Софора

Евгений Пономарёв 3
                Японская софора
Что за удивительное дерево – чем больше рубишь, тем оно сильнее растёт.
В Узбекистане ( г.Янгиюль) у нас на приусадебном участке росли 3 больших дерева – японские софоры. Откуда они взялись не знал и тесть Ефим Данилович, построивший здесь дом ещё до революции. То, что они своей тенью мешали созревать винограду было не единственной причиной, вынудившей нас вырубить их. Основной причиной было то, что плоды этого дерева, по виду напоминающие плодовые стручки акации,после созревания опадали и покрывали весь двор. Не всегда удавалось смести или обойти каждый стручок, а когда он попадал под ногу, то раздавливался и прилипал к обуви крепче, чем приклеенный. Внутри стручок был заполнен мелкими семенами и желеобразной липкой жидкостью. К подошве, испачканной этим соком, налипал мусор, который можно было срезать только ножом, или топором. По идее надо было собирать эти плоды  и сдавать фармацевтам, но о лечебных качествах софоры мы узнали гораздо позднее. Я, например, с помощью настойки из плодов софоры избавился от хронического фурункулёза. Но это было потом, а пока…

Недолго думая мы с дедом выкорчевали софоры кроме одной, которую я спилил на высоте 2 м. Такой пенёк решил оставить, как основу конструкции туалета, без которого хозяева обходились и привыкли, но я привыкать не собирался, как и без бани, которая здесь была такой же редкостью, как и на Украине. Мыться один раз в неделю ходили
в город в общественную единственную в Янгиюле баню, а в качестве туалета служило хлопковое поле, отделённое от двора только арыком*.

*Арык – борозда, ширина и глубина которой бывают разными в зависимости от назначения(авт.)

В свободное от работы время я за несколько дней рядом с пеньком софоры выкопал яму, а над ней из досок и фанеры соорудил лёгкую будку – туалет на одно очко.
Основой несущей конструкции был пенёк, в который я безжалостно вбивал гвозди
и скобы. Меня немного смущало предположение, что при таких повреждениях пенёк быстро сгниёт и вся моя конструкция развалится. В детстве я много времени проводил
в лесу и насмотрелся на трухлявые пни, оставленные лесорубами при заготовке леса.
Но этот пенёк оказался из другой породы – каждую весну на месте повреждений
из под коры вырастали новые ветки. А самое странное было в том, что он совершенно
не подвергался гниению. В том месте, где кора была ободрана, поверхность древесины высыхала, но не загнивала. Каждый год в конце лета я срубал отросшие ветки и заготавливал из них дрова для бани, которую мы с дедом строили несколько месяцев
из самана. И так продолжалось 30 лет до тех пор, пока мы не переехали на жительство
в Россию. Располагая информацией, которую удалось получить в Интернете, я конечно бы не вырубал софоры…
«Плоды и семена софоры – неиссякаемый источник жизненных сил
Мало кто знает, что софора японская плоды которой давно почитаемы восточными целителями на уровне женьшеня и золотого корня, считается символом Пекина. В Китае даже есть монастырь, история которого тесно связана с этим деревом – называется он Саньшэньань. На его территории произрастает старинная софора, возраст которой насчитывает более 400 лет. Китайцы верят, что такое же долголетие и сила будут сопутствовать тем, кто употребляет в пищу порошок из бобов этого великанского растения….» (Интернет)
 В Узбекистане в качестве дров часто используют стебли хлопчатника (гузапая), которые тоже являются ценным сырьём, но уборка их трудоёмка и последние десятилетия предпочитают их запахивать.

Но пенёк софоры остался в памяти, как пример неиссякаемой жизнестойкости.
Апрель 2017 г. ПЕИ