МП3. Пятое состязание. Избранное

Творческая Мастерская Алкоры
Оценки судьи Алкора, 08.04.17    

Задание пятого состязания: (всего участвовало 57 произведений)

Два основных задания выглядят так:
1. Стихотворение, которое соответствует изображению: из серии «Чемоданы воспоминаний», Юваль Яири (Yuval Yairi) http://ipic.su/img/img7/fs/set-18.1483591179.jpg  и имеющее хотя бы один оксюморон

2. Стихотворение, которое соответствует изображению: «Мальчик и руины» http://ipic.su/img/img7/fs/set-2.1483584861.jpg и имеющее хотя бы один оксюморон
 
Задание-джокер выглядит так:
Стихотворение, соответствующее фрагменту из кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром»: «Как скучно мы живём...» и имеющее хотя бы один оксюморон

P.S. Оксюморон (стилистическая фигура или стилистическая ошибка) — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

=== === === === === === === === === === === === === === ===

LICIA . ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-11. ОЖИВШАЯ ПАМЯТЬ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Чемодан воспоминаний» + имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): взрослый ребёнок

Старый дом опустел и осунулся. Жалким псом
Я приехал сюда подышать и побыть в тиши.
Сколько раз я за нынешний год говорил с отцом?
Всех на свете дорог не исходишь, но я спешил.
И всё дальше маршруты вели от его крыльца,
Я всё реже звонил. Он всё чаще глядел в окно –
Эта ноша на сердце теперь тяжелей свинца.
Он, когда умирал, попросИл тОлько об одном:                РУ
Не бросать чемодан, что пылится теперь в шкафу,
Покосились замки, пожелтел, поржавел в углах.
Я кивнул, как обычно, задачу вписал в графу
И забыл на полгода. Работа, друзья, дела.
Достаю чемодан – молчаливый, потёртый друг.
Словно кадры далёкого прошлого прокрутил,          РУ - два ударения в слове
На картинке заброшенный дом и тоскливый луг.
И до боли в висках захотелось сказать – «прости».
Будто мёртвая память проснулась в моих руках –
Самый первый конструктор, рогатка, дневник, звезда,
Пожелтевшие фото, открытки, колода карт.
Вот я, взрослый ребёнок, сижу и хочу рыдать.

Комментарии:

Непродуманность согласования ритмических ударений (Иктов) и ударных слогов слов(фонетических ударений слов):

"Он, когда умирал, попросИл тОлько об одном"               
" Словно кадры далёкого прошлого прокрутил",      

"Фото" вместо фотоснимок.

А содержание отличное. И оксюморон   взрослый ребёнок - значим для содержания, выбран осмысленно.            

=== === === === ===

MONTERREY. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-13. ЧЕМОДАННОЕ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Чемодан воспоминаний» + имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): близкая даль
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Я однажды решила уехать, забыв свой дом.
Собрала чемодан, оглянулась на папин сад...
Золотые стрекозы тревожились над прудом.
Только ветер погнался за мной, да затих потом.
Пахли горькой полынью горячие небеса.

Я однажды решила: бросая, бросаю всё.
Не взяла ничего из того, что вернёт назад.
С глаз долой чемодан убрала я на антресоль...
Но тянулись за мной ароматы июньских сёл,
но молитвенно звали далёкие голоса.

Я однажды решила вернуться в забытый край,
в эту близкую даль, и коснуться родных могил.
Из чужих лоскутков не сумела судьбу собрать...
Да меня не признали в родимых полях ветра,
а начавшийся дождь равнодушно глушил шаги.

Комментарии:

Глубокие стихи - стихи с содержанием. " Из чужих лоскутков не сумела судьбу собрать... Да меня не признали в родимых полях ветра,  а начавшийся дождь равнодушно глушил шаги". И форма строфы нестандартная - пятистрочник с мужскими окончаниями рифм, написанный красивым логаэдом - (4 анапест, 1-ямб).
00100100100101
И оксюморон "близкая даль" в данном произведении наполнено смыслом, поддержано главной мыслью стихов - близкое становится далью, когда мы предаем его.

=== === === === ===

SURRA. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-14. ОНОПРИЕНОВКА

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Чемодан воспоминаний» + имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): молчаливый крик

Как трудно написать про щедрый край –
Мой молчаливый крик пропитан болью.
Хочу спросить восторженных, доколе
Синонимом деревни будет «рай»?
Я вспоминаю давние года,
Когда самоуверенная юность
В пучину сельской жизни окунулась.
Гремела соловьиная страда.
В ведре звенели струйки молока
Под робкой неумелою рукою:
Нетрудно научиться, если двое,
Любовью оглушённые слегка,
Связали жизнь и чувства воедино.
Вот – хрупкий наст выдерживает вес…
Вот – первоцвет манит в соседний лес…
А вот – поспела ягода-малина…

Мечты, судьба – под фразами «на бис!».
Далёкий город медленно, упрямо
Карабкается из глубокой ямы.
Тут – лангольеры времени прошлись:
Поля пшеницы, тучные стада –
Всё съедено с напористым успехом.
Когда-то смех звучал, а нынче эхо,
В бессилии застонешь иногда...
Уехали мы. Перевёрнут лист.
Звонок оттуда, как-то ближе к ночи,
О чём-то будничном и, между прочим:
«Повесился и Лёха-тракторист».
Терзает голос прошлого извне –
Так тяжек чемодан воспоминаний.
Растут берёзы меж кирпичных граней
Заброшенного дома в горьком сне.

