Мой русский стих, живое слово

Марианна Лебедева
                МОЙ  РУССКИЙ  СТИХ,  ЖИВОЕ СЛОВО…

       Величайшее  дарование  выражать  мысль новую,  неисчерпаемо  глубокую, полную поэтической силы,  покоряющую  поколение  за поколением  -  одно из великих  свойств личности  Лермонтова и созданий его - гениального  поэта,  прозаика,  драматурга.  Сочиняя  романтические  поэмы  и  драмы,  он рисовал в своём  воображении  свободных и гордых героев, 
людей пылкого сердца,  могучей воли, верных клятве,  гибнущих за волю,  за родину, за идею,  за верность  самим себе.
В окружающей жизни их не было. Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером.
Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного,  властного,  скромного, смелого,  благородного, язвительного,  мечтательного,  насмешливого,  наделённого  могучими  страстями  и  проницательным светлым умом.
                Отделкой золотой блистает мой кинжал;
                Клинок надёжный, без порока;
                Булат его хранит таинственный закал -
                Наследье бранного востока.
                …Игрушкой золотой он блещет на стене -
                Увы, бесславный и безвредный!
                …В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
                Своё утратил назначенье,
                На злато променяв ту власть, которой свет
                Внимал в немом благоговенье?
       Едва  замолкли  поэты,  вышедшие  по следам  Пушкина, -  Державин,   Дельвиг,  Лермонтов,  как  начали появляться поэты-стихотворцы,  резко отличавшиеся от прежних своим направлением и колоритом. Среди них А.Кольцов, который родился  для поэзии,  которую сам создал.  Он был сыном народа в полном значении этого слова.  Крестьянский быт, среди которого он воспитался и вырос, позволил ему полюбить русскую природу, всё хорошее и прекрасное, что, как зародыш,  живёт в натуре русского селянина. Кольцов глубоко  сочувствовал простому народу  в его  горестях.  Он носил в себе
все элементы русского духа, в особенности страшную силу в страдании и в  наслаждении,  и вместо того,  чтобы  падать
под  бременем  самого  отчаяния,  способность  находить  в нём  какое-то  буйное,  удалое,  размашистое  упоение:
                Вся жизнь моя – как сине море:
                С ветрами буйными в раздоре –
                Бушует, пенится, кипит,
                Волнами плещет и шумит.
                …То мигом ясная година
                Опять настанет – и душа
                Пьёт радость, радостью дыша!
                Ей снова всё тогда прекрасно,
                Тепло, спокойно, живо, ясно,
                Как вод волшебное стекло, -
                И горя будто не было…
          Конец  XIX  века  подарил нам  одного из самых  нежных  русских  лириков,  А.Фета,  который передаёт читателю своё сердце, причём делает это охотно, без оглядки, упоённо, самозабвенно.  Нескончаема  цепь  его  переживаний,  чувствований,  воплощённых  в  слове.  Природа - любовь - творчество… Вот  треугольник, очерчивающий всё пространство лирики Фета.
                Как ангел неба безмятежный,
                В сиянье тихого огня
                Ты помолись душою нежной
                И за себя и за меня.
                Ты от меня любви словами
                Сомненья духа отжени
                И сердце тихими крылами
                Твоей молитвы осени.
         Разгром  декабристов, гибель их идеалов,  неясность новых - драматическая  ситуация, которая послужила реальной почвой для лирики  Н.Огарёва с её противоречиями, сложностью и внутренней борьбой. В его лирике возник  образ  героя-мученика,  переживания  дворянского  интеллигента,  мечты  которого  не  свершились. Несмотря на то,  что поэт  тяжело переживал  крушение надежд на торжество свободы в России, его не покидал  выстраданный им революционный  оптимизм. 
В поздних стихах Огарёва- образ мечтателя-романтика, сохраняющего веру в благородные чувства, жадного до впечатлений.
                Чего хочу? Всего со всею полнотою!
                Я жажду знать, я подвигов хочу,
                Ещё хочу любить с безумною тоскою,
                Весь трепет жизни чувствовать хочу!
         В творчестве  великого  русского  поэта  Н.Некрасова,  в  его литературно-общественной  деятельности отразились  острые,  сложные конфликты большого исторического периода  от постдекабристской  поры  до  преддверья  новой  эпохи,  связанной  с  революционными  выстрелами.  Общественное  признание  Некрасова  выражало торжество демократических идей, которым служил поэт,  искренне  верящий  в  светлое  будущее  своей  многострадальной  родины:
                И вот они опять, знакомые места,
                Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
                Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
                Разврата грязного и мелкого тиранства;
                …И только тот один, кто всех собой давил,
                Свободно и дышал, и действовал, и жил…
         Выражение  "cеребряный век"  русского  искусства применительно к  концу XIX - началу XX столетия возникло  как  обозначение  крупнейшего  этапа  в  его  развитии  после  пушкинского  "золотого века". "Серебряный",  значит  "высокий,  звучный  и  чистый" - так  написал о серебряном  голосе  В.Даль  в  своём  Словаре живого великорусского языка… Образное определение  "серебряного века"  принадлежит  русскому  философу  Н.А.Бердяеву,  который назвал его ещё и "культурным или духовным ренессансом", "одной из самых утончённых в истории русской культуры",  эпохой "творческого подъёма поэзии и философии". Но при этом  добавлял:  "Вместе с тем,  русскими душами  овладели предчувствия  надвигающихся катастроф. Поэты  видели  не только  грядущие  зори,  но  и  что-то  страшное,  надвигающееся  на  Россию  и  мир".
