Когда Сила шлёт Глупость на поиски Мудрости

Николай Таранцов
                /рецензия на фильм Ричарда Торпа «Квентин Дорвард»/



Фильм Ричарда Торпа по одноименному роману Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
Франция времён правления короля Людовика XI. Приключенческий фильм, построенный на историческом материале с введением в сюжет мелодраматической линии, /в некоторых моментах, правда, не совсем точно придерживающийся первоисточника/.
  Ричард Торп американский режиссёр, актёр и сценарист. Начинал карьеру в театре, /в мюзикле/, потом кино, /вначале немые фильмы/. Всего снял около 180 !!! фильмов.
  Вальтер Скотт шотландский писатель, поэт, переводчик, историк, адвокат, коллекционер старины. Основоположник жанра исторического романа, /за свою жизнь написал 28 романов/. Жизнь Вальтера Скотта была непроста, работал он на износ, и сильно подорвал своё здоровье, /причиной тому была история с банкротством и долгами, которые он по благородным побуждениям взял на себя/. Основной идеей романа «Квентин Дорвард» послужили мемуары французского дипломата Филиппа де Коммина
Не думаю, что найдётся много таких, кто в своё время не читал роман «Квентин Дорвард», но допускаю, /при существующем уровне грамотности/, что таких есть немало, потому  позволю себе вкратце освежить в памяти сюжет этой истории.
Итак, средние века, Франция, скажем так, непростое время. Льежское восстание, франко-шотландский, новый союз, я не буду пересказывать исторические факты, кого заинтересует тема, всё есть в учебниках истории.
Молодой шотландец, Квентин Дорвард, /Роберт Тейлор/, по просьбе своего престарелого дядюшки, задумавшего материально выгодную женитьбу, отправляется во Францию и оказывается помимо своей воли втянутым в политические интриги. Заметим Квентин, бедный, но благородный и порядочный человек не вписывающийся в мораль того времени. Графиня Изабелла ле Круа, /Кэй Кендалл/, та самая кою Квентин должен был убедить выйти замуж за дядю, убегает за защитой к королю Людовику XI, /Роберт Морли/, к которому Квентин нанимается на службу. Далее следует каскад невероятных приключений, о коих я умолчу, дабы сохранить интригу, а для более полной картины перейду к персоналиям, /буквально пару слов/.
Людовик XI, французский король из рода Валуа, в народе его называли, Людовик XI благоразумный. Тот ещё интриган, /хитёр был, бестия/ при этом, историки считают его основателем абсолютной монархии. Чистыми руками, /и помыслами/, историю не делают, /не вершат/. Помер, не сохранив своего монаршего достоинства, /довольно частая история среди сильных мира сего/.
Что до внутренних пружин, тех самых королевских интриг. Естественно Квентин оказывается пешкой в политической игре, /не всё ль равно простому человеку кто против кого, буржуа против феодалов, или наоборот/, ан нет благородство души не позволяет предать того кто тебя продал и не раз.
Вот такая раскладка бедный и благородный человек борется за своё счастье, не понимая, /а то и не осмеливаясь себе признаться/, что при этом его используют в не совсем честных играх. Используют, потому как, понимают, /используют в своих интересах/ то, что он молод и глуп… говорят, что,

«В этом мире нет ничего лучше собственного опыта».
                © Вальтер Скотт «Квентин Дорвард»

А ещё говорят, что надо немного пожить на свете, чтоб избавится от романтических идеалов, чтоб понять, что к чему, и что ты сам стоишь, отделить зёрна от плевел, патриотизм от предательства, бескорыстие от корысти, честность от лжи, благородство от низости. Ибо всё так запутано, в определениях, поступках людских и их толкованиях. Это не значит стать хуже, это, /возможно/, та самая мудрость, которую глупость юношеская обретает, /должна обрести/ со временем. Научится видеть мир не только цветным, но и чёрно-белым, /образно/, хотя бы, чтоб не оступиться, ибо любая ошибка может быть фатальной.
Как жаль, что времена рыцарства прошли, восклицают авторы фильма. А мне хочется в свою очередь спросить, а были ли они, эти светлые времена, на земле этой? Рыцари были, есть и будут, а вот времена всегда были, есть и будут только поганые. Времена, в которых романтики, плясали под дудку прагматиков. Прагматиков прикрывающих личные интересы, общественными. Потому, как таков этот мир и фактор человеческий, не от нас это пошло и не нами это закончится.
Эта история произошла в средневековье, нынче ж времена несколько иные, вот только, что изменилось с тех пор? А я так скажу. Что кто б ни говорил, научно-технический прогресс в развитии человеческого общества не главное, главное, методы манипуляции человека человеком. Они развиваются, они стали более изощрёнными, /потому, как это уже наука/, скажу больше именно отсюда растут ноги всех бед людских. В молодости такие вещи непросто понять, в зрелости такие вещи тяжело игнорировать. Всевозможные секты, телевидение, реклама, политические движения и их лидеры. В старые времена, манипуляторы были детьми по сравнению с манипуляторами современными. И нужно им вроде бы не так уж много, деньги, власть. С твоей помощью, естественно. Ты только купи, запишись, проголосуй.
Время требует от человека понимания истинного положения вещей, в то время, как тот истово сокрушается, что золотые времена рыцарства давно прошли.
Прошли и ладно. Всё проходит, когда-то и мы пройдём, так устроен этот свет. Прошлого уже нет, живи настоящим, живи будущим. Живи.
Но, живи своим умом.