Комментарии:

Понравился замысел стихов - их сюжет, представляющий собой жизненную историю. И хотя начало стихов решено как рифмованный пересказ, но постепенно  в нем появляются интересные находки, например, как просто и в то же время поэтично описан процесс  взросления: "Вот – первоцвет манит в соседний лес…А вот – поспела ягода-малина…". Понравился и фрагмент: " Тут – лангольеры времени прошлись: поля пшеницы, тучные стада –всё съедено с напористым успехом". По технике чуть хуже - не продумана расстановка слогов с фонетическими ударениями слов - они не всегда удачно вписаны в места Иктов - ритмических ударений, например, "УЕхалИ мЫ. Перевёрнут лист."Не поняла конструкции предложения  (не смысла, а способа выражения его): "судьба – под фразами «на бис!». А в предложении "«Повесился и Лёха-тракторист" союз "и" вставлен не для смысла, а ради заполнения ритмической строки еще одним слогом.
Оксюморон "Мой молчаливый крик пропитан болью" удачен: он наполнен смыслом, уместен в содержании.

=== === === === ===

СВЕТЛАНА ПЕШКОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-15. НЕСЕКРЕТНЫЙ ГРУЗ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Чемодан воспоминаний» + имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): смешная грусть
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Пора домой. Сегодня раньше встану.
Прощай, прощай, моя смешная грусть!
Я мысленно пакую чемоданы:
Футболка, свитер – всё моё приданое.
Но я везу куда ценнее груз:

Чужую речь, картинный вид с балкона,
Базарный шум, безумие коррид,
Покой камней, слезу святой Мадонны –
Что было на земле во время оно
И что ещё изведать предстоит.

Кладу в багаж лохматых пальм макушки,
Шелка небес, пещерный древний храм,
Вино дождей, луны лаваш надкушенный.
А старый зонт, тяжёлый и ненужный,
За просто так кому-нибудь отдам.

Свои трофеи выставлю на полку –
Мне яркость их не сможет надоесть,
Но станет волновать ночами долгими,
Будить азарт, баюкать чувство долга,
Внушать «охоту к перемене мест».

Сегодня, знаю, спросит на таможне,
Листая паспорт, бдительный синьор:
– Мы Ваш багаж проверим, если можно?
– Конечно, только будьте осторожны –
Там сильный шторм и пики снежных гор.

Комментарии:

Красивое лирическое стихотворение с интересной формой строфы - пятистрочник с рифмовкой АбААб строфы,  написанной 5-стопным ямбом.
01010100010
0101010001
"Изюминкой" здесь является хаотично возникающая дактилическая концевая рифма (вместо женской) в одной из строк 1, 3 и 4 строф, которая создает интересное продление заданного  ритма. Жаль, что это не сделано во всех строфах - было бы лучше: не рождало бы подозрения, что замена рифменного окончания - недоработка автора, а не сознательный прием. В стихах симпатичный поэтический язык: " Кладу в багаж лохматых пальм макушки, шелка небес, пещерный древний храм, вино дождей, луны лаваш надкушенный..."
Оксюморон "смешная грусть" показался удачным, отвечающим настроению всего произведения.
 
=== === === === ===

DAMIRA . ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-18. КОГДА-НИБУДЬ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Чемодан воспоминаний» + имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): слепящая темнота

Когда-нибудь уйти в глухую тьму,
Прошедшее считая неудачей,
С собою взяв "тревожный" чемоданчик,
И дверь закрыть. Изведать самому
 
Куда уходит ночь, когда рассвет
по городу ползёт осиротело.
Найти себя, свою дорогу, дело,
Восторг потерь и горечи побед.
 
Чтоб за спиной, в покинутом краю
Твой старый дом, исхлёстанный дождями,
Бросался с распростёртыми дверями
К любому воронью или ворью...
 
А после, если сердце защемит
В слепящей темноте осенней ночи,
Оставить всё: друзей, работу, строчки
Написанных стихов, привычный быт.
 
Собраться в путь (в дорогах - свой покой),
Забыв про то, что грело и держало,
Спешить услышать скрип калитки ржавой,
Открыть ее  уверенной рукой…
 
Увидеть дом по пояс в ковыле,
Набрать воды в заброшенной кринице, 
И замертво упасть, и вновь родиться 
На выжженной оставленной земле.