                И всегда в духоте морозной,
                Предвоенной, блудной и грозной,
                Жил какой-то будущий гул,
                …А по набережной календарной
                Приближался не календарный -
                Настоящий  Двадцатый Век.  -  А.Ахматова
         По  словам  Н.Бердяева,  слабостью  русского  ренессанса  было  то,  что  он  происходил  в  "культурной  элите"  и  "одиночество  творцов  духовной  культуры  начала  века  всё  возрастало".  С другой  стороны,  внутри  "серебряного  века"  сильны  были  процессы  объединяющего  характера.  Прежде  всего  речь идёт  о синтезе  искусств.   Поэзия,  музыка,  театр,  живопись  -  всё  сосуществовало  и  порождало  уникальные  личности  многогранного  типа.  М.Чурлёнис  был  художником  и  композитором  одновременно,  Н.Рерих - художник и поэт,  Б.Пастернак - поэт, сочиняющий  музыку.  Таких  множество.
       В поэзии одно за  другим  рождались многочисленные  течения  и объединения, внося свои индивидуальные оттенки  в  общее  понятие  модернизма.  Но  главным  течением  "утончённой  эпохи"  стал  символизм как наивысшая  модернистская  ступень  в  развитии  русской  романтической  лирики.   Предшественники  эпохи  символизма в России творили ещё в 80-е годы XIX века - Случевский,  Апухтин. В 1894-95г.г. тремя выпусками сборников  "Русские  символисты"  поэты нового  течения  во главе с  В.Брюсовым  громогласно  заявили  о  себе.  Появившиеся  затем в печати  произведения  З.Гиппиус,  К.Бальмонта,  И.Анненского  утвердили существование этого течения, а  представители его стали называться декадентами.
                Опять безжалостные руки
                Меня во мраке оплели.
                Опять на счастье и на муки
                Меня мгновенья обрекли.   -   В.Брюсов
        Спустя  десятилетие, в 1900-е годы появились символисты  второй волны -  А.Блок,  А.Белый,  В.Иванов,  М.Волошин.   Спустя  ещё  десять лет новое  художественное  течение - акмеизм - провозгласило  свою  программу в статье  Н.Гумилёва 
в журнале  "Апполон".  За манифестом, в котором читается молодой задор, стояли новые поэтические индивидуальности:  А.Ахматова,  Мандельштам  и другие.  Воспоминания о "Серебряном веке"  рисуют интеллектуальную и романтическую атмосферу той поры - поры рождения звёздных талантов, религиозно-философских обществ, литературных масок и мистификаций, артистических кафе, и титанического труда на поприще  отечественного  искусства.
                В глухих коридорах и залах пустынных
                Сегодня собрались весёлые маски,
                Сегодня в увитых цветами гостиных
                Прошли ураганом безумные пляски.  -  Н.Гумилёв
         Октябрьский  переворот  1917 года  покончил  с  понятием  "серебряного века"  и вынудил каждого поэта, писателя, художника, музыканта искать  собственный путь либо во взаимоотношениях с новой властью в России, либо в разрыве с ней - на дальних берегах  зарубежья. Единая картина жизни лирики была разбита на её отдельные, чаще всего трагические судьбы.
                Наш дом на чужбине случайной,
                Где мирен изгнанника сон,
                Как ветром, как морем, как тайной,
                Россией всегда окружён.   -   В.Набоков
         Первое  десятилетие  Советской  власти прошло под  знаком  революции и гражданской войны.  Кипучая, боевая  действительность  двадцатых годов  звала разорвать круг  устаревших традиций, отличать  хорошее от плохого,  воспитать нового  человека -  человека труда, свободного от бюрократизма и мещанства.  В поэзии звучала тема любви, тема дружбы народов, интернационального братства трудящихся, нравственности, внутреннего богатства человека, целеустремлённого и собранного. В стихах слышалась гражданская позиция авторов, уверенность в светлом завтрашнем дне любимой родины.
                Нет, жизнь моя не стала ржавой,
                Не оскудело бытиё…
                Поэзия - моя держава,
                Я вечный поданный её.   -   М.Светлов
         Тридцатые годы  были  временем  бурных  строительных  пятилеток,  мощного индустриального развития страны, покорения природы, годами преобразования деревни,  - то есть периодом  развёрнутого  строительства  социализма.  Эти процессы  влияли на духовную жизнь общества,  на социальное  и нравственное устремление личности. Формировался новый тип коллектива, новый человек. Поэты были захвачены пафосом общенародных  дел  и  событий.  Наилучшие стихотворения тех лет пронизаны  неиссякаемым  оптимизмом  и жизнелюбием,  в  них  человек  ощущает  себя   хозяином  жизни,  своей судьбы,  своей  страны. Ярким наследием поэзии 20-30-х годов XX столетия являются стихи Тихонова,  Заболоцкого, Прокофьева, Исаковского, М.Алигер, О.Берггольц.
