Звезда Чернобыля

Елена Сманцер 2
У многих из нас в детстве был четвероногий друг, но мой пес по кличке Звезда был больше, чем просто собака или друг...

1986 год… Тяжелое время – страна медленно угасает в нищете, работы нет, на заводах платят мало... Все сетуют на государство…

Но это взрослая жизнь, непонятная нам, детям… А что для нас?

Для нас весна в тот год выдалась прекрасной. Теплые дни радовали детвору возможностью гулять дольше обычного... Ребята собирались в шумные компании и бегали на речку играть в пиратов или пускать самодельные кораблики. Мне никогда не везло с приятелями, так как мой вспыльчивый характер не позволял заводить долгие знакомства.

А еще, я часто воровал фрукты на рынке, за что родители неоднократно меня наказывали. "Смотри, что твой охламон опять вытворил!?" - кричала продавщица, приводя меня в очередной раз домой. "Следить за ребенком нужно, воспитывать! Что смотришь то?". В такие моменты мне было стыдно за то, что маме приходилось выслушивать все это. Она снова просила прощения за меня, а потом, молча, уходила в другую комнату. Вечером отец отчитывал меня и говорил, что я обязательно стану уголовником.

Безусловно, сейчас, спустя 30 лет, я понимаю, как безнравственно себя вел. Только шестилетний ребенок в общем-то мало что понимает в своем возрасте. По сути, ты уже вырос из детского сада, но и в школу еще не пошел... Так что основы нравственности еще не знакомы тебе...

После таких ситуаций я сбегал из дому, скитался по стройкам, наблюдал за детьми у реки. Иногда ребята замечали меня, и тогда они кричали мне вслед и придумывали разные ругательства. Я от обиды топил камнями их корабли и убегал в лес. Однажды я забрел в глушь, где еще ни разу не был, и чуть не провалился в яму. В последний момент мне повезло ухватиться за поваленное дерево и вылезти. Осмотрев внимательно это загадочное место, я понял, что нашел военную землянку. Я расчистил все вокруг и проник внутрь. Когда глаза после яркого солнца привыкли к темноте, я немного опешил. На земле в самом углу лежали пробитая пулей фляжка, старый портсигар и какой-то сверток. В нем оказались фронтовые письма. Эта землянка стала моим вторым, а, может быть, и первым домой. Греясь на солнце, часами представлял, что я сам солдат, а эти письма пишу своим родственникам. Мне нравилось придумывать разные истории, а потом рассказывать о них в своих сочинениях…

Как-то прогуливаясь по рынку, я услышал злобный крик: "Ах ты, скотина, опять мясо уволок!? Я тебе покажу!!!". Из мясного ряда выбежал пёс с куском свиной кости в зубах, прошмыгнул среди толпы и попытался скрыться. Прохожие и продавцы хотели его остановить, но их попытки не увенчались успехом. Я тихонько последовал за псом. Минут через пять плутания по переулкам он остановился и принялся трапезничать. Я издалека стал разглядывать собаку. Грязная, неухоженная шерсть, рваное ухо, хвост был весь в колтунах. Он жадно грыз остатки рыночной роскоши. Я смотрел на него и видел самого себя. Такой же одинокий, никому не нужный пес...

Когда обед был завершен, я осмелился подойти к собаке. Обычная помесь дворняги и овчарки - ничего особенного. Я сел рядом и протянул руку: "Здравствуй, я не обижу тебя". Пес обнюхал мою руку, лизнул, обслюнявив ее. "Давай дружить?!" - сказал я. Весь вечер мы были вместе, сходили на речку и я даже попытался помыть пса. Утром, дома, в чулане, я нашел старую щетку и с радостью побежал к своему новому другу. Теперь внешний вид моего друга был отличным, вместе со старой шерстью, казалось, ушли и его проблемы.

Однажды мы сидели на берегу реки. Вечерело. В траве сверчки напоминали о приближении ночи. В отражении реки я заметил северную звезду. "Звезда! Я назову тебя Звезда"- прошептал я и обнял собаку...

Весна все больше и больше вступала в свои права. Воздух прогрелся. Мы все чаще стали бегать в мою землянку, валялись на солнышке и наслаждались свободой. Любили просто лежать на земле, раскрыв солнцу свои души... Вдыхать пьянящий аромат свежей травы и мечтать о том, что я вырасту и стану кинологом, и мы вместе будем охранять границу нашей Родины. Для достижения этих целей я даже стал учить Звезду некоторым командам.

25 апреля 1986 года меня в очередной раз поймали на рынке. Вечером отец пришел с работы поздно и увидев слезы матери, взял меня за шиворот и выгнал из дому. Он запер меня в пристройке у дома. "Подумай о своем поведении!", сказал отец, затворив дверь. Лишение свободы было для меня самым тяжелым наказанием во все времена. Я лег в углу у банок с соленьями, укрылся мешком от картошки и уснул.

Меня разбудил лай Звезды. Он бегал около дома и скулил, заглядывая в окна моего дома. Я окликнул его. Звезда подбежал к двери и пытался открыть ее, но отец, зная, что я попробую сбежать, закрыл ее на замок. Я никогда не видел, чтобы Звезда вел себя так странно. Он метался вокруг, искал путь ко мне. Тогда я нашел маленькую тяпку и стал рыть проход. Мой друг делал то же самое снаружи. Некоторое время спустя, погружаясь все глубже, мы выкопали путь на свободу. Когда дело было закончено, я крепко обнял пса. Но тот вырвался и резко побежал в темноту. "Звезда, ты куда?!". Я последовал за ним. Дома, гаражи, улицы... Город закончился, начался лес. Мы бежали практически вслепую. Через некоторое время я уловил, где мы находимся. Я закричал: "Хватит, я устал, куда ты?!"... Звезда остановился, подбежал ко мне и потянул за штанину. Тогда я снова побежал. Через час мы были в нашей землянке. Я дал Звезде воды, припрятанной мной еще с прошлого похода. Он жадно выпил, подошел ко мне. Я сидел на корточках и пил воду. Пес положил мне на ноги свою голову. Его нос был холодным и мокрым. "Мы с тобой настоящие шпионы", сказал я... Но Звезда вдруг попятился назад, к выходу. Я было последовал за ним, но тот обернулся и ощетинился, показывая своим видом, что мне следует остаться...

Я долго ждал Звезду, но его все не было... Выйдя на улицу, я всматривался во мрак. Туман окутал ночной Чернобыль. В небе кружили стаи птиц, стремящихся куда-то вдаль. И вдруг я услышал два мощных взрыва. Я не понимал, что произошло. Вдалеке заорали сирены. Я испугался, спрятался в землянку, на глазах навернулись слезы. Выросшие на военных рассказах, мы не могли думать ни о чем, кроме войны. Но произошедшее в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года потрясло весь мир – катастрофа на Чернобыльской АЭС! Через несколько часов я вылез из землянки и посмотрел на небо. Звезды исчезли, небо было затянуто пеленой. В этот день исчезла и моя Звезда... Всех жителей экстренно эвакуировали, начался хаос. Я искал Звезду, но его нигде не было. Пес спас меня, и видимо, пытаясь спасти других людей, погиб. Вечно гонимый, брошенный и отвергнутый он оказался человечнее многих людей. Благодаря ему, я выжил, хоть и получил сильную дозу радиации.

Со временем у меня появились друзья, новые питомцы. Но свою Звезду, Звезду Чернобыля я помню до сих-пор и не смогу забыть никогда.