Другая игра

Музыковед Ирина Нестерова
Маленький триптих о большой работе

На сайте YouTube материалы о сверхспособностях человека привлекают к себе многомиллионную аудиторию. Раф Минеев из Екатеринбурга – мировая знаменитость, слепой джазовый музыкант. Нобуюки Цудзини из Японии играет классику, ему 23 года. Овации после его выступления похожи на ливень в сезон дождей. Молодой китаец Лю Вей рук не имеет, но пианист «от бога». Играет пальцами ног.

На Паралимпиаде в Лондоне команда России выиграла «золота» больше, чем сборная США, Великобритании, Австралии, больше, чем олимпийская сборная России – команда здоровых атлетов, которые ходят на своих ногах, видят своими глазами.

Глава Российского спортивного Союза инвалидов Флюр Нурлыгаямов говорит: «Инвалиду в России уже для того, чтобы выйти за пределы собственной квартиры, необходим чемпионский дух…Они не просто преодолевают финишную черту, они преодолевают отношение к ним общества»

Ученик

Вначале был вопрос: как и зачем жить, если ноги, шаг за шагом ступающие на дорогу, не подкреплены уверенностью внешнего зрения – опора есть и будет; а тонкая грань между миром зрячим и незрячим встала неодолимой стеной, преградой, заслоняющей , казалось, все смыслы бытия. Зачем? Для чего? Я не вижу этот мир! Но я его слышу и чувствую.

13 лет назад десятилетнего Антона Белоусова на Отделение дополнительного образования детей при РМУ им. Г. и А. Пироговых привела его мама Елена Валерьевна. Он был угловатым, робким подростком с комплексом «ограниченных возможностей».

Кто не знает старый анекдот: коллекция предметов по истязанию человека была бы неполной, если бы в ней отсутствовало фортепиано. В музыку как источник жизненных сил верилось с трудом, как и в то, что сам человек – источник радости и счастья.

И вот он, черно-белый оскал клавиатуры, два длинных, безукоризненно ровных один над другим ряда. Наедине с этой черно-белой клавишной армией маленький человек, его первые несмелые прикосновения и звуковые ответы. Взаимодействие. Знакомство. Запоминание.

Антон Белоусов прошел весь путь, которым идут тысячи его ровесников, решивших освоить ремесло музыканта, переходя из класса в класс, с курса на курс. Он все время был у всех на глазах, заметный в своей непохожести на других. Его поначалу импульсивно-нервная манера игры со срывами и возвращением к прерванным тактам, напоминала работу ткача. Хочет выткать узор, но станок сопротивляется его желанию и никак не хочет подчиняться, сливаться в едином ритме с руками, рождая осмысленный рисунок.

Дорогу осилит идущий… В пути мы обретаем ценности: общения, преодоления, роста; качества, без которых не мыслима артистическая жизнь. Самостоятельность Антон считает одной из важных составляющих своей жизни, а это уже серьезная заявка на взрослость. Самостоятельность развивает интуицию, интуиция ведет к бесстрашию. Если сомневаетесь, попробуйте завязать глаза минут на десять и продолжить дальше выполнять всю привычную работу. Очень быстро наступает усталость, следом за усталостью накатывает раздражение и мозг начинает сверлить мысль «скорее бы вернуться к спасительному равновесию». А если равновесия изначально нет, то тогда вопросы «А смогу ли я?» «А хватит ли мне?» преследуют и настигают, ранят и разрушают.

Мозг на кончиках пальцев, глаза на кончиках пальцев… Многолетние научные исследования доказали, что чувственный мир способен пробудить сверхчувственные способности. Система Брайля для людей с ограниченными возможностями по зрению уже более 200 лет является ключом и входом в безграничный мир возможностей познать и обрести его во всей полноте.

Антон Белоусов книгоман со стажем. Литература (аудиокниги в том числе), осилить которую по силам людям взрослым, с солидным жизненным опытом, поглощается и усваивается (!) им в огромных количествах и на постоянной основе. Мудрено не утонуть в «Этногенезе и биосфере Земли» Л.Н. Гумилева, работах магистра философских наук Ошо Раджниша, классической художественной литературе. Гениальный Леонардо да Винчи говорил: «Мыслить это видеть». Книги «включили» внутренний экран. Вопросы Антон Белоусов задает всегда. На уроках музыкальной литературы на ОДО в 7 классе Антон-школьник спрашивал с интересом исследователя, погруженного в материал основательно. С наскока было не ответить. Такие ученики запоминаются. Таких очень мало. Он провоцировал дискуссию, диалоги в формате стандартно-типового урока не предусмотренные. И все же один в поле не воин.

