Благословляю вас на жизню!

Музыковед Ирина Нестерова
18 января рязанский зритель увидел и оценил неповторимую версию действа по старинным семейным обрядам «Красный угол» Скопинского молодежного театра «Предел».

Помимо интересной идеи – построить спектакль вокруг народного женского костюма, неповторимость ему придало участие этно-группы «Зоренька» под руководством Светланы Трушиной. Такую версию обрядовой игры зритель увидел впервые, хотя ранее «Красный угол» уже получил звание Лауреата 5-го Международного театрального форума «Золотой витязь» в Москве.

Главный символический образ своего спектакля скопинцы донесли до зрителя самобытно и ярко. Красным углом в России назывался тот угол в доме, где стояли иконы. Украшен он был с особой любовью, к нему обращался первый взор, входящего в дом. Руководитель молодежного театра Владимир Дель сделал красный угол главной точкой опоры и отсчета жизненных смыслов, он предложил эту версию своим артистам, а артисты – зрителям.

Есть такое понятие «точка возврата». Пройти эту точку, значит потерять возможность вернуться туда, где был начат путь. В спектакле звучит стихотворение поэта Анатолия Николаенкова «Грустный пейзаж» и душу переворачивает своей правдивой безысходностью:

«Не скрипнет дверь, не загремит подойник, не замычит корова у реки – лежит деревня как в гробу покойник, средь тишины, унынья и тоски…» (2001г.)

А потом обрядовое действо вовлекает зрителя в круговерть иного жизненного потока, который когда-то в старину наши предки оберегали, передавая секреты своей мудрости из поколения в поколение. Этот поток называется исторической памятью, формируется он веками и живет до тех пор, пока люди, осознающие его, живы. Потеря связи с предыдущими поколениями ведет любой народ к гибели. Эта давно доказанная истина в наши дни становится особенно актуальной. Потерянные, не чувствующие «вкуса жизни» в повседневной бессмысленной суете, люди уходят, так и не проснувшись для смыслов высших. Бытовая круговерть жизнеобеспечения стоит на прагматичной функциональности, не компенсируется высокими целеполаганиями. А цель похожа на птицу, чем выше взлетает, тем свободней ее полет.

Молодежный театр «Предел» можно отнести к тем творческим коллективам, которые свою человеческую и гражданско-историческую причастность выражают на максимальном пределе своих эмоционально-вдохновляющих возможностей. А потому и зритель увлечен и вовлечен в действо с самых первых минут спектакля. В старину очень тонкая грань отделяла игру от жизни. Теперь, когда обрядовые смыслы воспринимаются большинством как экзотика, невероятным кажется эксперимент Владимира Деля и его уникальной творческой группы. Успешность спектакля доказывает, что «точка возврата» к исторической памяти есть и память эта жива. Вращают пределовцы колесо круговерти забытого обрядового быта на пределе своих творческих сил, тепло становится на душе от пронзительных протяжных песен, замирает сердце от обрядовых плачей, искренних в своей неподдельной несценической печали. И в шутку, и в серьез, то скоморошьим балагурством, то реальной документальностью воспроизводятся живые картины старинного крестьянского быта с его поэтикой и поэзией. Поистине есенинский размах широчайшего эмоционального диапазона прослеживается на протяжении всего действа. Есть в театральной практике понятие «костюмный спектакль», есть в обрядовом русском быту ряжение. Пределовцы выходят за рамки и того, и другого. Они живут в ТОМ времени, в ТЕХ предлагаемых действом обстоятельствах, создавая самобытный подголосочно- полифонический сценический рисунок своими актерскими работами. Музыка в действе не просто фон, полноправный участник всей драматургии, она «гонит кровь», являет «размах крыльев» спектакля, устремляя его в высокие художественные смыслы и значения.

Хорошо знакомые предметы русского обихода играют свои роли: деревянный кованый сундук в начале спектакля был самым главным. Именно оттуда достаются бесценные реальные одежды наших пра-прабабок. А потом самым главным становится веник и артисты нам напомнили, что веником по-прежнему, как в старину можно и грязь и всех чертей выметать из дому. А причет «живем мы не по старому, да не по прежнему» напоминает все же о «точке невозврата» к деревенскому многовековому укладу, самой природой человеческой заложенному.

С каким интересом и радостью участвуют в действе дети и подростки, буквально выбегая и выпрыгивая на сцену! Игра есть игра, она диктует свои условия, стирая грани между актерами и зрителями, размывая возрастные границы. И вот уже кушаки, платки, поневы одетые на зрителей устанавливают эффект обратной связи.

Свою точку жизненного отсчета скопинцы берут от красного угла. Он у них в душе. Своему зрителю они предлагают сделать свой выбор: жить не по старому, да не по прежнему. Вращают тяжелое колесо исторической памяти-круговерти женские хороводы-карагоды с пением и притопами. Красят крещенскую морозную ночь коклюшечные кружева, яркие ленты, красные всполохи узорчатых платков. Таков он, русский старинный обряд. И долго еще акающе-якающий скопинский говор звучит в памяти крылатой фразой из материнского благословения молодым:

«Благословляю вас на жизню! Позору не делайтя!»