Гость из каменных джунглей

Музыковед Ирина Нестерова
100 лет назад, в 1914 году магистр джаза Дюк Эллингтон написал и исполнил оркестром свой первый рэгтайм. С тех пор музыка оркестра Великого Дюка является эталоном и воплощением идей джазовой мировой элиты. Десятки лет эллингтоновские композиции в «стиле джунглей» и в «стиле настроений» живут и вдохновляют новые поколения музыкантов.

Калифорниец Стэффорд Хантер, тромбонист, удостоенный многих славных титулов и наград, представляет третье поколение прославленного известного во всем мире оркестра. Гость с джазового Олимпа уже 10 лет гастролирует по России, не ограничивая себя столичными концертными площадками.

В рамках проекта Геннадия Филина «Музыка, объединяющая мир» состоялось выступление музыкального гостя из Нью-Йорка Стэффорда Хантера. Еще свежи впечатления от февральского концерта «посланца джаза», трубача Валерия Пономарева, а начало марта ошеломляюще-вдохновляющим сюрпризом подарило рязанцам новую встречу.

«Просто живи музыкой», - эти слова Стэффорда на пресс конференции в Выставочном зале Союза художников характеризуют его незаурядную творческую личность во всем объеме огромных возможностей, лишь малую часть которых увидели и услышали рязанские слушатели. Дары океана со всех концов света, морские раковины причудливых форм и размеров – уникальная коллекция Стэффорда Хантера и его музыкальный арсенал. Морскую раковину как джазовый музыкальный инструмент с ее хрипловато-матовым тембром посчастливилось услышать журналистам и гостям пресс-конференции. Мелодия Майлза Дэвиса – визитная карточка современного джазового стиля, музыкальный «продукт» десятилетий экспериментальной музыкальной селекции. Морская раковина – музыкальный инструмент природы-вдохновительницы, на котором извлекали звуки-сигналы наши далекие, но не менее креативные предки. Стэффорд рассказал о своем друге Стиве Турре, создателе уникального оркестра морских раковин.

А на вечернем концерте в театре кукол прозвучал вопрос гостя: «Do you like the blues?» Любите ли вы блюз? Эта фраза для человека, играющего блюз и живущего в ритме свинга не требует ответа, она является темой для импровизации, включая присутствующих в процесс джазовой игры. «Просто живи музыкой…», чувствуй ее пульс, ее дыхание, ее ритм. Кто же после этого будет оспаривать, что «джаз – это семья», добавлю, семья, где все друг другом дорожат.

Элегантность и аристократизм – качества, заложенные Эллингтоном теперь воплощают в жизнь его последователи. Джаз на морской раковине – это «ноу хау» гостя из-за океана. «Ноу хау», так говорят там, откуда взялось это прилипчивое в хорошем смысле ко всему новому словечко, прибывшее к нам оттуда же откуда и джаз.

Джаз – это игра, где нет проигравших. На заокеанские трюки рязанские музыканты ответили достойно, превратив тему песни «Клен ты мой опавший» в джазовый стандарт. Визитная карточка Рязани – стихи Сергея Есенина. Стэффорд Хантер слушал их как музыку, но долго не мог понять, отчего же грусть посещает автора знаменитых стихов? Оттого, что опавший, заледенелый клен сбросил листья? Геннадий Филин взял на себя объяснения особенностей национальной охоты на подходящие для музицирования настроения. Взаимопонимание не заставило себя долго ждать. Есенин и джаз поначалу казавшиеся двумя взаимоисключающими друг друга религиями и философиями, в причудливом своем взаимодействии породили новую задушевную свою разновидность -«есенинский джаз», пионером которого в нашем крае по праву считается «легенда рязанского джаза» Константин Панкратов.

«Просто живи музыкой…» По одному и все вместе, как будто играли вместе всю жизнь, исполняли одну композицию за другой участники группы Feelins и Стэффорд Хантер. Эллингтоновский «Караван» идет по миру уже не один десяток лет, несет с собой груз традиций и модификаций, эта тема узнается слушателем с самых первых аккордов. «Караван» - воплощенная в музыке идея вечного движения, мучительно трудного в вязком песке жизненных обстоятельств, но движущегося в облаке миражей настроений к долгожданным оазисам конечных целей.

Самая юная участница группы Feelins, Мисс Jazz Ольга Старостенко воплощает в себе все достоинства джазовой вокалистки, о которых может только мечтать мужской состав группы. Вчерашняя школьница, студентка Рязанского музыкального колледжа и факультета журналистики Университета им.С.Есенина кроме блестящих музыкальных данных обладает внешностью голливудской звезды и громадным энергетическим потенциалом. Скоростные вокальные и тромбоновые импровизации Ольги и Стэффорда стали украшением концерта. Аристократичная безупречная манера игры заокеанской состоявшейся «звезды» и обаятельная в своей стремительности восходящая «звезда» составили прекрасный музыкальный дуэт.

Геннадий Филин осуществляет свои проекты как музыкант, для него все его партнеры, как музыкальные, так и деловые – участники джем-сейшена. При поддержке общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России» он вместе со своими музыкантами штурмует джазовый Олимп. «Музыка, объединяющая мир» - это уже не проект, это образ жизни. Спасибо,Feelins, за букет незабываемых впечатлений в стиле «свинг», которые будут храниться в памяти как весенний подарок.