«Нам говорит согласье струн в концерте, что одинокий путь подобен смерти» В. Шекспир

Выступления на конкурсах – не только путь к признанию, но и испытание публичностью. С 1998 года Антон Белоусов становится постоянным участником конкурсных марафонов ,из которых выходит победителем. Участие и победы в Межрегиональных конкурсах детей-инвалидов «Поверь в себя», Гран-при «Одаренные дети» 2005 года на Московском международном форуме со специальным призом председателя жюри «За творческую индивидуальность». В 2007 году в Стамбуле – участие в фестивале детей-инвалидов «Улыбка ребенка». В октябре 2008 года получено I место на Втором Открытом Поволжском фестивале творчества детей-инвалидов по зрению. В 2010 году получена II премия ЦФО в номинации «За произведения для детей и юношества и творчество молодых». Концерт посвящен 200 летию Ф. Шопена. В ноябре 2011 года – участие в Международном конкурсе пианистов в г. Кальяри (столица Сардинии).

В середине июня этого года, всего несколько дней назад Антон Белоусов выступил на фестивале «Музыка Дружбы» (Россия-Германия-Нидерланды) организованного продюсером Ксенией Лоренц Реберс, менеджером по культурным проектам, руководителем фирмы «КХ – культурный маркетинг». На пресс конференции после концерта в рамках года «Германия-Россия 2012» Ксения пообещала пригласить Антона Белоусова в Германию. Тогда, на российском концерте Антон Белоусов исполнил3-й концерт Бетховена, а Герлинт Бетхер из Германии 1-й концерт Шостаковича. Роскошь человеческого общения ничем не заменишь, а профессиональное общение дает человеку уверенность в том, что он нужен, востребован, успешен. Июнь 2013-го семья Белоусовых запомнит надолго: подготовка и выступление на фестивале «Музыка дружбы» в Гааге и Арнштатте, выпускные государственные экзамены в РМК им. Г. и А. Пироговых.

Шаг во взрослую профессиональную жизнь – государственные экзамены в РМК. 3 июня 2013 года гос. экзамен по специальности «Фортепиано» завершился выступлением Антона Белоусова – лучшего студента по этой специальности. На сцену они вышли вместе: преподаватель Виталий Юрьевич Попов и его ученик Антон Белоусов. Этот статус – учитель и ученик теперь пожизненный. 13 лет уроков, подготовки к конкурсам и фестивалям, победы, «разборы полетов» после каждого выступления. Гос. экзамен – это точка? Шаг в профессиональную взрослость.

Уже на Отчетном концерте в апреле месяце было очевидно: никакой суеты и скованности. Стабильно, очень собранно, по мужски сыграна «Токката» Ф. Листа. Когда ведущие представляли Антона публике, прозвучало слово «виртуоз», без снисходительности, без натяжки. На гос. экзамене Антон блестяще подтвердил этот титул виртуоза в своей возрастной категории и статусе выпускника РМК. Светится кружево полифонической ткани Прелюдии и Фуги До мажор из 1т. ХТК И.С. Баха, бетховенские речитативы и вопрошающие мотивы 17 сонаты наполнены сдержанной скорбной силой, листовская дьявольская тарантелла бесится в невозможности полета к ангельским небесам, и этюд А. Скрябина dis в очень необычной трактовке, больше напоминающий «Полет валькирий» Вагнера, полет в железных латах.

Ремесло в руках. Ткацкий станок сдался на волю мастера, узоры осмыслены и чисты. И только придирчивый учитель найдет после поздравлений что сказать ученику о тысяче мелочей, не замеченных слушателями в зале, или замеченных, но понятых как-то иначе. Я слышала как играет Листа В.Ю. Попов – лауреат Международных конкурсов, я слышу как играет Антон Белоусов – лауреат Международных конкурсов. Это другая игра, не скопированная с игры учителя, самостоятельная. В цепочке « мыслю -- вижу – понимаю-создаю» это еще одна победа. На вопрос чего ты хочешь, Антон без запинки отвечает: «Я хочу внутренней свободы» и еще «Уйти от драм…»

Учитель

Хороший учитель всегда расскажет как он сам был учеником и еще о том, что ученичество не заканчивается никогда. «Если бы не Виталий Юрьевич, у меня не было бы ТАКОГО настоящего», - это Антон об учителе.