Комментарии:

"с собой" - смыкание согласных. Задумалась над фразой : " Найти себя, свою дорогу, дело, восторг потерь и горечи побед" - по сути здесь обнаруживается еще два уместных и интересных оксюморона, помимо указанного автором. Как раз смысл заявленного - "слепящей темноты" в контексте стихов мне не совсем понятен.
Очень симпатичная концовка: "Увидеть дом по пояс в ковыле,  набрать воды в заброшенной кринице,  и  замертво упасть, и вновь родиться на выжженной оставленной земле".   
         
=== === === === ===

ЕЛЕНА КАРТУНОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 1-21. ВОЛШЕБНЫЙ ЧЕМОДАН

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Чемодан воспоминаний» + имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): горячий лёд

Осенняя весна не удивляет
С недавних пор ни тусклой тишиной,
Ни чопорностью сдержанного мая,
Ни умными беседами с Луной –
Ничем, что так пугало в близком прошлом.
Оно ещё покусывает, и
Душа вдруг зачирикает истошно,
Выискивая прежние мечты,
Крылами заколотит… Бесполезно.
Весеннее исчерпано до дна.
Холодный ветер дней да грусти бездна
И долгая Китайская Стена
Меж пройденным апрелем и текущим.
Лишь памяти потёртый чемодан
С картинкой-крышкой «Вянущие кущи»
Зовёт в свои цветочные года,
Где даже камни мягкие, как вата,
Горячий лёд и чисто-белый мрак,
Где зори утопают в ароматах,
И сбыться обещает каждый шаг,
Направленный к особенному чуду.
Сомнений нет, ты искренне готов
Искать и окунуться беспробудно
В непогрешимо-верную любовь.

Увы, стена… добротная, как вечность.
Одна услада – старый «чемодан»,
Удобный (не оттягивает плечи),
И ёмкий, как магический карман.

Комментарии:

В стихах сразу несколько оксюморонов, помимо указанного:"Осенняя весна",  "камни мягкие, как вата", "горячий лёд" и "чисто-белый мрак".

Есть очень удачные фразы: " Душа вдруг зачирикает истошно, выискивая прежние мечты", " Холодный ветер дней да грусти бездна и  долгая Китайская Стена меж пройденным апрелем и текущим", " ты искренне готов искать и окунуться беспробудно в  непогрешимо-верную любовь".

Стихи- описание. Содержания в них немного, но язык хорош, лиричен и точен.

=== === === === ===

ВЕРА УДИНЦОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-2. СТАЛКЕР

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): холодное солнце

Говорят, что когда-то давно здесь была война.
И теперь этот город, покинутый всеми, мёртв.
Не поймешь, то ли  ласковым ветром поёт весна,
То ли осень прикинулась ею и складно врёт.

Здесь закаты с рассветами все на одно лицо,
И холодное солнце над скопищем облаков.
Всё пропитано злом и прошито насквозь свинцом.
Разрывается эхом решимость моих шагов.

Пустота околдует, запутает мыслей ход,
И почудится, будто бы время помчится вспять.
Наше прошлое будущим станет наоборот,
И покажет мне то, что я вряд ли смогу понять -

Босоногий малыш поддевает ногою мяч,
И шуршит потревоженный им золотой песок,
Всюду лучики солнца раскидывают кумач,
Пробиваясь сквозь облачность неба наискосок.

Миражи мироздания или горячки бред?
Был ли мальчик? Приснился, привиделся? Не понять.
Я брожу по руинам, пытаясь найти ответ.
Закрывая глаза, представляю его опять.

Комментарии:

Удачно выбран ритм  логаэд 4 анапест, 1 ямб,
00100100100101
00100100100001

Рифмы хотя и ожидаемые, но все точные, есть удачные строки:

" Не поймешь, то ли  ласковым ветром поёт весна,
То ли осень прикинулась ею и складно врёт".

" Здесь закаты с рассветами все на одно лицо,
И холодное солнце над скопищем облаков".

А в этой строке неудачно выбрано глагольное время: " И почудится, будто бы время помчится вспять".  (просится: будто помчАЛОСЬ вспять"

Содержание - скорее красиво написано, чем глубоко и насыщенно смыслом. Оксюморон "холодное солнце" - красив и уместен.

=== === === === ===

АННА ЛИСИЦИНА ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-3. КУДА ПРИВОДЯТ ГРЕХИ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): необъятная малость
               
Правоту, а не истину ищут в вине,
чем похожи вино и вина.
Поощряема играми масок извне
и дурному примеру верна,
вкусом дёгтя в меду появилась в душе
необъятная малость греха...
Отощавшая совесть привыкла уже
бесполезной собакой брехать,
замолкая испуганно в нужный момент,
ну а я... Я привык быть один,
брать своё, ничего не давая взамен,
и свободно в закат уходить
под прицелом заплаканных девичьих глаз,
полыхающих мокрым огнём...
Я любой ложной правдой прикрыться горазд –
все мы крутим, ломаем и гнём;
если ты слишком прям, то с ножами в спине
не реви как ребёнок, будь добр...

