Читая Льва Рубинштейна - эссе

Саша Казаков
Читая "Регулярное Письмо" - Картотечные записи Льва Рубинштейна из 70-х. 
Издательство Ивана Лимбаха, 1996, Санкт-Петербург. ISBN - 5-89059- 008-1

"Регулярное Письмо" - Картотечные записи Льва Рубинштейна из 70-х - созданный им новый жанр: текст - картотечная запись; произведение - упорядоченный набор карточек картотеки.  Каждая карточка, предложил Лев, живет сама по себе, и есть герой картотечного произведения, связанный с его другими героями - карточками картотеки, или совсем не связанный с ними.  Герой может быть молчаливым - пустая карточка. Молчаливый герой появляется в очередности перебора, для того чтобы своим появлением выразить молчаливое согласие, или несогласие, с предыдущим героем.  Молчаливый герой может быть выскочкой и появиться до высказывания героя, с которым он согласен или, что бывает значительно чаще в жизни, которого он перебивает противореча. Нельзя забывать и о том, что молчание может быть самым сильным высказыванием всего текста.  Внимательный читатель легко отличит терпеливого молчаливого героя от героя выскочки, и от героя молчащего, чтобы сказать! - этого юродивого нашего времени.

В предисловии книги, выпущенной обычным типографским способом, Лев предупреждает читателя, что в этом плоском варианте истории его героев они теряют размерность и глубину.  Изначальная трехмерность героев текста, возможность взять их в руки, посмотреть на их оборотную сторону, на их реакцию при помещении в новое положение в колоде, так же как на реакцию героев, с которыми они окажутся соседями в этом новом положении, есть существенная часть текста.

Как продемонстрировал свою полную бесполезность давно известный метод заучивания незнакомых слов иностранного языка перебирая карточки, пытаться запомнить героев текста дело невозможное, да в этом и нет необходимости.  Вы всегда можете вернуться к ним и, при длительном общении с ними (чего ещё может желать автор), возможно начнёте на ощупь узнавать их.

Как и чётки, текст-картотека рассчитан на возможность введения читателя в транс с устремлением сознания к виде'ниям известным только перебирающему.  Кто знает, как много монахов, перебирая чётки в борьбе с трепетом телесных желаний забывались,  и чувственными пальцами касались нежного-женского в своём воображении.

О, божественное решение о приватности нашего сознания - без тебя невозможно было бы социальное существование.  Человека создал не труд, не язык, но способность держать язык за зубами.

Картотека-произведение позволяет читателю отвлечься, перебирая карточки-чётки, и погрузиться в собственный мир. Цель автора, судя по моему знакомству с произведениями Льва Рубинштейна, не только не мешать, но всеми силами помочь читателю в этом погружении. 

Саша Казаков
Апрель 23, 2017.