«Я Идрими, сын Лимилимы, слуга Тишаба, Хепаты и Шаушги, госпожи Алалахи, возлюбленной моей…»
Статуя сидящего на троне Идрими, высотой около 1 метра вдоль и поперёк исписана клинописью на аккадском языке.
Текст содержит древнейшую автобиографию, историю жизни и злоключений беженца из Алеппо.
Семья Идрими – отец, мать и шестеро старших братьев бежала из Алеппо из-за вражды, случившейся 3500 лет назад в 1500-х годах до Н.Э.
На родине матери в северном Ираке «сердцу Идрими было неспокойно», и он ушёл в Ханаан, взяв с собой одного слугу.
В Ханаане где-то в горах Галилеи Идрими собрал под своим началом народы, «не имевшие власти над собой».
Снарядив корабли, Идрими вторгся во владения царя Алеппо и сам воцарился в городе Алалахи, откуда совершал военные походы против хеттов и других народов и царей.
Идрими добился мира с царём Алеппо.
Достигнув старости, Идрими повелел вырубить из камня свою фигуру и записать на ней свою историю.
В предисловии, которое высечено на правом ухе, Идрими благословляет каждого, кто прочтёт его историю (возможно, даже – в моём пересказе).
А в ногах начертано проклятие любому, кто повредит статую, а также исказит клинопись – и в мыслях не имеем!
Статуя обнаружена при раскопках храма в Сирии и хранится в Британском музее.
Сотрудники музея создали точнейшую цифровую копию статуи и каждый, владеющий аккадским языком, может изучать текст.
Ссылка на трёхмерное изображение, которое можно увеличивать и вращать, разглядывая статую со всех сторон.
https: //sketchfab.com/models/ cc454db8aafc4640926db2948a93176d
История Идрими перекликается с библейскими сюжетами, но дошедшая до нас надпись самая древняя и единственная из всех написана от первого лица.
Кроме того это история беженца, который сумел вернуться в родную землю, что по-прежнему актуально в нашем мире.
Видео, где можно лучше разглядеть статую.
https://youtu.be/SQtwqSahQxM
А здесь ещё фотографии.
http: //british.museumblog.org/ idrimi-the-3500-year-old-refugee/
Историчность Идрими подвергается сомнению.
Высказывается гипотеза, что некий властитель пытался легитимировать свою власть, сославшись на политические причины – беженцы, мол, мы, изгнанники.
А куда деваться – не пойдёшь же на базар милостыню просить, да и кто подаст!