Жизнь-кокетка, влюбляя сильней и сильней,
станцевала со мной пасодобль
и оставила где-то на грани миров
неподвижное тело моё...
Открываю глаза. Я дышу, я здоров.
Воздух солнцем налит до краёв,
но вокруг – ни души. Слабый ветер донёс
пыльно-плесневый запах руин.
Боже мой, я – ребёнок! И жалкий до слёз...
И сейчас в самом деле один.
Вдруг пронзило отрывистым громом в ушах:
"Неужели ты плачешь, герой?
Это твой райский ад. Ты умел разрушать,
а теперь вдохновляйся и строй!"
И казалось – песочит язвительно вслед
каждый полный пустотами дом:
"Он же сердцем оглох, он же духом ослеп –
поделом, поделом, поделом!.."

...Возведя новый город, усталый старик
прошептал: "Принимай, распишись", –
и упал, и пропал у открытой двери
в неизвестную новую жизнь.

Комментарии:

Потрясающая фантазия в создании сюжета - и читать интересно, и по мысли - глубоко...  И прекрасная концовка: " Это твой райский ад. Ты умел разрушать, а теперь вдохновляйся и строй!"
Понравился и оксюморон, и прекрасная по глубине содержания строчка: "вкусом дёгтя в меду появилась в душе необъятная малость греха..". Стихи о совести, о воздаянии за собственные ошибки и за пренебрежение к миру, о необходимости не столько раскаяться, но и построить новый город на месте сотворенных руин.
Отличные находки: 
" Я любой ложной правдой прикрыться горазд –
все мы крутим, ломаем и гнём" или  "И казалось – песочит язвительно вслед
каждый полный пустотами дом: он же сердцем оглох, он же духом ослеп –
поделом, поделом, поделом!.."

=== === === === ===

САША Л. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-4. НЕИЗБЕЖНАЯ ВЕРА

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): кричащая тишина
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Всю ночь на город падали снаряды,
всю ночь огонь и дым дышали смертью.
Изрытая земля казалась адом,
чьё бремя невозможно было свергнуть.

Лишь на заре – надежда, тихо слишком,
округе мёртвой новость приносила:
по улице пустынной брёл мальчишка,
среди руин свой дом найти не в силах.

У алтаря разрушенного храма,
в котором скорбный мир нуждался очень,
привиделась ему живая мама,
молящая: «Живи за всех, сыночек!»

Осиротевший мальчик в детской спешке
хотел ответить маме, но… запнулся.
В его глазах, от горя повзрослевших,
горели болью слёзы Иисуса.

В кричащей тишине на плаху пепла
людское зверство падало, калечась
о силу, что в душе ребёнка крепла
от неизбежной веры в человечность.

Комментарии:

Серьезная тема, проникновенные стихи. Прекрасный поэтический язык, где не одна  только информация, но и  художественные образы: " Осиротевший мальчик в детской спешке хотел ответить маме, но… запнулся. В его глазах, от горя повзрослевших, горели болью слёзы Иисуса". Уместный и точный оксюморон " В кричащей тишине на плаху пепла людское зверство падало...", который не просто упомянут мимоходом, а создает образ и настроение стихотворения, помогает раскрытию его главной мысли.

=== === === === ===

ЯВИНОГРАДОВА. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-6. ПЕРВЫЙ ШАГ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): беззвучный крик
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Так становишься пяткой и катишься на носок,
забывая вчерашнее – это твой первый шаг.
Вот бы стать белым облаком – призрачен, невесом.
Вот бы стать белым снегом.
Да только твоя душа
почернела тучей и капли прибили пыль,
и развозится грязь под пятками чужаков.
Там, на небе, ты слышишь или совсем забыл
обо мне – покачал головою и был таков?

Полетит в голубое небо беззвучный крик,
поднимаешь ладони, у веры своей в плену,
и стоишь, и стоишь, семилетний босой старик,
веришь долго, мучительно – словно в свою страну:
и стыдишься немного, и вроде бы даже горд.
Но спадает твой пыл и песня идёт на нет,
как спадает река, а ты остаешься гол,
словно сокол,
и ждёшь, пока выпадет новый снег.
Занесёт прошлогодний гнев, отбеляя мир,
спрячет боль, унижение, страх и заставит жить
по кусочкам, по звукам, по имени – ляг костьми,
но попробуй поверить, попробуй...
Но ты решишь
улететь далеко,
за тридевять, в космос, в рай,
верить, напрочь не веря,
выдумать не с руки.
Выпал снег – чёрный снег,
а значит, мне выбирать
не ладони, а кулаки.

