Еще раз про Любовь Ячменникову

Музыковед Ирина Нестерова
Известный далеко за пределами города Рязани педагог академического вокала, Почетный работник среднего профессионального образования Любовь Александровна Ячменникова празднует вместе со своими учениками свой Юбилей

Откуда она, Любовь?

Имя, подаренное ребенку при рождении родителями, становится в жизни одной из важнейших составляющих его индивидуальности. Певучее имя Лю-бо-о-вь сейчас скорее является редким, а несколько десятилетий назад Любочки-Любани среди девочек встречались гораздо чаще, чем теперь. Кто станет спорить с тем, что в первое десятилетие после войны любви и душевной теплоты в людях было больше? Послевоенное трудовое воодушевление подкреплялось открытостью характеров и песенной щедростью. В 1954 году в молодой семье первой плясуньи и певуньи Челябинского тракторного завода родилась девочка, которую назвали Любовь. Затем родители Любы работали на деревообрабатывающем комбинате, где мама была лучшим мастером смены и Депутатом поселкового Совета.

Жизнерадостность, трудолюбие, любовь к песне – тот багаж, с которого начинали в те годы многие молодые люди свой жизненный путь. А как Любочка Пустуева пела в хоровом ансамбле, который она организовала по поручению Главного врача и комитета комсомола в городской клинической больнице №1 города Тюмени! Курсы медицинских сестер в медицинском училище настраивали на самый серьезный лад, но репетиции и выступления ансамбля «под баян», где солировала голосистая Любочка, пользовались огромной популярностью. Художественный руководитель ансамбля, преподаватель Тюменского училища искусств Чувашов Андрей Николаевич дал добрый совет и предложил солистке Любе Пустуевой подготовиться к вступительным экзаменам в училище, чтобы серьезно, профессионально обучаться искусству пения.

Любовь проходит испытание на прочность как никакое другое человеческое качество. Судьба подставила Любе подножку: день последнего государственного экзамена в медицинском училище по предмету «Детские болезни» совпал со вступительным экзаменом по вокалу. Волнение и усталость были так велики, что самое главное – ноты с репертуаром были оставлены в общежитии. Но приемная комиссия терпеливо дожидалась, пока абитуриентка Любовь Александровна Пустуева вернется с нотами и споет приготовленную к экзаменам программу.

Результатом вступительных экзаменов стало зачисление способной абитуриентки в число учащихся Тюменского училища искусств, где в то время работала преподаватель института имени Гнесиных, солистка Московской филармонии Раиса Григорьевна Тихоненкова. Пройти школу такого педагога в самом начале обучения, с самых азов можно считать очень большой удачей. Чем прочнее фундамент, тем больше этажей здание может выдержать. Музыкальные профессии похожи на небоскребы, где каждый этаж – событие артистической жизни, несущее опору для следующих.

Я за тобой пройду, Любовь, тернистый путь любой…

В класс Заслуженной артистки России, легенды Свердловского театра оперы и балета, профессора Уральской государственной консерватории имени Мусоргского Леонтины Эдуардовны Краснопольской Любовь Александровна попала в 1980 году. Оперной студией консерватории тогда руководил выдающийся дирижер современности Евгений Владимирович Колобов, совмещая работу дирижера Свердловского оперного театра с преподавательско-экспериментаторским опытом в музыкальной студенческой среде. Тогда еще никто не знал, что через несколько лет дирижер-новатор Евгений Колобов станет блистательным руководителем театра «Новая опера» в Москве.

В оперной студии под руководством Е.Колобова Любовь Алекандровна спела партию Иоланты в опере П.И.Чайковского «Иоланта». Партия эта осталась любимой на всю жизнь, а в старинной легенде о слепой, исцеленной любовью девушке, виделся глубоко символичный смысл – драма со счастливым концом: преображающая сила света помогает увидеть истинный смысл жизни.

Своего будущего супруга Любовь Александровна встретила на своем курсе в консерватории. Стройотряд с музыкальным названием «Лира» выполнял работу проводников. После роли слепой, но прозревшей в любви принцессы, Любови Александровне совсем не трудно было разглядеть в своем однокурснике Петре Михайловиче Ячменникове благородное, рыцарское отношение и к себе, и ко всем девушкам отряда. Петр был родом из Рязани. На преддипломную практику супруги Ячменниковы приехали в Рязанскую областную филармонию вокальным дуэтом, который сразу понравился слушателям. Администрация филармонии пригласила супругов на постоянную работу.

