Психофизиология мозга и Реальность

Макиенко Сергей Александрович
Благодаря нашим исследованиям мы предположили, что глобальные проблемы человечества и экзистенциальные проблемы человека являются следствием неправильного отношения к действительности, узкого мировоззрения и неприятия Реальности. Последовательно исследуя проявления потенциально-актуальных отношений человека и Реальности на физическом, биологическом и психическом уровнях, мы подошли к рассмотрению отношений между человеком и Реальностью на биологическом уровне. Открытия учёных в области медицины и биологии позволяют нам сегодня вторгнуться в области доселе не доступные, поэтому для более полного и отчетливого понимания роли биологического тела в формировании психики, её отношений со средой/Реальностью, мы обратились к исследованиям по функциональной асимметрии мозга.

Итак, на современном этапе исследований мозга широко применяется принцип сравнительного анализа структурно-функциональных возможностей левого и правого полушарий мозга. Проведённые исследования позволили Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой предположить, что именно асимметричность пространственно-временной организации мозга и психики опосредует функциональную асимметрию полушарий мозга. Вместе с тем они подчеркнули, что только в парной работе полушария мозга функционируют в асимметричной темпоральности: «правое - в настоящем с опорой на прошлое, левое – в настоящем с обращенностью в будущее время» (Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988, 140). Кроме того, можно говорить и о биохимической асимметрии мозга, представленной в работах В.К. Луценко и М.Ю. Курганова, 1985.

Получены веские данные о различных способах обработки информации в обоих полушариях. Исследования Л.И. Леушиной, А.А. Невской, М.Б. Павловской (1981, 1985) по обработке зрительной информации обоими полушариями позволили предположить, что левое полушарие ведёт классификционно-дискриминантную работу (т.е.определяет изображения, в соответствии с выработанным правилом, к тому или иному классу), правое – структурную (вырабатывает иерархическую сруктуру изображения). Кроме того, можно говорить об асимметричном восприятии полушариями «перцептивно цветового пространства», когда правое полушарие работает с изоморфно чувственным аспектом изображения, соотнося его с внутренним образом цветового пространства, левое – с понятийным, формируя его через широкие ассоциативные связи понятия со словом, основой которых является обобщенно-абстрактное и категориальное отношение к цвету. Исследования выявили, что правое полушарие воспринимает интонационно-мелодический образ звука, частотные и амплитудные модуляции, левое – форму звука и его ритм, что нашло своё выражение в особенностях работы каждого из них. Нужно отметить, что мозг функционируют в трёх основных ритмах: низкие ритмы (дельта, тета – 1-4 удара в секунду), средние (альфа – 7-14), высокие (бета – 14-60 и выше). В состоянии глубокого сна и у младенцев преобладают низкие ритмы, в состоянии покоя – средние (способствуют синхронизации полушарий мозга), стресса – высокие (приводит к диссинхронизации полушарий мозга).

При пространственно-временном рассмотрении деятельности сознания, по мысли Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой, мы видим, что формирование в нём чувственного и интеллектуального образов протекают асимметрично. В чувственном образе одномоментно схватывается и запечатляется переживание настоящего, которое затем переходит в прошлое. «Чувственный образ представляет собой законченное событие психической жизни или уже завершённое психическое явление. Каждый новый образ заполняет собой отрезок времени субъекта, превращающегося из настоящего в прошедшее время субъекта. Индивидуальное время и пространство «остаются» в образе в виде пространственно-временных меток, определяя уже отмеченную выше спаянность образа с одним из отрезков прошлого времени» (Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988, 188). Интеллектуальный образ зарождается в какой-то части настоящего психического переживания, затем он развивается с обращенностью в будущее. Мысль последовательно вызревает, приобретает определенные черты и качества, при этом реализуется она наиболее эффективно «в точно воспринимаемых субъектом реальных пространстве и времени» (Бахтин М. К философии поступка М. 1996).

Исследования Л.Я. Балонова, В.Л. Деглина, Т.В. Черниговской выявили, что полушария мозга по-разному формируют фонетический, морфологический, лексический, синтаксический, семантический, семиотический уровни языка. Парное участие полушарий в организации речевой деятельности «осуществляется при постоянном и гибком их взаимодействии, обеспечивает возможность двоякого познания внеречевой действительности, создавая целостный чувственный-иконический образ мира и проверяя его истинность через построение рациональных логических моделей» (Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. 1988 , 101).

Современные исследования свидетельствуют, что каждое из полушарий по-своему обрабатывает информацию и строит свою стратегию мышления. В.Л. Бианки предположил, что правое полушарие преимущественно дедуктивно обрабатывает информацию, левое – индуктивно. По предположению Д. Богена (1967, 1975) правое полушарие отличается склонностью к перцептивной деятельности, работает аппозиционно: обеспечивает синтетическое, аналоговое описание мира; левое полушарие активно участвует в вербальной деятельности, работает пропозиционно: аналитически строит отношения и оперирует дискретными понятиями.