Комментарии:

Если стихи и соответствуют картине, то отдаленно: здесь самостоятельный сюжет с глубокими размышлениями. Стихи отличные и по форме и по содержанию, мне  очень не хочется ставить "нет", тем более, что фраза  " Полетит в голубое небо беззвучный крик, поднимаешь ладони, у веры своей в плену, и стоишь, и стоишь, семилетний босой старик, веришь долго, мучительно – словно в свою страну" дает мне право согласиться с выполнением задания, да и  оксюморон " беззвучный крик" -сильный, он как нельзя лучше передает настроение и мысль стихов. Второй оксюморон "семилетний старик" - столь же удачен.
Сюжет не просто изложен выразительным поэтическим языком, но и имеет логику развития через обращение к образу снега. Сначала " Вот бы стать белым снегом. Да только твоя душа почернела тучей". Потом, как кульминация - " остаешься гол, словно сокол, и ждёшь, пока выпадет новый снег. Занесёт прошлогодний гнев, отбеляя мир". И, наконец, умная и яркая концовка: " Выпал снег – чёрный снег, а значит, мне выбирать не ладони, а кулаки". 
 
=== === === === ===

ЕЛЕНА СЕВРЮГИНА 3. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-7. ОБИДА

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 4
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): громогласно молчать

Разве запретно гулять во дворе,
Просто с друзьями встречаться?
Но приговором "домашний арест"
Кончилось детское счастье.

Он отлучился всего-то на час
(Солнце, каникулы, лето)...
Шалость не стоит заплаканных глаз -
Просто скажи ему это.

Странные взрослые - им не понять
И  не почувствовать кожей,
Как это весело - мячик гонять,
Визгом пугая прохожих...

Можно об этом поплакать без слез,
Можно молчать громогласно -
То, что в ладонях он бережно нёс,
Было простым и прекрасным.

Алым огнём полыхает заря,
Город застыл без движенья.
Мир, где ребёнка обидели зря,
Не заслужил продолженья.

Вечер. И стрелки стремятся к нулю.
Чтобы воскресла планета,
Нужно два слова: «Прощаю. Люблю». -
Просто скажи ему это.

Комментарии:

О смысле описанного можно скорее догадываться, чем быть уверенным, особенно, если не глядеть на картину "Мальчик и руины". А если глядеть, то появляется неуверенность - а по ней ли? Хотя трагичность есть, удачные строки есть, ассоциации с картиной - возникают...

=== === === === ===

ALKHAT. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-8. Я И ГОРОД

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): рай земной
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Что могло бы стать песней, из памяти не стереть,
И со временем сердце в груди устаёт молчать.
Белый город мне снился ночами десятки лет,
Становясь с каждым разом продуманней в мелочах.

"Не бывает", - смеялись мне в спину. Но что с того?
В нашем мире с избытком хватает чудес и тайн.
Этот город знаком мне от трещин на мостовой
До волшебного шороха крыльев взлетевших стай.

Я его собирал по крупицам, как рай земной,
Перекрёсток миров, воплощенье легенд и вер.
Мой придуманный город стремительно рос со мной,
И высотки, совсем как деревья, тянулись вверх.

Я любые проблемы старательно подмечал,
Проводил электричество там, где зияла чернь.
Был прекрасен мой город, особенно по ночам,
И ещё на рассвете, в короне цветных лучей.

Мы хранили секрет, чтоб никто не прознал о нас,
Только чудная сказка исчезла в единый миг.
Город умер: в него, разрастаясь, вползла война,
Просочившись за мной со страниц ежедневных СМИ.

Зазвучали слова незнакомого языка,
Злое пламя, взметнувшись, смело облаков навес,
Чёрной сумрачной кровью, сгорая, истёк закат,
И оплавились тени, и ветер затих навек...

Я устал и теперь не стремлюсь никуда встревать,
Мне дарован был угол, пусть тесный, но всё же свой.
Но так хочется верить: уже проросла трава,
Сквозь ту робкую трещинку в выжженной мостовой,

И однажды от стен не останется и следа,
Первозданным ковром заровняет провалы шахт...

Я надеюсь когда-нибудь снова прийти сюда
Тем восторженным мальчиком, сделавшим первый шаг.

Комментарии:

Подкупает профессиональная техника исполнения - великолепно подобранные рифмы, выверенное звучание,  продуманная расстановка ударных слогов, богатый  словарный запас и разумное использование тропов. Единственный небольшой недочет - смыкание согласных " в выжженной мостовой". Есть и продуманный, логичный сюжет, яркая концовка. Оксюморон "рай земной" здесь скорее проходной, не особо значимый для содержания и часто употребляемый, но конкурсное задание выполнено полностью.
Больше всего понравился сюжет - за него и небольшая надбавка к общей оценке.