       Во все времена поэты отражали специфику развития страны, жизнь народа, его интересы, надежды, желания, будь то - героические  действия,  созидательное строительство,  промышленное развитие  или бытовые  условия жизни. Поэзия жила напряжённой  жизнью, искала, открывала, испытывала трудности.  В любой период были свои  противоречия  и недостатки. 
Но всегда поэзия  несла в себе неповторимую печать эпохи,  отражала её сущность. 
                Милый друг, иль ты не слышишь,
                Что житейский ум трескучий –
                Только отклик искажённый
                Торжествующих созвучий?   -  В.Соловьёв
       Разнообразны формы и размеры поэтического сложения - стихи и поэмы, элегии и оды, сонеты и романсы, баллады  и песни.  Но все  они  исходят  из  души человека,  который  помнит  историческое  прошлое  страны,  искренне переживает совместно  с народом окружающее его настоящее, предсказывает воображаемое будущее. Этот  человек  не  может  молчать, хочет  и  может  выразить  своё  отношение  ко  всему  этому,  выразить  в  поэтической  форме.
       Поэт воспевает  в своих  творениях  героев и  их победы,  созидание и строительство,  покорение природы и общественные перемены. Поэт в стихах борется с нищетой и разрухой, злом и насилием. Поэт подшучивает над невежеством и чванливостью, над ленью и глупостью. Поэт в стихах любит, страдает, восхищается, учит. Часто поэт бывает сам несчастен, иногда не только внешней судьбой, своим бытом, нищенским  существованием, но и внутренне, - неудовлетворённостью всей существующей действительностью,  непризнанием его  окружающими  или  из-за  несчастливой  любви.
                Я слагал эти мерные звуки,
                Чтобы голод души заглушить,
                Чтоб сердечные вечные муки
                В серебристых струях утопить.  -  Ф.Сологуб
       Настоящий читатель может увидеть в стихах подлинные богатства поэзии, многообразие  личностей с их  поисками  и падениями,  мечтами  и надеждами.  Благодаря поэзии люди учатся жить в гармонии с природой,  учатся созерцать и любить красоту в суровых скалах, в морском прибое, в осенней листве деревьев, в аромате цветов, в птичьем многоголосье.  Поэзия воспитывает  тончайшее восприятие  окружающего мира,  бережное  отношение  ко  всему  живому.
                Твой будет взлёт неизъяснимо ярок,
                А наша встреча – творчески-тиха;
                Склонюсь, шепну: Вот мой простой подарок,
                Вот капля солнца в венчике стиха.  -  В.Набоков
         Для  верной  оценки  всякого  поэта  нужно время,  и  не раз  случалось,  что даже  великие гении  в области искусства  были признаны только потомками. В любом случае признание целою массою общества тоже требует времени и не обходится без борьбы, то же самое можно отнести к любому замечательному таланту, выходящему  из-под  уровня  обыкновенности.
                Ржавеет золото, и истлевает сталь,
                Крушится мрамор. К смерти всё готово.
                Всего прочнее на земле - печаль
                И долговечней - царственное слово.
                А.Ахматова
                Улетит и погаснет ракета,
                Потускнеют огней вороха...
                Вечно светит лишь сердце поэта
                В целомудренной бездне стиха.
                Н.Заболоцкий
                Листьев сочувственный шорох,
                Угадывать сердцем привык,
                В тёмных читаю узорах
                Смиренного сердца язык...
                ...К высям просвета какого
                Уходит твой лиственный шум,
                - Тёмное дерево слова,
                Ослепшее дерево дум?
                О.Мандельштам


ПРИМЕЧАНИЕ: Данная статья не претендует на авторство. (Но полностью согласна с этим)
Изложенный материал собран из предисловий к нескольким изданным сборникам о поэзии.
Стихотворные вставки известных поэтов подобраны, в основном, мной по ходу содержания.
                С Уважением к читателям, любящим поэзию - М.Лебедева

Продолжение размышлений о назначении поэзии
и роли поэта в обществе в этих статьях -
ЛЮБИТЕ  ПОЭЗИЮ,  ДРУЗЬЯ! -
http://www.stihi.ru/2011/06/02/7966
"Я люблю этих бедных пиитов" -
http://www.stihi.ru/2011/12/06/6228
Рецензия на мой - "Я книгу раскрыла, её я читаю"
И ответ - "...Не пропадет наш скорбный труд..."
(Из стихов А.С.Пушкина и А.И.Одоевского)
Здесь...- http://www.stihi.ru/rec.html?2021/12/16/6782
"Во глубине сибирских руд..." - Александр Пушкин -
http://www.culture.ru/poems/5324/vo-glubine-sibirskikh-rud