Надо ли улучшать природу человека?

Ю.Новиков
Со всех сторон мы постоянно слышим, что природу человека надо улучшать, потому что она, видите ли, несовершенна. Все, кому не лень, как заведённые, повторяют: «Человек по природе своей ...», а дальше непременно добавляют какую-нибудь гадость: эгоистичен, лжив, агрессивен, слаб, жаден, похотлив, труслив, ленив, завистлив, глуп, порочен и т.д. и т.п. Ну, и ещё очень много претензий к устройству тела человека. Мол, можно было бы сделать всё гораздо лучше. Конечно, ведь у нас сейчас прогресс, мы запускаем спутники и космические станции, мы каждого обеспечили смартфоном, что нам стоит улучшить природу какого-то там человека. Запросто! Стоит только взяться. Какими методами? Да не важно. Химическими, механическими, электрическими, генетическими, информационными... И, если постараться, то человек уже скоро будет гораздо совершеннее, чем сейчас.

Казалось бы, благая цель. Но прежде чем ставить подобную цель и тем более приступать к её достижению, не мешало бы разобраться, а понимаем ли мы сам предмет совершенствования.

Итак, согласно представлениям современной науки, человек состоит из примерно 30 триллионов клеток. В каждой клетке непрерывно происходит порядка 10 000 сложнейших химических реакций. При этом каждая клетка представляет собой полноценный живой организм. То есть она умеет питаться, расти, избавляться от ненужных веществ, размножаться, а некоторые клетки ещё и движутся. К тому же в каждой клетке есть информация об организме в целом. И, заметим, несмотря на все успехи науки учёным пока не удалось создать ни одной живой клетки.

Но это ещё далеко не всё. Организм не представляет собой простую сумму клеток.

Клетки объединяются в органы. При этом многие свойства и функции органа далеко не полностью определяются свойствами составляющих его клеток. Точно так же органы объединяются в системы (кровеносная, дыхательная, пищеварительная, нервная и т.д.). И свойства системы далеко не полностью определяются свойствами органов, входящих в эту систему. А дальше системы объединяются в единый организм, у которого появляются дополнительные свойства, не связанные жёстко с функциями систем.

Получается, что существует некий управляющий центр организма, обеспечивающий согласованную работу всех клеток, органов, систем в течение всей жизни человека. Об этом центре практически ничего не известно и даже прямо влиять на него мы не научились. Этот центр постоянно сравнивает состояние организма с эталоном, с гармоничной нормой и сопротивляется любым отклонениям от этой нормы, старается их исправить. Именно этот центр следит за ростом и развитием человека, за температурой тела, составом крови, циклами дыхания, питания, сна, за выработкой гормонов и ферментов, за обменом электрическими сигналами в организме и т.д. При этом наш разум ко всем этим процессам не имеет никакого доступа, потому что они слишком сложны по сравнению с нашим жизненным опытом. Кстати, в фундаментальном труде тибетской медицины Чжуд-Ши отмечалось что человек ; это сообщество множества клеток, связанных единым волевым импульсом.

Да, ещё не надо забывать и о микрофлоре кишечника, без которой человек тоже не может жить, и которая поэтому тоже должна считаться неотъемлемой частью человека. А там ещё порядка 50 триллионов живых клеток. И они тоже работают в согласии, в симбиозе с клетками тела.

Если только попытаться представить себе сложность всей этой системы, то все смартфоны и суперкомпьютеры, выпущенные человечеством, покажутся не сложнее какой-нибудь палки-копалки.

Но и это ещё не всё. Человек вовсе не ограничивается своей физиологией, своим «железом», как выражаются компьютерщики. Тело ; это только инструмент, только средство для полноценной жизни. Есть ещё разум, чувства, эмоции, воля, совесть, характер, способности, творчество, наконец, свобода выбора, которая, собственно говоря, и отличает человека от животного. И если на тело мы ещё хоть как-то научились влиять, то более сложные функции человека вообще для нас остаются тёмным лесом.

И вот всё это нам надо совершенствовать? Да лучше уж пригласить какого-нибудь дикаря из джунглей разобраться с неисправностью адронного коллайдера или той же космической станции. Толку будет явно больше. Он своей дубиной сможет хоть что-то согнуть или разогнуть.

Теперь к вопросу о том, кто создал всю эту неимоверно сложную систему под названием «человек».