=== === === === ===

MARTIMIANN. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-9. КАДР

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): скорбная радость
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

«Форд» проржавевший скалится в фотокамеру…
"Дик, а ещё сними золотые кляксы
В луже, среди громадной пустыни каменной,
Мячик, который били с тобой ногами мы.
Город разбитый будет нам улыбаться...

Где ты?!» Чумазый мячик притих  у ног моих…
Солнце уже прошило прохладный воздух
Первым ростком горячим. Но тучи - лохмами -
Скрыли полнеба.  Тёмных высоток остовы
Тащат на спинах сумеречные гроздья.

Солнце украдкой гладит руины серые.
Скорбная радость дня на бетонных скулах.
Тучи уходят.  Ветер играет перьями
Птиц, потерявших небо. Мы стали первыми,
Кто не боится страшного сна и пули.

Тихий щелчок затвора – я знаю, чувствую,
Это не камень катится с края ямы.
Лица руин такие сегодня грустные,
Словно у них отняли сундук с игрушками...
Словно последний кадр с живыми нами...

Комментарии:

Стихи, где точно описано то, что изображено на картине. Талантливо и образно запечатлена языком поэзии трагедия. Прекрасные образы - любую строчку можно цитировать, все удачны!

" Скорбная радость дня на бетонных скулах.
Тучи уходят.  Ветер играет перьями
Птиц, потерявших небо..."

" Лица руин такие сегодня грустные,
Словно у них отняли сундук с игрушками...
Словно последний кадр с живыми нами..."

Интересная, нестандартная форма строфы - пятистрочник из дактилических и женских рифм ДЖДДЖ, написанный строчным логаэдом,  чередующим  дактиль и хорей -  звучит прекрасно! 
100 10 100 10 100
100 10 100 10 10

=== === === === ===

СВЕТЛАНА МОИСЕЕВА 5. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-10. МЯЧИК

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): мягких каркасов

Слепленный в детстве мирок пластилиновый,
Добрый, цветной, со стишками и песнями,
Стал в одночасье сплошными руинами –
Мягких каркасов бесформенным месивом.

Переобуты сандалики  осенью –
«Лето» сменилось резиной шипованной.
Заек хозяйки умышленно бросили:
Не до игрушек, коль каркают вороны.

Игры – детишкам. А взрослому – взрослое:
Ставки слезами и болью оплачены.
К маме уже не помчится с вопросами
Мальчик вихрастый с оранжевым мячиком.

Как выживать, если всюду – развалины,
Не на коленках – на сердце царапины?
Солнце багровое зверем оскаленным
Тянется к сердцу горячими лапами.

Время теперь измеряется зимами,
Утро упрямо сливается с вечером.
Кстати, а где он, тот мячик резиновый?
Может, как прежде, у ног – незамеченный?

Вот бы опять в пластилиновом городе,
Горя не зная, обедать конфетами…
Города нет, но осталась же, вроде бы,
В памяти тропочка к месту заветному…

Мячик клубочком волшебным покатится
Вдоль по дорожке под старыми ивами…
Мальчик вихрастый и девочка в платьице,
Будьте счастливыми!

Комментарии:

Образно, ярко, трагично описана апокалипсическая картина разрушенного города.

"Как выживать, если всюду – развалины,
Не на коленках – на сердце царапины?
Солнце багровое зверем оскаленным
Тянется к сердцу горячими лапами"

Уместный и интересный прием короткой - неполной - строки в концовке:  отход от описания картинки, от сюжета и оптимизм. Здесь же в концовке взамен настоящего времени мудро употреблено будущее время глагола - "Мячик клубочком волшебным покатИТСЯ" - такая концовка и такое изменение времени повествования дает эффект  появления надежды на лучшее будущее. К месту использован оксюморон - он создает в стихах страшный образ разрушения мира, который  "стал в одночасье сплошными руинами – мягких каркасов бесформенным месивом".

=== === === === ===

НЕЛЕДИ ЛИ . ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-15. ОБРАТНЫЙ ОТСЧЁТ

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): мутная ясность
Доп. оценка "Относительно всех" (ставится не более 7 произведениям!) (+2, +1, -1 или -2): (плюс или минус) +1

Шёл день второй от сотворенья
красивых новеньких развалин...

Мы с ним об стенку набивали
упругий мячик: раз-два-три!
А после он, шаги отмерив,
кричал: "Теперь давай  в ворота!" —
и про футбол потом мне что-то
немножко грустно говорил...

Вчера он спас меня из каши,
в которой исчезали люди.
Шепнул зачем-то: "Будет, будет..." —
как дед, когда сдавал в приют.
Мне было, в общем-то, не страшно,
не жалко, что приют разрушен.
А рыбок —  жалко... И лягушек...
(Сказал, сегодня пропадут.)

