Святая земля. Четверг Светлой седмицы. Синай

Галина Николаевна Николаева
                9 мая 2002 год    

            СИНАЙ    

           Рано утром часть нашей группы выехала в Египет на Синай, в монастырь великомученицы Екатерины. Ландшафт изменяется быстро: зелень, желтый, граница субтропиков и тропиков, пустыня.
          Остановка... Много евреев едут на курорт, говорят по-русски. Узнали новость: 8 мая кафе Тель-Авива был взорван, погибло 16 человек. На границе с пустыней строят новый город, белые дома и там, где зелень - жизнь.      
            15 часов.   Граница с Египтом. Кругом горы, пустыня, а слева красивое, бирюзовое море. Перешли границу и попали в маленький городок Таба. Отсюда нас сопровождал разговорчивый гид среднего возраста (журналист, учился в Москве, работает и живет в Каире). Едем вдоль моря, справа горы. Остановились вблизи фараонского острова. Здесь сохранилась большая часть крепости. Раньше эта крепость защищала восточные границы Египта при Саладине (султане) Рамзессе II, а там, вдали - Иордания и Саудовская Аравия. Сфотографировались на фоне крепости.
           Асфальт на дороге будто красный. Проезжаем бедуинскую деревню - шалаши под пальмовыми крышами, новые города, тоже как крепости и обязательно с мечетями, гостиницы вдоль берега. На улице пекло и ничего живого: камни, песок, горы и море. До монастыря святой Екатерины ехать ещё 220 км.
         
          Остановились в деревне у моря. Берег оказался безлюдный, раскаленный песок обжигал ноги, а море чистое, прозрачное. Отец Владимир с мужчинами ушли подальше вдоль берега, и мы, утомленные жарой, наконец-то впервые окунулись в море. Женщины местные укрытые, застенчивые, старые лица не показывают, а молодые раскрытые, напомнили нам цыган. Они предлагали свои изделия: плетение из бисера, камни, но не навязчиво. И дети сдержанны: даже, когда брали конфеты, будто делали одолжение.
          Продолжая путь, через некоторое время автобус остановился на месте остановок всех старинных паломников. Мы вышли, нам дали время, как бы на размышление. Долина Гезена…  Прошла вглубь от дороги, место как будто безжизненное: вокруг суровые, голые горы и пески освещаются последними отблесками солнечного заката, тишина и полное безмолвие, только слышу шум в голове, а вокруг никого… И опять я особенно ясно почувствовала себя затерявшейся песчинкой в этой далекой и чужой стране, и еще раз почувствовала своё ничтожество среди этих гор и песков... Благодарю Тебя, Господи, за напоминание. Ты, как любящий Отец, учишь меня, Свою заблудшую овцу, и напоминаешь, что Ты, Господи Иисусе Христе, мой Единственный Пастырь, и нет других богов, что без Твоей воли ничто не происходит, и чтобы не забывала о своем последнем дне на этой земле, о Страшном Суде, ибо со своей гордыней и своей волей опять окажусь чужой, и тогда уже Ты не спасешь меня.
         
          Вот и Синай - гора и пустыня в каменистой Аравии, куда пришли израильтяне по выходе своем из Египта. Здесь, у горы Синай они остановились станом (Синай и Хорив - две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору Хорив, и Господь сказал ему: "Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом" (Исх.19,11). А когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны".
          Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия, "ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай" (Исх.19,11). Евреи постом и молитвой готовились к этому дню.
          На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой Закон в виде десяти заповедей, которые пророк потом пересказал народу.
          Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пребывал в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений.
         
         К концу сорока дней Бог написал свои десять заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях):
         1. Я - Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
         2. Не сделай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землей; не поклоняйся им и не служи им.
         3. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе (напрасно). Имя Божие может произноситься и призываться в молитвах, в клятвах, в обетах и в духовных беседах.
         4. Помни день субботний, чтобы святить его, т.е. проводить его свято: шесть   дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой (день покоя) посвящай Богу, на угодные Богу дела. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресение.
         5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
         6. Не убивай.
         7. Не прелюбодействуй.   
         8. Не кради.
         9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
         10.Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
          На первой скрижали были высечены четыре первые заповеди, как относящиеся к Богу и определяющие обязанности человека перед Ним; на второй - последние шесть заповедей, определяющие обязанности человека перед ближним.               
          И повелел Господь хранить их в Ковчеге завета (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом.
         
          Уже в темноте мы подъехали к монастырю великомученицы Екатерины. Разместили нас в двухместных номерах, недавно построенной одноэтажной гостиницы, с водой, туалетом, кондиционером, прекрасной столовой. Мы с матушкой Ниной оказались в номере не одни, здесь оказывается проживали еще постоянные жильцы - страшные, большие и мохнатые пауки. Наше соседство не пугало их, и они вели себя спокойно.
          В полночь группа собралась во дворе монастыря. Гидом у нас был отец Владимир, по специальности он археолог и не первый раз восходил на вершину горы. Он сразу предупредил нас: «Восхождение на Синай пять часов, взять фонари, держаться друг друга и не отставать, кто не может по состоянию здоровья, лучше остаться». Одна женщина осталась, а я колебалась, но все-таки решилась.