Сразу отбросим всякое глупое хихиканье, что, мол, человека создали папа с мамой, причём довольно простым способом. Если это так, то попросите у своих создателей-родителей схемы и чертежи, которые они разработали, прежде чем вас создать. Или спросите у них о причинах и способах лечения всех тех тысяч болезней, которые известны медицине. Иные родители даже перегоревшую лампочку не могут заменить, а дети у них почему-то получаются очень легко.

Кстати, генетики признают. что информации об устройстве человека как единого целого в наших генах нет. Там есть некие отличительные черты одного человека от другого, есть кое-какие базовые принципы строения тела. Но полное описание всего сложнейшего комплекса нашего организма, его роста, развития, самосохранения в генах отсутствует. Где хранится эта информация и как передаётся — большой вопрос.

Второй по популярности ответ на вопрос о создателе человека: «Это сделала эволюция на протяжении миллионов лет». Замечательный ответ, правильность которого никак нельзя проверить или опровергнуть. Альберту Эйнштейну приписывают примерно такую фразу: «Если в мешок положить части разобранной мясорубки, а потом встряхивать этот мешок миллион лет, то мы всё равно не получим собранную мясорубку, а получим пыль». В этом случае с Эйнштейном вполне можно согласиться. И точно так же, перемешивая всевозможные химические вещества, мы никогда не получим даже одной живой клетки, не то что человека.

Ладно. Допустим, клетки вдруг образовались. А дальше, как нам говорят, сработал естественный отбор, то есть выживание самых приспособленных к окружающей среде организмов. И вот на вершине эволюции — человек. Теперь вопрос. К какой среде обитания человек как биологический вид приспособлен лучше всех других организмов? В какой среде обитания он будет чувствовать себя, как рыба в воде? Без быстрых ног, острых зубов и когтей, без шерсти и хвоста? Ну да, у него есть разум. Но разум помогает только при наличии опыта поколений и большого числа людей.

Вот если взять, например, десять офисных работников, отнять у них всю технику и одежду и отправить в дикую природу. Где они прекрасно приживутся? Да нигде. Вымрут очень быстро. Такие умные, образованные. деловые, успешные…

Как известно, лучше всех из теплокровных животных приспосабливаются ко всему крысы. Потрясающе устойчивы к неблагоприятным условиям тараканы. А простейшие и одноклеточные организмы вообще выживают в огромном диапазоне температур и даже при больших уровнях радиации. Ну и зачем тогда эволюции нужен человек? Преимущества человека перед другими живыми организмами проявляется только при развитой цивилизации. Но к природной эволюции это не имеет никакого отношения.

Почему-то многие считают, что искать Бога надо где-то там, в космосе. А здесь на Земле нам всё ясно и понятно без Бога. На самом же деле Бога надо искать прежде всего в себе, потому что создать такую сложность под силу только сверхразуму, Богу. Любые космические объекты ничуть не сложнее нашего внутреннего устройства.

Кстати, многие ещё любят повторять, что поверят в Бога, только если своими глазами увидят чудо. И уверены, что этого никогда не произойдёт. А на самом деле достаточно посмотреться в зеркало, чтобы увидеть величайшее чудо во вселенной — человека.

И вот получается, что, призывая улучшать свою природу, мы собираемся соперничать с Богом. То есть мы считаем, что уже поумнели до уровня, дающего нам право исправлять «ошибки» Бога. Это даже не смешно. Мы и со своими-то ошибками далеко не всегда можем справиться.

А как же тогда очевидные несовершенства человека? Ведь все мы болеем, делаем глупости, грешим, а порой и совершаем преступления. Конечно, всё это есть. Но дело-то в том, что всё это — вовсе не из-за нашей природы, а совсем наоборот — из-за отхода от неё, из-за разрушения нашей совершенной истинной природы вследствие внутренних или внешних причин. Убирать, исправлять эти разрушения, возвращать утраченную гармонию — это прекрасно. А вот пытаться переделать совершенное божественное творение — глупо. И не менее глупо пытаться наделить человека несвойственными его природе способностями. Для решения своих задач на Земле человек имеет всё, что нужно. Главное — понимать, какие задачи перед человеком поставил его Творец.

И напоследок ещё об одном важном выводе из всего сказанного. Наше тело, по большому счёту, нам не принадлежит. Оно создано не нами и дано нам во временное пользование для определённых целей. Поэтому бездумно распоряжаться своим телом мы не имеем права, за любую ошибку нам обязательно придётся расплачиваться. А если посмотреть ещё глубже, то и вся наша жизнь дана нам в аренду, поэтому считать себя её единственным и полновластным хозяином тоже наивно. Отвечать придётся за любой поступок.