Ключи от сердца

Музыковед Ирина Нестерова
В Рязанском музыкальном колледже имени Григория и Александра Пироговых состоялась презентация Центра инклюзивного образования.

«Добрый день», так назвали музыкально-общественное движение преподаватели и учащиеся музыкального колледжа, которые поддерживают идею совместного профессионального обучения людей здоровых и людей с ограниченными возможностями по здоровью. Благотворительный концерт «Весенняя капель» и благотворительная выставка-ярмарка фонда помощи детям «Детские домики» состоялись благодаря усилиям заинтересованных лиц и организаций, собрав в Большом концертном зале РМК преподавателей, учащихся, выпускников прошлых лет, родителей.

На языке казенных бумаг и юридических документов инклюзивное образование в нашей стране выглядит как один из государственно-значимых проектов, условия для реализации которого при желании можно создать в любом учебном заведении. Но это в теории. Многолетняя практика профессионального обучения людей с ограниченными возможностями по здоровью показывает, что этот вопрос насколько важен, настолько и сложен в реализации. Человеческий фактор вновь и вновь встает во весь свой громадный рост перед реализаторами инклюзивных образовательных программ, заслоняя собой отшлифованные строки документов. Потому что в законы и акты нельзя вписать каждый конкретный случай или эпизод из жизни ребенка-инвалида или человека, который попал в трудную жизненную ситуацию и нуждается в помощи, но при этом как о недостижимом мечтает: «быть как все».

Они говорят об этом каждый раз, как только возникает необходимость признания по факту и по существу их социальной и профессиональной состоятельности. Но парадокс состоит в том, что в процессе работы по обучению, трудоустройству или социальной адаптации нередко приходится признать, что жизнелюбие людей с ограниченными возможностями многократно превышает ту «нормальную» планку, которые устанавливают себе люди, серьезных проблем по здоровью не имеющие.

Выпускников Рязанского музыкального колледжа Елену Луневу и Антона Белоусова смело можно отнести к новому поколению первопроходцев в музыкальном инклюзивном образовании. Они как никто другой хорошо знают с чем приходится сталкиваться в процессе обучения, но как избежать «подводных рифов» на пути к новым берегам, где понимание и милосердие доминируют над косностью и непониманием большинства «непосвященных» в специфику работы с людьми с особенностями в развитии, не берутся сказать. А сказать есть что.

Елена Лунева в Рязанском музыкальном колледже училась по специальности дирижер-хоровик. Годы учебы в колледже для нее в памяти остались как трудные, но в плане профессионального развития бесценные. Сейчас, когда Елена состоялась как специалист - педагог-организатор, педагог по классу вокала в Детском центре при областной библиотеке для слепых, в ЦДТ «Феникс», в фонде помощи детям «Детские домики», она с уверенностью говорит: «Мне особенно запомнился момент, когда в мой адрес прозвучал вопрос: - Ты можешь? А в ответ можно ответить только одно: - Могу!» И весь ее небольшой жизненный, и такой бесценный профессиональный опыт говорит об одном: уникальность человека скрыта в его жизненной позиции. Елена Лунева счастливая жена и мать. Маленькая дочурка на коленях белокурой красавицы, которая светится счастьем и открыто улыбается всему миру, еще не понимает, что ее мама, преодолев серьезные преграды, уже вышла из серьезной схватки «за профессиональное и человеческое достоинство» победителем. И, главное, она готова самоотверженно повторить этот путь с любым, кто в ее поддержке будет нуждаться. Моральная инвалидность, неверие как в собственные силы, так и в силы окружающих – это главная беда нашего времени, считает Елена Лунева.

Они очень разные, люди с ограничениями по здоровью, но сила их духа несоизмеримо выше физиологических возможностей. Эти малоизученные наукой и практикой человеческие феномены ждут своего часа и достойны самого пристального внимания и изучения.

Антон (Антоний) в переводе с древнеримского – «вступающий в бой». Антон Белоусов – выпускник Рязанского музыкального колледжа по классу фортепиано, сегодня он студент Российской государственной специализированной академии искусств. После концерта нам удалось побеседовать несколько минут и Антон поделился своими мыслями по поводу изменений в его жизни в связи с переходом в новый статус – статус студента самого престижного и единственного в мире профессионального учебного заведения искусств, где инклюзивные технологии образования поставлены на достойный уровень. «Психологически я стал более устойчив, овладел новыми техническими приемами, расширил свой исполнительский кругозор через новый репертуар…», - говорит Антон, как всегда скромничает, опуская важнейшие детали, в которых и скрыта истина победителя. Вступить в бой и выйти из него победителем – это возможно в любой области человеческой деятельности, но особенно важно сегодня в гуманитарной сфере. Иначе она будет играть все ту же малозначительную роль падчерицы-сироты при прагматичной мачехе-экономике. Ведь победитель – это тот, кто поднялся над собственной бедой и обрел свою ПО-БЕДУ.

И снова вспоминаются слова Елены Луневой о том, что саможаление исключает возможность стать победителем. В слове «жалость» есть «жало». Таких ужаленных жалостью тоже не мало как среди учащихся с особыми образовательными потребностями, так и среди преподавательского состава. Забытые в современном обществе принципы сострадания и милосердия ведут к духовной и душевной слепоте и глухоте, а это и есть самый страшный вид инвалидности.

Теплая, дружественная атмосфера концерта «Весенняя капель» дала надежду на то, что Рязанский музыкальный колледж станет той средой, в которой хрупкие ростки инклюзивных образовательных технологий окрепнут и станут со временем реликтовой рощей будущих поколений. Благотворительный фонд «Детские домики» представил работы, сделанные вручную, с душой и любовью. Мягкие игрушки и бисерные рябинки очень трогательные и незатейливые хранят тепло детских ручек и сердец.

Инклюзивный, это слово означает «включающий». К открытому сердцу ключ не нужен. Он нужен тому, кто его держит закрытым. Поэтому инклюзия – это технология будущего, где люди живут с открытым сердцем, доброй волей и разумом. Все вместе мы любую беду преодолеем и выйдем победителями.

Ирина Нестерова, преподаватель

РМК им. Г. и А. Пироговых

волонтер музыкально-

общественного движения

«Добрый день»