Трагическая судьба марша Прощание Славянки. 2

Георгий Родд
        Без прочтения первой части многое не понятно    


     Итак, Тамбов. Обедневший Шатров пишет романс "Осень настала", а Богорад, стряхнув пыль со старых нот, везёт "Прощание славянки". Цель - заработать немного денег, издав эти произведения. Для этого они обращаются к Московскому меценату, владельцу цыганского хора в ресторане "У Яра" Якову Пригожему. И он договаривается с престижной Московской книгопечатней Грассе. Впечатляет картинка на обложке, сделанная художником Волошиным,жителем Крыма. На фоне Коктебельской горы "Верблюд"
фигура гусара, обнимающего свою возлюбленную. И небольшая скрытая метка, чтобы точно определить место. На погоне гусара \ в нарушение формы\ стоит цифра 51, номер Симферопольского Литовского полка Богорада. И надпись "Посвящается всем славянским женщинам, провожающих своих любимых на войну". Ведь шла Балканская война. Осталось одно, самое главное - фамилия автора.
    Естественно, Богорад и здесь не мог поставить свою фамилию. Никто бы не напечатал. Но произведение должно увидеть свет. И вот Кадичев находит человека, который никогда раньше не встречался с Богорадом и не знал его. В итоге выбрали местного, Тамбовского, сироту из деревни, только что поступившего в училище молодого трубача Василия Ивановича Агапкина. Уговорив его поставить свою подпись, как автора. Наверно, не уговорив, а заплатив, но об этом ничего не известно. И вот на красивой картинке появляется  "Автор В.И Агапкин".
    Богорад возвращается в Симферополь к своим издательским делам. Но тут Революция, гражданская война. Богорад теряет всё и уходит преподавателем в Симферопольское музыкальное училище, которое он основывал в 1903 году.В рамках программы Рахманинова "О культурном просвещении русского народа". И там проработал до 1941 года заведующим отделением духовых инструментов. Не забывал он и творческую деятельность. По подсчётам современных исследователей им написано 161 оригинальное произведение \в том числе и ряд маршей\ и более 600 аранжировок.
12-13 декабря 1941 года он был расстрелян фашистами в числе тысяч других в танковом рву на 11-ом километре Феодосийского шоссе. Приблизительно там, где раньше протекала речка Славянка. Андрей Вознесенский об этом факте написал пронзительное стихотворение "Ров".Среди его учеников - будущие профессора консерваторий в том числе и Московской, научные работники в области духовой музыки, композитор, Народный Артист СССР, Директор Большого театра М.И Чулаки.
    А что Агапкин. Выучившись, он становится дирижёром, успешно продвигающимся по служебной лестнице, становится чекистом, дирижирует различными оркестрами ОГПУ-НКВД. Дирижирует одним из оркестров на параде 7 ноября 1941 года. Верхом карьеры было дирижирование большим сводным оркестром на Параде Победы 1945 года. Но за это время им не написано ни одного музыкального произведения.
    Пора вернуться к самому маршу. После издания 1912 года он исполнялся недолго. началась революция и гражданская война. Марш стал, практически, "гимном" Дроздовской дивизии Деникинской армии, доставившей много неприятностей Красным войскам. Естественно, после этого он прочно ассоциировался с белогвардейщиной и был в Советском Союзе запрещён. Точнее была такая иезуитская формулировка "не рекомендован к исполнению". Так продолжалось очень долго.
     Но в 1957 году режиссёр Михаил Калатозов решил, что для его фильма "Летят журавли" необходим именно этот марш. Надо обойти запреты. И он придумывает гениальный ход. Говорит, что на съёмочную площадку непонятно как проник известный западный артист Клод Лелюш, который увидел черновые варианты с использованием этого марша и восхитившись, выдал эту версию западным кинокритикам. И они в свою очередь настояли на появлении этого марша в фильме. Эта потрясающая сцена, длящаяся всего 2 минуты и 4 секунды, с уходящими на фронт солдатами, под древние хасидские мелодии составили прекрасный марш,одновременно бравурный и печальный,
произвела в Каннах настоящий фурор. Да ещё в сочетании с невообразимо выразительными глазами главной героини, мечущейся по перрону. Зал стоя аплодировал "Прощанию Славянки".
Шедевр стал всемирно признанным шедевром.
     А что авторы. Богорада давно не было в живых, а Агапкин молчал. Как молчал он почти 50 лет с момента создания марша. Почему?  И только ещё через два года, будучи очень пожилым человеком \ему было 78 лет\ он высказался по поводу создания марша. Всех, кто имел отношение к тому периоду, уже не было в живых. Проверить его слова напрямую невозможно. Вот его версия. В 1911 году, он якобы услыхал народную песню на этот мотив и обработал её до марша. Но ведь это была песня на мотив Богорада. Далее, он написав мелодию едет из Тамбова в Симферополь к рекомендованному \кем?\  незнакомому ему известному аранжировщику и издателю Богораду. Богорад якобы, дописал необходимую часть музыки, делающую марш маршем, аранжировал произведение и со своим оркестром исполнил его у себя. А затем благословил автора. Вопросы, вопросы. Кто дал денег нищему курсанту на поездку в Симферополь? Если Богорад сделал то, что говорит Агапкин, то он по крайней мере соавтор. Почему Агапкин ничего не говорит, как и за какие деньги был издан марш в элитной Московской печатне.      
   Этому можно верить и не верить, но единожды солгавшему, трудно верить в другом.
А Агапкин солгал дважды. В этих же, практически предсмертных воспоминаниях он говорит, что марш звучал на параде 7 ноября 1941 года. Но он не звучал. Во-первых,
он был запрещён. И во-вторых имеется поминутно-секундный график исполненных произведений, утверждённый идеологическим отделом ЦК. И далее, когда его спрашивали, где написанная его рукой партитура. Он заявил, что она была уничтожена в его доме в Тамбове во время бомбардировки вместе с библиотекой на 6000 томов.
Выяснено, что дом, как стоял, так и стоит до сих пор, бомбардировке не подвергался.
А 6000 томов книг могут влезть в 4 дома, равных по размеру его дому. 
   Право верить в авторство Агапкина или Богорада дело индивидуальное. Но хочется надеяться, что правда восторжествует.
   А марш живёт. Он стал фактическим гимном железных дорог. Более 700 составов с перронов почти ста городов отправляются под марш "Прощание Славянки" и прежде всего из Симферополя. Под его звуки провожают все поезда с новобранцами. И это лучший памятник Якову Моисеевичу Богораду.

      14.04.2017