Экспертный обзор. Антон Стрижак. Март-2017

Большой Литературный Клуб
АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «пиросмани»
http://www.stihi.ru/2017/01/23/7739 номинатор «Термитник поэзии»
 
Нико Пиросмани считается представителем примитивизма. "Примитивно" - это значит "просто", а объяснить мир так, чтобы было просто - это сложно, в этой сложности заслуга художника и заключается. И этот захлебывающийся речитатив с выпавшими, но легко восстановимыми, а поэтому необязательными словами хорошо соотносится с картинами Нико. Последняя строка искренна и неподдельна - да, Творцу сложно без творцов, как еще ему объяснить то, что мир, созданный им, прост - вот день, вот ночь, вот свет, вот тень, да да, нет нет; что сверх того - то от лукавого.


МАРК ВЕРБЕР «Постепенно»
http://www.stihi.ru/2016/01/17/10340 номинатор Юрий Семецкий
 
Тема, затрагиваемая в стихотворении (ну, то есть, это мне кажется, что такая тема там затрагивается) весьма мне близка: со временем слова (по крайней мере в личном восприятии индивида) стираются, изнашиваются, из них высыпается содержимое. Наблюдать подобное можно и на меньших временных отрезках: произнеси десять раз подряд "собака" - что от той собаки останется? Ничего, пустота, бессмысленный набор звуков. Но, видимо, дальше, за пустотой, проступает уже нечто большее чем просто значение слов - что-то вроде платоновских идей - "стольности", "чашности". Слово "пирс" повторяется в стихотворении несколько раз, чтобы помочь читателю стереть какой-то свой образ пирса и попытаться увидеть "пирсность". Которая, оказывается, включает в себя уже пришвартованную лодку - давай, плыви еще дальше, если осмелишься.
Со временем слова перестают трогать, но эти меня тронули - несмотря на проколы вроде скрипящих под бортом лодки досок.
 

АННА-МАРИЯ СИТНИКОВА «Когда-то в феврале»
http://www.stihi.ru/2017/02/15/11499 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»
 
Очень аккуратное стихотворение. Аккуратное в том смысле, что здесь содержание диктует форму и возможные огрехи можно объяснить тем, что это сон дотянулся до реальности. До реальности автора, по крайней мере.
Что происходит в мире, пока мы спим? В мире происходят чудеса. Нет, в мире происходит все то же, что происходит в нем, пока мы бодрствуем. То есть, чудеса происходят в нем постоянно? О, да.
Что видит человек, проснувшись утром и встав к окну? Что мир гармоничен, несмотря на происходящее в нем зло. А может, и благодаря ему. Что поделать - мира без зла мы не видели никогда. Об этом, как мне кажется, и напоминают волчьи следы в последней строке.
 

МАРИНА НОСОВА «Шли гулять единорожки»
http://www.stihi.ru/2014/05/27/5868 номинатор Эдуард Филь

На первый взгляд детское стихотворение о двух сказочных существах, идущих по миру и занимающихся ерундой, столь необходимой для счастья, постепенно перерастающее в гимн всему живому и неожиданно (по крайней мере, для столь неискушенного читателя, как я) заканчивающееся тремя словами "ты и я".
Эти три слога внезапно переводят стихотворение из детской плоскости во взрослую - даже не так. Говорят же, что детская литература - это та, из которой вычли взрослое содержание. Последняя строка снова вчитывает взрослое содержание в стих, придавая ему стереоскопичность - ведь теперь мы читаем его с двух точек зрения. И теперь хочется перечитать его, уже вооружившись этой новой оптикой. А если стихотворение хочется перечитывать - значит, оно удалось.
Ты и я - это действительно, под стать единорогам, самые редкие существа во вселенной. Осталось нас только двое. Нас беречь надо.


ИГОРЬ ГРИГОРОВ «Путешествие»
http://www.stihi.ru/2017/01/10/2485   конкурсный литературный портал stihi.lv
 
Стихотворение может показаться ироничным. Или юмористичным. Но, как по мне, симпатичным оно может быть читателю не иронией или юмором, а некоей мудростью и здравым смыслом. Здравый смысл в наше не очень разумное время оказывается иногда весьма неожиданным и на него, как на любую неожиданность, иногда проще и естественней всего отреагировать смехом.
Подобной неожиданностью и стала для лирического героя подкравшаяся ста… подкравшийся зрелый возраст. И герой реагирует на это здравомысляще и естественно - отправляется в путешествие.
Начиная с соседнего сквера, в который раньше не очень-то заглядывал, и постепенно расширяя нарезаемые круги, наращивая диаметры витков и наконец, набрав 2-ю парковую скорость, отрывается и уходит прямым курсом на Лиссабон.
Зачем Лиссабон? Почему Лиссабон? А может, потому, что, по легенде, основан он был другим знаменитым путешественником - Улиссом, что отразилось, по легенде же, в его названии. Этот же Улисс однажды за свои проделки был отправлен в другое пешее путешествие. Адреса ему не указали, а вручили весло. Иди, мол, туда, где моря никто не видел и весло обзовут лопатой.
И он дошел-таки. И у тебя, лирический герой, все получится. Ты прошел долгий и прекрасный путь, можешь отложить весло.
Это стихотворение утешает. А если смысл поэзии не в утешении, тогда в чем еще?


======================================================

* Стихотворения лонг-листа рассматривались экспертом без указания авторства. Полные ссылки на них восстановлены Главной редакцией БЛК при подготовке обзора к публикации.



Итоги мартовского конкурса: http://www.stihi.ru/2017/04/19/6646