Супруги Ячменниковы счастливы в браке более 30 лет. Дочь Настя не стала музыкантом как ее родители, она юрист, недавно стала мамой. Но Любовь Александровну «бабушкой» называть язык не поворачивается. Не зря говорят, что над любовью время не властно.

80-е годы стали временем концертной филармонической работы: Любовь Александровна Ячменникова – солистка квартета русских народных инструментов «Парафраз», дает концерты с концертмейстером Виталием Поповым и чтицей Тамарой Наймушиой, участвует в проекте Сергея Мартынова и выступает с солистами Большого театра, принимает участие в фестивале «Молодые таланты России». Этот фестиваль как будто раздвинул границы профессионального «зрения», дал увидеть новые горизонты после выступления в Концертном зале «Олимпийский».

Потому что люблю!

Приглашение в Алтайский краевой музыкальный театр в 1990 году стало осуществлением заветной мечты – работать на театральной сцене вместе с супругом. Вакансии театра как будто специально ждали эту пару – сопрано и баритон.

Голос, как и имя – одно из главных средств выражения проявления личности. Любимая партия Зорики в оперетте Легара «Цыганская любовь», Саффи в «Цыганском бароне» и Марица Кальмана, Лиса Алиса в мюзикле Рыбникова «Буратино» - все качества голоса, все его краски и оттенки проявляются в разнохарактерных партиях-ролях, испытывающих артиста на сценическую выносливость. Театральная Муза Любови Ячменниковой ликовала! Сценическая карьера шла в гору и этой горы под собой не чувствовала, настолько органично и естественно чувствовала она себя на сцене. Но наступили 90-е с их неразберихой, дочь Настя готовилась пойти в школу. Выбор опять был сделан в пользу Рязани. Помощь семьи ценна всегда, особенно в лихие времена.

Дуэт Ячменниковых не был забыт, филармония хорошим певцам всегда рада. Любовь Александровна начинает преподавать в Рязанском музыкально училище на отделении «Академическое пение», затем становится заведующей предметно-цикловой комиссии. Идея Оперной студии очень долго не находила своего реального воплощения, хотя эта идея озвучивалась на всех уровнях. В лице концертмейстера Ольги Корневой преподаватель Ячменникова Л.А. увидела не только единомышленника, единоверца, но коллегу и друга, готового понять с полуслова и воплотить идею в реальность.

Работа оперного класса Рязанского музыкального колледжа – это гордость учебного заведения, его экспериментальная творческая площадка, «лицо» колледжа, который носит имена певцов, братьев Пироговых. Серьезная работа никогда не бывает только «на плюс», есть в ней и горькие стороны. С болью Любовь Александровна говорит о том, что помнят людей, к сожалению, даже известных, пока они на виду. А когда сходят со сцены артисты, их забывают. «В музыкальном лектории Рязанской областной филармонии блистал Геннадий Николаевич Мусихин – великолепный бас, забывать таких людей нельзя!» Силами энтузиастов в РМК им. Пироговых создан музей, где хранятся в архивах материалы о работе преподавателей, их концертных выступлениях и победах учеников на конкурсах.

Любовью за любовь

Последние годы престиж профессии певца сильно поднялся, а значит и престиж работы вокальных педагогов тоже высок. Любовь Александровна Ячменникова не устает повторять: плохой учитель заставляет, а хороший вдохновляет. Быть авторитетом для студентов можно лишь тогда, когда педагог полностью «включен» в своего ученика. Любовь Александровна остается самым большим авторитетом даже для тех, кто давно закончил училище-колледж. Приезжают из других городов бывшие ученики (а раз приезжают до сих пор, значит «не бывшие»), чтобы «взять урок», не потому, что их плохо учат, а потому что в первый раз ощутив звук своего голоса как силу, способную буквально перевернуть всю жизнь, они стремятся закрепить это чувство. Так птенцы, «встав на крыло», уже не могут не летать.