Сказал, что завтра — снова в мячик!
И что на раз — погаснут звёзды,
на два —  потушим месяц поздний
и солнце выключим —  на три.
Он повторял: "Не бойся, мальчик!
Закончим с нынешним бедламом,
а в день восьмой проснёмся рано
и будем новый мир творить."

...Шёл третий вечер отверженья
вселенной, снова неудачной,
а в мутной ясности задачи
опять маячило "зачем?"
Но план вершился. И блаженно
за пазухой впадал в дремоту
Адам, шестнадцатый по счёту,
с большой лягушкой на плече.

Комментарии:

Очень глубокий, нестандартный сюжет с неожиданной и яркой концовкой, при этом есть авторская мысль, есть логика ее изложения. Есть яркие запоминающиеся фразы: " Шёл день второй от сотворенья красивых новеньких развалин...", "Вчера он спас меня из каши, в которой исчезали люди", " Шёл третий вечер отверженья вселенной, снова неудачной, а в мутной ясности задачи опять маячило "зачем?""

Оксюморон мутная ясность здесь уместен и содержателен, он как нельзя лучше характеризует ясную цель - процесс разрушения, когда непонятно, какой мир  будет более удачным и главное - ЗАЧЕМ он? Удачна концовка стихов, которая одновременно и  иронична, и горька: "Но план вершился. И блаженно за пазухой впадал в дремоту Адам, шестнадцатый по счёту..."

=== === === === ===

ОКСАНА ШАПЕЕВА . ПРОИЗВЕДЕНИЕ: 2-21. ГОРОДА, КАК ЛЮДИ.

Задание: стихотворение, соответствующее изображению «Мальчик и руины»
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): немота оглушает

Солнце щурится,
выползая из-под руин.
Тишина.

Ветхих плит нерушимая сгорбленная спина
огромна.

Воздух сух, и одни
еле дышащие дома,
будто рать
возвышаются вдоль.
Всё охрипло.
Смотри.

Города,
как люди,
им
не хочется
умирать.

Немота оглушает.
Небо - седой старик.
Ты стоишь, не смышленый
на обломках мира,

и не знаешь
как внутри застывает крик,
в самом сердце уснувшего эха,

как родник подо льдом
заброшенный и ничей.

Комментарии:

Стихи выполненные в формате вольного стиха с плавающей рифмовкой, которые записаны с разбивкой строк по смыслу. Мне стало интересно, по какому принципу здесь осуществлена рифмовка (что с чем здесь рифмуется и рифмуется ли?)  и я попыталась записать стихи  с разбивкой строк до рифмы:

а    Солнце щурится, выползая из-под руин.    
б    Тишина.               
а    Ветхих плит               
б    нерушимая сгорбленная спина               
С    огромна.               
а    Воздух сух, и одни               
б    еле дышащие дома,               
д    будто рать возвышаются вдоль.               
а    Всё охрипло. Смотри.               
б    Города, как люди, им не хочется умирать.      
д    Немота оглушает. Небо - седой               
а    старик.
С    Ты стоишь, не смышленый
а    на обломках мира, и не знаешь как внутри
а    застывает крик,
а    в самом сердце уснувшего эха, как родник
д    подо льдом
?    заброшенный и ничей. 

Рифма С (огромна-смышлёный) только дважды встречается в тексте и не слишком точна (ее почти не слышно), а последняя строка осталась вообще без рифмы. Вольный стих и вольная рифмовка - это, безусловно, сложная техника и заявляет на  высокий уровень мастерства, но данные стихи, на мой взгляд,  не доработаны: при малом  количестве разных рифм (а, б, С,  д)  их вполне можно было распределить  более четко и  интересно по звучанию - поиграть с рифмами, придав стихам  больше мелодичности.

По содержанию - интересно. Оксюморон "немота оглушает" - интересен и адекватен теме. "Ты стоишь, не смышленый на обломках мира, и не знаешь
как внутри застывает крик..." - сильные и удачные строки!

=== === === === ===

MAARV. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: J-6. ЖИЗНЬ СКУЧНА

Задание: стихотворение, соответствующее фрагменту из кинофильма 
+ имеющее хотя бы один оксюморон

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): тоска веселья

Видишь, сбегает вода меж камней,
Как ни поставь ладонь - вокруг струится.
Жизни теченье, резвей ли, скромней -
Чистый ручей,
Рождён в душе-кринице.

Дни - будто камни, а русло - судьба.
Стоит иных желать? Упругой льдинкой
Тает мечта над стремниной, слаба
Поколебать
Ландшафт - тверды суглинки.

Что-то притоки приносят извне:
Тину забот, печаль, тоску веселья...
Давит обвал опостылевших дней:
Жить бы честней,
Но лень ложится мелью.

