Дмитрий Шостакович музыкальный публицист

Музыковед Ирина Нестерова
110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича – это не просто очередная дата, позволяющая вспомнить некоторые факты музыкальной истории. Музыкальная история неумолимо свидетельствует о том, что великие имена композиторов советской эпохи со временем не стерлись из памяти поколений. Сегодня музыка Дмитрия Шостаковича исполняется по всему миру в лучших концертных залах.

Хоровая музыка крупнейшего композитора современности – яркая страница его творчества, отражающая непростое время: революции, войны, индустриализацию страны. Вокальная и хоровая музыка помогала Шостаковичу быть понятым не только в узких профессиональных кругах, она становилась массово популярной, выражая общий настрой страны, сильной духом в любых, самых тяжелых условиях.

Концерт Хоровой музыки Дмитрия Шостаковича состоялся в Рязанском музыкальном колледже имени Григория и Александра Пироговых 7 ноября. Эта дата о многом говорит старшему поколению наших соотечественников и почти ни о чем – младшему. Она «спрятана» за другую дату, именуемую теперь, как День народного единства. Великая Октябрьская социалистическая революция была и остается великим мировым событием прошлого века. История свидетельствует, а музыкальная история подтверждает – великая страна родилась и жила вопреки открытой вражде мировой интервенции и внутренней разрухе на благо советского народа. Иначе откуда было взяться тому всенародному энтузиазму и героизму, запечатленному в произведениях искусства того времени?

Фрагменты из Десяти хоровых поэм на слова революционных поэтов прозвучали в Большом концертном зале Рязанского музыкального колледжа в исполнении смешанного хора под управлением Ирины Антоновой. «На музыке не могло не отразиться то громадное впечатление, которое всегда производила на меня русская революционная песня», - писал Дмитрий Шостакович о работе, за которую ему был присуждена Государственная премия. Дмитрий Шостакович много работал над музыкой к историко-революционным кинофильмам, внимательно изучая революционные песни конца XIX – начала XX века. Высокая гражданская позиция и высочайшие художественные качества музыки поставили Шостаковича в один ряд с величинами мировой музыки – Бетховеном и Чайковским.

Не только революционная песня влекла Шостаковича своей заразительной мощью. Композитор на протяжении всей жизни знал и изучал русский музыкальный фольклор, делая обработки русских народных песен. В концерте хоровой музыки прозвучала обработка хороводной песни-скороговорки Новгородской области «Как меня младу, младешеньку», в которой так причудливо и естественно объединились горе и ирония.

Полет Юрия Гагарина в космос – мировое историческое событие, на которое Дмитрий Шостакович откликнулся песней, ставшей одной из самых популярных в советское время – «Родина слышит» на слова Евгения Долматовского. Хор Рязанского музыкального колледжа под руководством Ирины Антоновой, солист Алексей Исаев достойно исполнили эту песню – образец безпафосной гражданской лирики, по-человечески очень трогательной и глубокой.

Дмитрий Шостакович за всю свою жизнь создал музыку к 36 кинофильмам. Композитор считал кино хорошей школой. Киномузыка Шостаковича, ставшая такой популярной не только в нашей стране, стала полем смелых музыкальных экспериментов и в тоже время точно и правдиво воспроизводила режиссерские замыслы. В своей студенческой юности Шостакович подрабатывал тапером, иллюстрируя немое кино за фортепиано. Музыку для своего первого кинофильма композитор написал в 1928 году, а уже через несколько лет в 30-31 годах, когда в стране появились первые советские звуковые фильмы, Дмитрий Шостакович стал получать регулярны заказы на написание музыки к фильмам.

Известность к Шостаковичу кино-композитору пришла в 1932 году, когда молодые режиссеры Ф. Эрмлер и С. Юткевич выпустили на «Ленфильме» кинофильм «Встречный» с его музыкой. Средний возраст постановочной киногруппы – 20 лет, белые ночи Ленинграда, необыкновенный творческий подъем во время съемок фильма о трудовых буднях ленинградских металлистов. Премьера фильма состоялась 7 ноября 1932 года и была встречена восторженно, особенно трудовой молодежью. С тех пор, как впервые прозвучала «Песня о встречном», ни одна молодежная вечеринка, ни один эстрадный концерт не обходились без этой песни. Интенсивная и плодотворная деятельность Дмитрия Шостаковича в области киномузыки была отмечена в 1939 году правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени. После Великой отечественной войны «Песня о встречном» стала Гимном ООН. Шостакович по этому поводу написал: «В конце концов эта мелодия потеряла автора – случай, которым автор может гордиться».

Прозвучавшие в хоровом концерте песни к кинофильмам, музыку для которых написал Дмитрий Шостакович – «Долго ль сердцу ныть, болеть» и «Песня о встречном», «Девичья ласковая» из к/ф «Первый эшелон», «Хороший день» из к/ф «Падение Берлина», «Мирный труд» из к/ф «Единство», охватывают период творчества 30 – 50х годов. Тогда советская массовая песня в нашей стране стала выразителем единения и энтузиазма. Дирижер Ирина Антонова, концертмейстер Елена Семенова, артисты хора, все, кто пришел в этот вечер в концертный зал РМК, смогли погрузиться в атмосферу далекого героического времени, значимость и величие которого свидетельствуют музыкально-исторические памятники – песни, созданные Дмитрием Шостаковичем. Когда писались эти песни и из репродукторов над городскими и сельскими улицами неслись слова: «Горячее и бравое бодрит меня. Страна встает со славою на встречу дня!», советская страна с уверенностью смотрела в будущее, несмотря ни на что. Песня, как любой исторический документ, может рассказать и дать почувствовать людям в настоящем их прошлое. А без прошлого, как известно, будущего нет.