Привести его в такое насыщенное на творческую событийность настоящее смог человек и педагог незаурядный, виртуозно владеющий романтическим стилем игры. В.Ю. Попов – Лауреат Международного конкурса пианистов в Париже, дипломант премии ЦФО «За вклад в музыкальное искусство».

Пианист с горячей романтической душой и темпераментом воина-победителя. Романтический пианизм – особая тема, он требует от исполнителя громадной воли и выносливости, потому что эта музыка – Шопен, Лист – на грани двух бездн, с бесчисленным количеством оттенков самых разных эмоциональных состояний. Виртуозного владения техническими приемами при этом мало. Необходимо мыслить в эпохе, погружаться в состояние, лицедействовать. Но одно дело исполнять и отвечать за себя, совсем другое – взять ответственность за ученика и повести его тропами нехожеными, через «не могу», «сомневаюсь», «боюсь», «а вдруг».

Современная наука о возможностях человека знает немало теорий о том что и как надо развивать, чтобы конечный результат удовлетворил поисковые решения. История знает истории стратегий развития человека от «очевидного» до «невероятного» в разных областях деятельности.

Без стратегического партнерства не состоялась бы история Попов-Белоусов. Без стратегического партнерства не состоялась бы история Антон и его родители.

Где взять внутренние силы? Как отстранить линейный ограничивающийся страхом ум и включить разум? Как расширить диапазон восприятия и включить внутренний экран? Феноменология – наука об иррациональных подходах к привычным схемам мироустройства.

Трудно «лепить» руки исполнителю пианисту. Эта задача стоит перед каждым преподавателем фортепиано – подчинить себе благородный черно-белый оскал рояля, при этом бережно следовать за природными данными ученика, его физиологией, все время спрашивая себя «рано-не рано?». Когда человек не видит, его главным жизненным критерием становится осторожность. «Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить…»

Психическая энергия затраченная на другого человека сближает, ее не измерить объемами физического мира. «Люди могут забыть что вы сказали, люди могут забыть что вы сделали, но никогда не забудут что вы дали им почувствовать». (Записки миллионера)

Я знаю, что между учеником и учителем устанавливается связь, которая прочна и долговечна. Но рождается она строго и неумолимо без свидетелей, по неписанному закону «Посторонним вход воспрещен!». Там штурмуются вершины духа, там открывается сердце, « там на высях сознанья безумье и снег…» (Н. Гумилев)

«Лепить» руки мучительно трудно и долго: чтобы звук стекал с кончиков пальцев звонкими каплями, чтобы звук разрывал тишину зала раскатами грома, плакал и стонал от усталости и тревоги. Да мало ли что еще мы откроем на черно-белой странице нотного текста? И откроем для себя, что путь великих был полон борьбы и лишений, но все таки привел их на вершины духа. Кто осмелится повторить путь?

Изначальной данностью работы с А. Белоусовым для В.Ю. Попова была решительность. Избавиться от оков страха «я не могу». Освободиться, лететь, парить, как и положено музыканту, приподнимающему своего слушателя над обыденностью.



И.С. Бах – первая вершина. Овладение полифонией. «Мы разучивали по голосам, а затем уже сводили вместе. Сказать, что процесс шел трудно – значит ничего не сказать». Невыносимо. Мучительно. Но… справились.

Мыслить в линейном времени – это обыденная привычка. В музыке время имеет иное измерение. Хронотоп. Только настоящее: спираль времени уходит вверх, к небесам, в единстве сплетения мелодических голосов приходят новые решения. Вопрос-ответ. Мудрые люди говорят: «не говори проблема, говори задача, которая требует решения. Находи решение».

Ген бесстрашия передается от учителя к ученику. Прелюдии Шопена – новый этап не учебы, жизни. Скачок на новый уровень. «Если ты остановился, то уже проиграл» (откуда это?) Но и этот «крик своего времени» по выражению композитора А. Шнитке Антон Белоусов сумел услышать и принять. «Это был прорыв», новая победа учителя и ученика.

