Душа моя прописана в России

Музыковед Ирина Нестерова
Рязанский государственный академический русский народный хор имени Евгения Попова выступил с новой концертной программой «Дальний плач тальянки»

И снова полон зал… По этой наполненности уже можно судить о значимости происходящего на сцене концертного зала Рязанской областной филармонии. Концертная программа «Дальний плач тальянки» адресована зрителю, который творчество поэта Сергея Есенина почитает как дорогую святыню родного края.

Ведут заветными тропами голоса солистов хора Н.Якуниной, Ю.Цырульникова, Т.Борисенко, Г.Ковалевой, И.Мишурова, А.Серкина, С.Рудика, Е.Валиковой, Заслуженного артиста России В.Ивашкина. И эти тропы приводят нас к источнику, питающему вот уже более ста лет душу русского человека, рязанца-земляка или человека «из другой стороны» как говорили раньше на Руси.

Конкретная адресность посыла постановщиков программы вызвана не только тем, что в октябре этого года С.Есенину исполнится 120 лет со дня рождения. Стоическая фундаментальность работы хора кроется в том, что свойства есенинского распевного слога черпают свою основу из самых глубин, из древних недр русской культуры. Там каждое слово драгоценно по смыслу, а строфа похожа на драгоценное словесное ожерелье своим еле-уловимым мерцанием образных памятных воспоминаний.

Мы стали другими. Мы не будем прежними. Но где-то в самой глубине своего естества человек остается прежним, родственным своим предкам. Есенин выражает те же мысли, что и обычный человек, но языком то небесно-голубого, то березово-рябинового стиха, окрашивая его эмоциями радости, горести, нежности, грустной усталости, бессильной ярости… Все грани чувств и эмоций народной русской души поэт читает в синих окских глазах своей возлюбленной России. Есенинский стих пьется как драгоценный отвар луговых пряных трав, приготовленный заботливыми руками матери, защищающий от всех напастей.

Рязанский хор в своей концертной программе «Дальний плач тальянки» удивляет (уже в который раз!) умением находить грани нового в знакомом и хорошо известном. И за это хочется благодарить весь коллектив хора. Вокально-хореографическая композиция «От Оки голубой» на музыку Е.Попова и слова Ю.Афонина в постановке М.Кругликовой, открывающая концерт и его финальная песня на музыку А.Ермакова, слова В.Хлыстова «Душа моя» - это крайние точки отсчета сценического времени программы. Первая распахивает окно в неоглядные русские дали и просторы, последняя, наоборот, зовет каждого слушателя обратиться к самому себе: «А где прописана твоя Душа?», и получить ответ: «Душа моя прописана в России».

Наполненность концертной программы по большей ее части есенинскими строфами-образами дает широкую панораму внутренней необъятности – российских пейзажей, зарисовок-картинок, характерных портретов.

Музыка Евгения Попова на стихи Есенина – это классика песенного жанра, дающая не одно десятилетие генеральное направление рязанскому хору. «Нивы сжаты», «Край любимый», «На лазоревые ситцы», «Над окошком месяц» - разлив распетого весеннего половодья чувственных переживаний самого высокого уровня. А народные песни и пляски органично вплетаются в авторский венок песен Е.Попова: «Секиринская» на музыку В.Костина в постановке М.Кругликова, свадебная «По бережку» и плясовая «Рябина-рябинушка» Рязанской области в обработке Е.Попова; «Борковские проходки» на музыку Е.Дербенко и «Кадомские картинки» на музыку А.Орешкина в постановке Б.Соколкина.

Авторское разнотравье песен вносит в общую есенинскую панораму новую краску или оттенок, обогащая ее палитру: «Не мне она песни поет» Е.Дербенко, «Не бродить, не мять» Г.Галахова, «Ты меня не любишь, не жалеешь» А.Аверкина, «Отговорила роща» Г.Пономаренко.

Давнее сотрудничество композитора Александра Ермакова с Рязанским хором дало возможность постановщикам концертной программы «Дальний плач тальянки» пригласить автора как специального гостя на ее премьеру. Песни А.Ермакова прочно вошли в его репертуар и стали продолжением истоковой традиции, заложенной Е.Поповым. Каждый композитор пишет «из своего времени». А.Ермаков находится в расцветной поре своего творчества и дарит хору возможность озвучивать прошлое в настоящем времени.

Светлая пасхальная неделя, на которую программа, посвященная С.Есенину была представлена слушателю, дала особый настрой и внутренний тонус артистам. Известно, что трепетность исполнения не купишь ни за какие деньги, не вытащишь из кармана «по случаю». Второе отделение концерта открылось «Молитвой» А.Ермакова на стихи С.Есенина: «О, Матерь Божья, спади звездой на бездорожье… Молитвы текут как реки, верующая душа - река.

А затем, в динамике сценической заполошной игры Рязанским хором спета «Весна», «Плясунья», «Ой, Купало», «Пороша»: весна-лето-осень-зима не в календарной череде, а в цветном калейдоскопе. Именно так и память наша живет, по законам иного времени-пространства. Мелькнула картинка и сменилась на иную, а затем на третью: где? когда? С кем это было? Но ведь было, а быльем не поросло, а проросло есенинским стихом и песенным оберегающим его вечнозеленым сосняком-березняком. Реликтовая роща – укрывная куща души человеческой. Она оберегает для будущих поколений душевные дары настоящего и прошлого.

Высокий искренний слог Есенина обязывает смотреть вверх, туда, где «синь сосет глаза» и «месяц рогом облако бодает». Песни есенинского края учат любить жалея и страдать смеясь. Они выношены и рождены на тех самых заветных тропах, по которым шел в свою вечную жизнь Большой Русский Поэт. Рязанский хор не дает завянуть живым цветам песенного венка, сплетенного Есениным и распетого душой, прописанной в России. Композиторы видят сердцем, на самом его дне живет истина. Слова Александра Ермакова «лучше, чем Рязанский хор, песни на стихи Есенина не поет никто» - это правда. На этом хор стоит и стоять будет.