В.В. Аршавский, В.С. Ротенберг предположили, что в левом полушарии «любой используемый материал (неважно, вербальный или образный) организуется таким образом, что создается однозначно понимаемый контекст; при этом изо всех бесчисленных реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями отбираются лишь наиболее существенные для логического анализа и упорядоченного структурирования мира. Таким образом, создается как бы условная модель мира, удобная в общении и легко переводимая в слова (поэтому знания об этой модели, о ее закономерностях и свойствах могут передаваться от одного человека к другому). Но, как и любая модель, она ограничена возможностями однозначного контекста и не всеобъемлюща. Надо отметить, что осознанное и целенаправленное поведение в мире и его изменение в процессе коллективного труда (ибо коллективный труд требует однозначного взаимопонимания) без формирования такой модели было бы невозможно. Но огромное количество реальных и потенциальных связей между предметами, явлениями и людьми в эту модель не вписывается в силу своей сложности и неоднозначности. А без учета этих связей, хотя бы неосознанного, успешно адаптироваться в нашем многогранном, динамичном и противоречивом мире тоже было бы невозможно. Этот учет осуществляется благодаря деятельности структур правого полушария. Отличительной особенностью правополушарной стратегии мышления является одномоментное схватывание всех связей, что обеспечивает непосредственное восприятие реальности в ее подлинной сложности, противоречивости и целостности. При этом образы взаимодействуют друг с другом одновременно в нескольких смысловых плоскостях, что и определяет многозначность образа (или символизирующего слова) в соответствующем контексте» (Аршавский В.В., Ротенберг В.С. Право на «правополушарный» образ мыслей // Человек № 4, 1991, 102).

Кроме индивидуальных особенностей работы мозга и психики мы можем отметить, что в «тех обществах, которые в силу исторических условий развивались по пути научно-технического прогресса и активного изменения мира, преимущественное распространение получили стандарты левополушарной стратегии мышления. В социумах, традиционно ориентировавшихся на установление гармоничных отношений человека с существующим миром и с самим собой, на совершенствование психических механизмов адаптации, в деятельности преобладала правополушарная стратегия» (там же, 103).

Исследования ученых в области медицины и психологии показали тесную взаимосвязь обоих полушарий, чем опровергают мнение об их автономной друг от друга работе, их равноценность, которая подразумевает необходимость сохранения парной работы полушарий и структурной целостности мозга, которые обеспечивают единство и полноценность психофизиологической деятельности. С психофизиологической точки зрения восприятие пространственно-временных характеристик может изменятся, как с помощью химических средств (опыты С. Грофа и др. ученых), так и с помощью медитативных/аутогенных практик, что подтверждает единство мозга и психики в формировании субъективных переживаний.

В результате нашего знакомства с исследованиями по полушарной асимметрии головного мозга мы можем сделать вывод, что человек это единый психофизиологический организм, и чтобы найти общее понимание этого двуединого существа необходимо его целостное изучение. В практическом плане необходимо гармонично сочетать право- и левополушарные возможности головного мозга, осуществлять гигиену вербального, звукового, визуального, физического пространства и времени. Необходимо развивать и усиливать позитивные аспекты взаимосвязи и взаимодополняемости работы мозга и психики. Необходимо одновременно помнить об условной двойственности работы мозга и психики, условности воспринимаемых проекций мира, и безусловной реальности единого целостного человеческого существа, которое обладает разнообразными и многоуровневыми аспектами бытия/проявления. При этом также необходимо помнить, что адаптивная роль мозга в жизнедеятельности тем успешнее, чем более развита нейрофизиология человека, его психофизическая и ментальная составляющие.

Констатируя изложенные данные, мы можем заявить, что тема актуальна и требует отдельного проектного изучения. Подводя итог данного исследования, мы можем сообщить, что человек формирует свои отношения с Реальностью единым психофизиологическим образом с привлечением всех сторон материальной и духовной жизни, представляет собой единую и открытую психофизиологическую систему. Являясь единым психофизиологическим организмом, человек, тем не менее, обладает двойственностью работы мозга и психики, что в свою очередь одновременно накладывает определённые ограничения и создаёт возможности в более полном и широком формировании его мировоззрения и системы отношений, организации всей его жизнедеятельности. Роль физиологии и всего того, что с ней связано, оказывает существенное влияние на формирование отношений человека с Реальностью (через биологический обмен со средой), но определяющая роль остается за психической составляющей индивида, его опытом.

© 2000


Анонсы работ.

В других исследованиях о природе взаимоотношений человека и Реальности, мы определили следующие дефиниции: Реальность представляет собой сложную систему взаимоотношений между различными частями единого голографического универсума. Мы предположили, что работа двух полушарий позволяет воспринимать протяженность и длительность переживаемых процессов, понимать двойственный аспект Реальности (волновой – тон, образ, интуиция; корпускулярный – ритм, форма, рассудок). Взаимодействие и взаимоотношение человека с Реальностью осуществляется как через опосредованную сторону (психика и субъективные факторы), так и непосредственную (физико-биологическое тело, его анализаторы и сенсоры). Потенциальное в психике представляет собой открытую область возможностей и предрасположенностей, состоящую в синхроничной и органичной взаимосвязи с Реальностью. Субъективное содержание человека содержит в себе как всеобщую потенциальную (потенция Реальности), так и индивидуальную данность, приобретенную в процессе жизнедеятельности. Человек по мере проявления своих потенций (онтогенез) и потенций Реальности (антропогенез), расширяет сферу своей актуальной вовлеченности в процессы действительности, реализуя свое тождество с Реальностью, понимает, что он и есть Реальность.