Неизвестный Прокофьев

Музыковед Ирина Нестерова
2016 год объявлен годом С.С. Прокофьева.

125 лет со дня рождения композитора 23 апреля отметило мировое музыкальное сообщество. В больших и малых городах нашей страны звучат произведения Прокофьева: в филармониях, музыкальных школах, музеях и на городских открытых концертных площадках. Рязанская областная филармония проектом «Прокофьев – Гала» присоединилась к юбилейным торжествам.

Отрадно, что в филармонические залы нашей страны возвращается Большая Музыка. Во Всероссийском виртуальном концертном зале, прямым включением из концертного зала имени П.И.Чайковского в Москве, тон Дню Прокофьева задал маэстро Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра.

Блистательный оркестр, блистательный дирижер, именитые солисты – пианист Денис Кожухин, одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы в 2010 году, и скрипач Леонидас Кавакос (Греция), удостоенный первой премии Конкурса имени Паганини в 1988, Государственный хор Московской областной филармонии и солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Игорь Морозов (драматический тенор) исполнили сочинения раннего периода творчества Сергея Прокофьева, положив начало Всероссийскому музыкальному марафону. Это серьезная заявка на готовность нести национальное достояние слушателю, именно так музыку Прокофьева оценивали раньше и теперь крупнейшие отечественные музыканты. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР в 1947 году. Тогда, в послевоенные годы, после победоносного шествия фильма «Александр Невский» режиссера С.Эйзенштейна с музыкой Прокофьева по всем фронтам Великой отечественной, после концертной премьеры оперы «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого, звание Народного артиста композитору С.С. Прокофьеву было присвоено за всенародное признание и безоговорочный всемирный авторитет композитора, пианиста и дирижера.

Юбилейная дата С.С.Прокофьева является достойным поводом вернуть его музыку широкой публике. Сегодня современные технические средства позволяют сделать это. Работа оператора во время съемки и трансляции дает возможность увидеть крупным планом то, что скрыто на расстоянии – магию жестов и мимики музыкантов, мельчайшие оттенки состояний-переживаний ими музыки.

Народный артист России Валерий Гергиев взял за основу ранние сочинения Прокофьева не случайно. Юность русского музыкального гения совпала с тяжелым периодом истории нашего отечества – первой мировой войной, революцией 1917-1918 годов. Решение уехать из страны не было отчаянным шагом «отщепенца». Многолетняя эмиграция в США и всемирный концертный марафон длиной в пятнадцать лет не сделали из Прокофьева иностранца, но наложили свой отпечаток на музыкальные сочинения того периода – 10-20-х годов.

Каждое произведение того периода – открытие Прокофьевым самого себя, хроника «как закалялась сталь». Поразительная работоспособность позволяла Прокофьеву вести поиски своей творческой индивидуальности в самых разных направлениях. «Вызывающая сила» композитора подчиняла себе самых неподатливо-строптивых. Дерзкая «солнечная» энергия композитора обжигала его современников своей новизной: «Скифская сюита», скроенная из балета «Ала и Лоллий», Первый фортепианный концерт, кантата на текст поэта-символиста К.Бальмонта «Семеро их». Исключением из новых «варварских» правил была «Классическая симфония №1, посвященная Гайдну и Моцарту, вся солнечная, мягко согревающая слух совершенством пропорций. Новый психологизм Концерта №1 для скрипки с оркестром до сих пор является для мастеров скрипичной игры «испытанием на прочность» и исполнительскую сверх чуткость.

Завершилась трансляция Виртуального концертного зала исполнением Второй симфонии Сергея Прокофьева (соч. 1925 года). К этому времени, человек мира Сергей Прокофьев столкнулся по-человечески и творчески с невероятным количеством противодействующих его солнечной энергии сил. Музыка «из стали и железа», как писали критики, несла в себе заряд сопротивления. Прокофьев разъяснял: «сопротивление всему не духовному». Этот период можно назвать так: «Как научиться жить без солнца?» Отсюда – ревущие болью тромбоны и контрфаготы, хрипящие контрабасы, тяжелая поступь маршевых проходов в финале симфонии и полная невозможность певучести и полета.

В течение всего дня - концерты, премьеры, кинофильмы с музыкой Прокофьева, знакомство с непознанными сторонами творчества композитора. «Прокофьев-Гала» – это новый этап отечественной филармонической традиции, когда Большая Музыка в короткие сроки и в серьезных дозах предоставляется слушателю.

Неизвестный современному слушателю Сергей Прокофьев, судя по пустующему в Рязани Виртуальному концертному залу, остается «белым пятном», непознанным «интеллектуальным оружием», как назвал его сочинения Валерий Гергиев. Два с половиной часа насыщенной музыкальной программы, конечно, серьезное испытание даже для подготовленного профессионала. Но разве не просветительская традиция ставится в основу работы филармонии, когда метод «по капле», дает куда больший результат, чем «сразу целое ведро»?

В следующем концертном сезоне ожидается празднование юбилея Д.Д.Шостаковича. Хочется надеяться, что Рязанская областная филармония подготовит серьезный музыкально-просветительский проект для слушателя, используя все имеющиеся в регионе ресурсы и конечно же – возможности публики воспринимать то, что ей предоставляют музыканты.