Музыкальный очерк 7. Filarmonica-квартет

Маргарита Мендель
«FILARMONICA» – квартет
Мусоргский и Мендельсон


«…Прошло время писаний на досуге: всего себя подай людям — вот что теперь надо в искусстве»
М. Мусоргский


  В этом сезоне «Filarmonica» –квартет (художественный руководитель – народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель) радует своих слушателей не только двумя красивейшими и яркими абонементами – как в камерном зале филармонии, так и на сцене ДУ СО РАН, но и музыкально-литературными композициями «Камерные вечера: поэзия струнных», совершенно необычайным циклом «Согласие струн», состоящим из произведений для небольших составов: трио и дуэтов. Оттого и вечер четверга, 20 апреля, в камерном зале Новосибирской филармонии выдался особенным – закрытие абонемента, полного приятных впечатлений, безусловно, стало событием для сибирских меломанов.
  Этим вечером нас ждал Мусоргский и Мендельсон. Здесь стоит отметить, что свой филармонический сезон 2016-2017 «Filarmonica» –квартет открывал именно блестящим исполнением ля-минорного квартета Феликса Мендельсона в первом отделении концерта «Формула успеха», посвященного 25-летию коллектива. Но сверхуникальность сегодняшнего концерта заключалась сразу в нескольких сюрпризах, первый из которых, конечно же, октет. И, как скромно, но оттого не менее интригующе произнес участник этого концерта: «Один квартет хорошо, а двойной квартет… тоже хорошо». Но обо всем по порядку.
  Первое отделение концерта открыл известнейший цикл пьес Модеста Мусоргского «Картинки выставки», переложение которого специально для «Filarmonica» –квартета сделал талантливый новосибирский композитор Сергей Кравцов. Явление совершенно уникальное, так как в оригинале цикл был написан для фортепиано, спустя время над его оркестровкой работал Равель, после чего «Картинки» стали неотъемлемой частью репертуара многих оркестров. Известно более 30 переложений (с 1926 г. и по сей день) для разных составов и инструментов соло этого цикла, исполняемого по всему миру, но лишь единственное переложение для струнного квартета существует в Новосибирске. Это большая честь и великая радость для слушателей, а для музыкального мира нашего города – весомый повод, чтобы испытать чувство гордости. 
  «Картинки с выставки» представляют собой сюиту программных пьес с живописным содержанием, которое влечет к портретной характеристичности в музыке, а чередование песенных форм является звеном сплоченности всего цикла, обретающего структуру крепкого единого целого. Блистательное изобретение Мусоргского – введение скрепляющих вариаций на тему «Прогулки», вмонтированную в десятичастную сюиту. Благодаря оперному мышлению композитора, «Картинки» воспринимаются как музыкальный «театр одного актера» – со своей полноценной драматургией и необыкновенной динамикой, трансформацией и контрастами. Ну, а у нас случился «музыкальный театр одного квартета» по всем канонам: «Прогулка» – intermezzo, полное света, душевной чистоты и русского простора; №1. «Гном» – трагический сказочный образ, с напугано-тревожными пассажами и хроматикой; №2. «Старый замок» – картина с протяжными меланхолическими акварелями; №3. «Тюильрийский сад. Ссора детей после игры» – зарисовка гармонически солнечных аллей сада парижского дворца Тюильри; №4. «Сандомирский скот» – мрачная картина покорения тяжелой судьбе; №5. «Балет невылупившихся птенцов» - птичий щебет с комическим изображением неуклюжих подпрыгиваний и взмахов; №6. «Самуэль Гольденберг и Шмуйле» – контраст характеров двух польских евреев – богатого и бедного; №7. «Лимож. Рынок. Большая новость» – шумная суета лиможских кумушек; № 8. «Катакомбы. Римская гробница» – обертоновая «призрачность» в мрачном подземелье, не лишенная волшебной поэтики; №9. «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» – мощный динамичный образ, полный «бесовских» диссонансов; и, наконец, №10. «Богатырские ворота» – картина народного торжества с колокольным звоном и «хоральными» темами.
  Все образы, все живописные картины и эскизы, сменяя друг друга, оживали в исполнении «Filarmonica» –квартета, наполняя атмосферу зала необыкновенной энергетикой и мощью. Само четырехголосное звучание величественного опуса казалось чем-то совершенно нереальным и невозможным, какой цельностью и эмоциональной заряженностью отличалось именно это исполнение от всех когда-то прослушанных мною оркестровых и фортепианных записей. Высочайшее мастерство и виртуозность, абсолютная искренность, неповторимый художественный стиль, а также глубина и чистота музыкального высказывания – в этом «Filarmonica» –квартет. То редкое исполнение, которое внимаешь каждой клеточкой своего организма, словно завороженный, изумляясь филигранности музыкальных нюансов и наслаждаясь настоящим Высоким искусством.
  И вот, наконец, под занавес восхитительного вечера мы добрались до кульминации главного действия и достойного завершения этого сезона со всех точек зрения - ми-бемоль мажорного октета Мендельсона. Так, во втором отделении к прославленному коллективу присоединились четыре молодых артиста струнной группы Новосибирского академического симфонического оркестра – Ростислав Карчагин, скрипка; Иван Тарасенко, скрипка; Сергей Обухов, альт; Софья Шаюк, виолончель. 
  Четырехчастный октет, созданный в эпоху романтизма, а, точнее, в 1825 г. (тогда еще шестнадцатилетним Мендельсоном) заслуженно считается образцом камерного ансамбля. Серьезное поэтическое творение юного мастера отличается цельностью замысла и профессиональной техникой письма. Масштабность сочинения, его композиторская новизна и тематика позволяют назвать этот октет настоящей «камерной симфонией»: динамичные образы первой части; элегическая песенность andante, граничащая с драматической экспрессией; фантастическое scherzo – легкое и порхающее, звуки которого растворяются в непринужденном кружении свободного полета; необычно яркий финал с основной темой скерцо.
  С первых же тактов роскошные звуки этого октета – полного весеннего солнца, юношеской энергии и цветущей красоты – захватили внимание зала и не отпускали его до самого конца. Очевиден был и высочайший уровень инструментальной подготовки всех артистов. Точный ансамбль и тонкое ощущение каждого инструмента, а также общий эмоциональный настрой и вдохновение подарили слушателям великолепное исполнение, которое, без преувеличения, можно назвать триумфом. И, естественно, благодарный и воодушевленный зал отозвался мощной овацией.
  Для того, чтобы выстроить красивую и сложную программу музыканты «Filarmonica» –квартета вновь обратились к двум абсолютно разным полюсам. И им удалось достичь духовного единства и звукового абсолюта. Думаю, что для многих слушателей этот концерт – как раз один из тех значимых, воспоминание о которых суждено пронести через всю жизнь – от сенсации услышанного до ностальгии по душевной теплоте прошедшего вечера… но пусть это останется личным секретом каждого.
  А я поздравляю квартет «Filarmonica» и их молодых коллег по сцене с великолепно проделанной работой и, как следствие, – с большим успехом!
  Ждем новых встреч и неожиданных сюрпризов уже в следующем филармоническом сезоне.





М. Мендель. Апрель, 2017 г.