. На высоком гранитном пьедестале установлена статуя девушки-партизанки с автоматом и развевающимся знаменем в руках; она как бы призывает народ на священную войну с захватчиками.

Композиционным элементом, объединяющим все детали памятника, является дорога, которая начинается около железобетонного дота, сохранившегося со времен Великой Отечественной войны. Она проходит по полю, на котором установлены 13 гранитных стелл-валунов с надписями, посвященными 13 партизанским бригадам, сражавшимся в Ленинградской области. У подножия холма дорога переходит в широкую лестницу, по обе стороны которой находятся три уступа-бастиона, символизирующие три области.

Википедия.