Чувства уходят всё глубже (напасть!) -
Русло тому виной иль Божья кара?
Камни оближет ветрище, как тать,
Ставя печать
Тоски щедрей и даром.

Был ли, и правда, для счастья рождён? -
Эхом вопрос шумит во мгле протяжно.
Канул под землю ручей, как в полон.
Жалок, смешон -
Пижон, а мыслит важно.
---
Бывши в горах, помню, видел: поток,
Пав под обвал, исчез в земле бесследно.
Позже он вырваться всё-таки смог -
Жив и широк,
Бурлив, шумя победно...

Комментарии:

Нет упоминания фильма, но тема "мы стали скучно жить" полностью раскрыта, причем, поэтическими средствами, через художественные образы - ручей и его русло.
По форме - сложный логаэд из повторяющихся чередований хорея и ямба.
10 01 10 10 01
10 01 01 01 01 0
10 01 00 10 01
10 01 01 01 01 0
Тоска веселья - довольно выразительный и очень понятный по смыслу оксюморон- образ.

=== === === === ===

РУСАКОВ ГРИГОРИЙ . ПРОИЗВЕДЕНИЕ: J-7. МЕЛАНХОЛИЯ

Задание: стихотворение, соответствующее фрагменту из кинофильма 
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): весело грустить

У вас, наверно, щедро льют дожди,
А здесь... метель за стенами гудит,
Да снегом забивает плотно окна...
Но, правда, солнце слепит, днём теплей,
А ночью промерзают вдоль дверей
Растрёпанные войлока волокна...

Да оживились во'роны*, они,
Над тундрой рыщут в поисках земли.
И на проплешинах дороги мусор,
Который бросили ещё с зимы,
Где он, разводами болотной хны,
Лежит на белой скатерти закуской.

Мечты сбываются... ЗАО "Газпром"...
А сменщик ноет: "Скучно мол живём..."-
В календаре вычёркивая даты…
Вчера нечётные, сегодня чёт...
Так весело грустить, побрал бы чёрт!
И чай дешёвый пить, не раз женатый*...

Весна, ау? Всё надоело... Жуть!
Сорваться бы, да в ресторан махнуть
Но путь неблизкий, даже до Тюмени...
Знакомый бригадир-оленевод
Сказал, до трассы точно довезёт,
Иль даст упряжку северных оленей...

Но это временно... и до утра
Пройдёт усталость, кончится хандра
И меланхо'лия* в работе схлынет...
А там, глядишь, придёт досрочно борт,
Вахтовка, самолёт, аэропорт
И... барабанит по асфальту ливень...

Комментарии:

Стихи хороши - яркая и выразительная картинка жизни рабочих- вахтовиков и раскрывающая тему "скучно жить", хотя и без прямого обращения к героям фильма.
По технике строфа-шестистрочник с рифмовкой ааБссБ, написанная  пятистопным ямбом  со множеством вкраплений безударных стоп, отчего ритм звучит рублено:
0001010001
0101010001
00010001010
0101000101
0101000101
01010100010

Оксюморон "весело грустить" ироничен, вполне удачен и адекватен содержанию.

=== === === === ===

ВЛАД ДЕМИ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ: J-8. ПУСТЬ ДРУГИЕ

Задание: стихотворение, соответствующее фрагменту из кинофильма 
+ имеющее хотя бы один оксюморон
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 5
Оценка "Содержание (художественная ценность)" (от 0 до 5): 5
здесь же можно учесть и качество оксюморонов
Один из использованных в тексте оксюморонов (по мнению автора): пешком постою

То ли быстро бегу, то ли медленно еду,
Но уже за плечами немало годов.
И к весне равнодушен, и к жаркому лету,
И в тайгу за туманом лететь не готов.

Прячу нос от зимы, а от осени ноги,
Пью малиновый чай, берегусь сквозняков.
Мне уютно в себе, как медведю в берлоге,
И не тянет совсем к сочиненью стихов.

Всё привычно, и что-то менять не желаю,
Соловьиная ночь никуда не зовёт.
Вперёди – не хочу, мне удобнее с краю.
Я пешком постою, пусть другие – в полёт.

Путешествовать проще на мягком диване,
Телевизор поможет объехать весь мир.
Даже джунгли пройду я с кефиром в стакане
(врач советует вечером только кефир).

На экране Ромео к балкону стремится…
Улыбаюсь, сочувствуя: сам был таким.
Но в квартире давно поселилась синица,
Журавлей в небесах оставляю другим.

Комментарии:

На первый взгляд, ничего особо выдающегося, но всё - по существу, с умной иронией и с полностью  выполненным конкурсным заданием. Для жанра иронические стихи - адекватный стиль речи, хороший запас слов, грамотное их использование. Оксюморон "пешком постою", конечно, заимствован, но употребен к месту. Мне понравились стихи.

=== === === === ===