Мыс Фиолент. Иван Ендогуров

Светлана Леснова
«Мыс Фиолент»  в Иркутской галерее,-
В Сибирь каким был чудом занесен,
Романтикой путей-дорог овеян,
Ветрам седым байкальским в унисон.

Приверженец сиреневого цвета,
Отдавший дань равнинному дождю,*
Сгустивший цвет до мыса Фиолента,
До сине-фиолета  дежавю,

Художник из Кронштадта – Ендогуров
Природу увлажнённости постиг,-
Молитвенную, не мятежной бури,-
В таинственный и сокровенный миг.

Мыс Фиолент,  из кельи монастырской
Предстал как схимник, распростертый ниц,
Самим рельефом местности гористой
Показывая:  путь к себе тернист,-

Всё позади: Эллада, тавры, турки,
И взрывами изрытая земля.
Плывёт над Крымом русским голос гулкий
Георгиевского монастыря.

Где мыс  Бурхон** – религия другая,
И гребень там – дракона капюшон.
Так внутреннее внешне проявляет
К чему в итоге жизненном пришёл.


«Георгиевский монастырь (Мыс Фиолент, Крым)» Иван Иванович Ендогуров.
/Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева/

*его картина «Дождь» /Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого/.

** Очертания мыса Бурхон на острове Ольхон Байкала
(там  даже на самой Шаман-скале природа «выгравировала» дракона)

Иван Иванович Ендогуров (1861г.-1898г.),  великий русский художник,
мастер лирического пейзажа, талантливый акварелист, график,
ученик известного пейзажиста Ефима Ефимовича Волкова.
Участник  академических выставок (1885, 1890),выставок Общества поощрения
художеств (1886, 1889), Товарищества передвижных художественных
выставок (1886—1898), Всемирных выставок в Париже (1889) и Чикаго (1893).

Постоянно жил в Петербурге. Обнаруженные ещё в молодые годы признаки чахотки и
развившаяся затем сама болезнь вынуждает художника с конца 1880-х большую часть
времени проводить в Крыму, Малороссии и на Кавказе(1895-1896).
В 1890—1893 живёт в Италии, совершает путешествия по Норвегии (1890,1895),
Франции (1893), Корсике (1892—1893) и  Баварии (1894).

В 1899 мать художника - М.Ф.Андреева, вдова контр-адмирала
И.А.Ендогурова, на свои средства учредила при Императорской Академии художеств
премию по разделу пейзажной живописи имени своих безвременно ушедших сыновей,-
братьев И. И. и С .И. Ендогуровых, — «За картину достойнейшему из пейзажистов».
Премия считалась одной из самых престижных того времени и существовала вплоть до 1917г.