Педагог с хорошей вокальной школой и сценическим опытом, умеющий рассмотреть и почувствовать природу каждого ученика, его личностные особенности, владеющий искусством выстраивать душевно комфортные отношения – мечта любого ученика, студента, аспиранта, магистра. На что педагог и ученик используют время урока? Сначала на поиск (одной!) правильно взятой ноты – ее высоты, тембра, вибрации, затем на умение «раздувать» звук как уголек, тлеющий в костре, а потом воспламеняющий его. Голос «раскрывается» не сразу, его нельзя торопить, он требует очень бережного к себе отношения.

Когда мы слышим голоса оперных Див и Премьер-солистов, то кажется, что нет ничего легче и естественнее, чем петь: голос летит, звенит высокой струной, струится мягкими волнами, рассыпается искрами… Отшлифованный годами упорной работы и концертно-сценического опыта, голос становится чем-то вроде эталона, с которым сверяется вся жизнь. Этот эталон - внутренний музыкальный слух, особая внутренняя культура, накладывающая свой отпечаток на все – образ мыслей, манеру поведения.

Здоровье для певца – залог его творческого долголетия. Перегрузки певцов сравнимы с перегрузками спортсменов. Очень жесткий режим – ограничения, большая эмоционально-психическая отдача.

О долголетии совсем не думается, когда едва исполнилось 16, 18, 20 лет. Зато очень хорошо видно как быстро летит время, когда «бывшие ученики» добиваются успеха и вчерашний «солнечный зайчик» (тот, кто выступил впервые на городском конкурсе «Солнечный зайчик») становится солистом филармонии или премьер-солистом музыкального театра.

С любовью о Любови

Звездный вечер в честь своего любимого педагога Любови Александровны Ячменниковой подготовили выпускники всех поколений и сегодняшние студенты ее класса. Светили и блистали звезды и звездочки всех выпусков. Искренняя радость общему делу – на одной сцене в Юбилейном концерте встретились сразу несколько поколений блестящих, состоявшихся в любимой профессии учеников Любови Александровны Ячменниковой. В 2001 году выпустилась Евгения Боброва, которая в настоящее время является ведущей солисткой оперной труппы Музыкального театра республики Карелия. Выпускники 2008 года Ирина Маненкова – солистка Рязанского областного музыкального театра, студентка Московской государственной Академии славянской культуры и Владимир Рогулин – артист Рязанского академического русского народного хора имени Евгения Попова. В 2011 году выпустилась Ксения Матюхина – солистка Рязанского областного музыкального театра, обучается в магистратуре Курского государственного университета. В Ростовской государственной консерватории учится и работает в Ростовском музыкальном театре Евгения Асанова (выпуск 2013 года). Звездой Санкт-Петербургской сцены стал выпускник 2004 года, выпускник Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского, солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии и театра «Санкт-Петербургская опера» Игорь Еремин, номинант премии «Золотой софит 2014».

Преподавательскую работу в ДМШ, ДШИ и музыкальном колледже осваивают выпускники Любови Александровны разных лет – Нина Тарабарка, председатель ПЦК «Вокальное искусство» Рязанского музыкального колледжа, Оксана Рудакова, Артем Разоренов, Артем Колчин.

Концерт- поздравление участники звездного вечера готовили долго, в условиях строгой секретности и с особым трепетом, который педагог Л.А.Ячменникова считает главным качеством на сцене.

Пафосная профессия певца несет в себе опасность общую для всех артистов. Излишняя пафосность грозит фальшивым эмоциональным строем. Поэтому в классе Любови Александровны всегда наготове юмор – враг пафосности и фальши. Чувство меры и стиля, воодушевление и энтузиазм помноженные на работоспособность дают результат, который наблюдали зрители на Юбилейном концерте Любови Александровны Ячменниковой. Когда артист научен любить своего слушателя, весь его певучий арсенал направлен к тем исполнительским вершинам, которые может быть еще и не взяты, но уже услышаны (!) внутренним музыкальным слухом.

В мире много неразгаданных тайн. Одна из них – человеческий голос, он же – ключ к разгадке. Голос человека – чудо природы, раскрывающее силу его внутренней красоты, понятой человеком поющим и донесенной им до слушателя.