Исполнитель должен быть на уровне исполняемого произведения. И вновь с таким трудом обретенная цельность покрывается трещинами страха «А справлюсь ли?»

Сознание человека как сложный психический феномен изучает гештальтпсихология, человек и окружающая его среда выступают в неразрывном единстве, взаимовлияя одно на другое, меняясь ролями «фигура-фон», «фон-фигура», но не уступая первенства.

Сколько раз на вопрос «Почему я такой?» учитель отзывался ответом? Борьба - выбор героя. Подвиг – это то, что подвигает человека действовать. Борьба за достойную жизнь, любовь без жалости, потому что у жалости очень острое жало. «Разбор полетов», где нет мелочей и не важных деталей.

А испытание уже стояло за дверью и подслушивало диалог учителя и ученика. Игра пианистическая приносила результаты, но пришла другая игра, но другим правилам и законам. Учителю выпало испытание выбором – сменить статус преподавателя на статус чиновника Управления по культуре и туризму.

Решение далось мучительно трудно. Другая игра, другие правила жизни. Но предать не возможно… Ноша учителя тяжела, но теперь она двойная. И внутри вопросы «Смогу ли?», «Хватит ли?»

Сколько раз В.Ю. Попов говорил, проводя межрегиональный фестиваль детей-инвалидов «Поверь в себя!»: «Это мы, просты люди, ограничиваемся в своих возможностях, а они могут!». Искренность – огромная сила. Судьба подстерегла и заставила сделать выбор «через себя прежнего к себе другому». Новый гештальт – какого я на самом деле роста? И каково мое окружение? Фигура и фон. Микро и макро-космос объединенные сердечным разумом… Делать то, о чем другие боятся даже думать, не унижая себя жалостью.

А умение победам другого радоваться больше, чем своим – это великодушие человека щедрого душой. Антон Белоусов сдавал гос. экзамены как исполнитель и как преподаватель. Разве не феномен, что слепой преподаватель обучает игре на фортепиано слепого ребенка Славу Денисова? И идет своим путем, выстраивает другую игру, не игранную еще никем.

В.Ю. Попов передал Антону свое умение «включаться» в ситуацию другого человека. Это особый, еще белее редкий талант, чем исполнительский и преподавательский. Талантливо жить мало кто умеет. Рано или поздно ученики покидают учителя, идут дальше, находят других учителей. Но феноменальная стратегия преподавателя длиной в 13 лет уже сыграла свою роль, она уже стала фундаментом, школой жизни Антона Белоусова.

Внутренняя жизнь человека скрыта от других, а я слежу за свои внутренним экраном: две парящие птицы, каждая в своей траектории полета и все же в паре, и глаз от них не оторвать. Я заново открываю для себя смысл слова «высокопарный» - высокое парение в паре. Оно вполне уместно в данном контексте.

- Чего ты хочешь? – Хочу внутренней свободы. – Тогда играй Моцарта.

Семья

Любящие родители – тот максимум, который Бог дает человеку при рождении. Драгоценная сохранность жизни, качество этой жизни – все от родителей. И жажда счастья для него, единственного. А если ребенок отличается от других буквально всем, жажда усиливается многократно.

Счастливое лицо матери после гос.экзамена Антона, слов нет, просто свет на лице. Каждый самостоятельный шаг взрослеющего ребенка становится огромной радостью для родителей. Шаг в профессиональную жизнь – это победа. Они уже были, успехи и победы, но привыкнуть к этому невозможно, потому что слишком уж высокая цена этим победам назначена. Дома, в Рязани, очень далеко от дома, мама всегда рядом, готовая каждую минуту отдать себя полностью с радостью своему сыну. Сын Антон с полной отдачей взрослого и ответственного за себя человека добивается поразительных результатов на своих выступлениях. Что это, воспитание по правилам спартанской жизни или папины гены? В семье офицера может быть иначе? В этом совместном семейном труде каждый на своем месте делает свое дело, каждый на своем месте незаменим. Теплый домашний очаг греет душу, дает силы жить и неограниченные возможности, которые до поры до времени скрыты в каждом человеке.

21 июня Антон Белоусов получает Диплом специалиста. В другом городе, на других сценах, с другим учителем будет вести поиски согласья струн в концерте. И это будет другая игра, но с прежней неизменной решимостью наполняющая слушателя силой творческого разума. Его в жизни всем нам очень не хватает.