Галина Ганина. Предчувствие музыки

Музыковед Ирина Нестерова
Рязань – культурная провинция центральной России. Здесь немало мест, формирующих ее неповторимый культурно-исторический контекст, внешний и внутренний. Рязанский кремль, старинные усадьбы выдающихся личностей, плавные изгибы красавицы Оки – это то, что рязанцы впитывают в себя с детства, а туристы, побывав хотя бы один раз в Рязани, возвращаются еще и еще раз. Рязань – душа России.

Сегодня культурная российская провинция живет, как и прежде, своим укладом, состоящим из судеб личностей, чья жизнь неразрывно связана с историей и культурой родного края. Тысячи невидимых нитей протянуты из прошлого в настоящее. Живая сила мысли прошлых эпох, такая актуальная сегодня, сохранена через слово, музыкальные звуки, живописные полотна. Налаживать связь настоящего с прошлым и будущим под силу только выдающимся личностям. Свои выдающиеся личности есть и в Рязани. Вклад в сохранение и развитие истории и культуры своего края этих людей велик, не смотря на все тяготы провинциальной экономической жизни. Они живут по совести и душе, старорусским укладом профессиональной деятельности и особого настроя на «высокий» жизненный тон.

30 лет выходит на сцену Рязанской областной филармонии музыковед Галина Ганина. Она обладает редким даром – быть в ансамбле с исполнителем, мысля, как музыкант. Ее искусство предваряющего концерт слова музыканты сравнивают с музыкальной партией. В созвучии любого состава исполнителей эта партия слышна и наполнена одухотворенной мыслью. Галина Ганина легко «берет высоту» музыки, звучащей со сцены. Многие рязанцы ходят «на Ганину», что еще раз подтверждает ее артистический дар и равнозначный с артистами статус.

Рязанская областная филармония – это центр культурной жизни Рязани. Самые значимые события города происходят именно там, или при участии филармонии в иных культурно и исторически значимых местах. Музыковеда филармонии трудно перепутать с «просто ведущим», даже самым сценичным и артистичным. Галина Ганина может одним своим присутствием «ладить атмосферу», наполнить зрительный зал перед концертом предчувствием музыки. Именно такими профессиональными качествами обладали Большие известные музыковеды: Игорь Белза, Жанна Дозорцева, Светлана Виноградова, Ольга Доброхотова. Говоря о «высоком», высоко нести себя и творить предчувствие музыки на глазах у публики, предвосхищая музыкальный звук как неповторимое чудо. Слово Галины Ганиной – ее соло.

Выступления на сцене музыковеда сравнимы с верхушкой айсберга, сверкающей и прекрасной. Невидимая часть его скрыта от посторонних глаз и представляет собой несравнимо большую, «темную» сторону гигантской работы просветителя и исследователя. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…» Слово Галины Ганиной отзывается вначале повисающей в тишине ожидания паузой, а затем музыкой, каждый раз разной. Зритель тоже каждый раз разный, а предчувствие музыки одно на всех, и у каждого свое.

Более 5000 тысяч мероприятий за тридцать лет проведено лично Галиной Ганиной не только на сцене Рязанской областной филармонии, но и в школах города и области, музеях, больницах, военных частях. Любой выступающий со словом со сцены знает, насколько трудно иной раз наладить контакт с аудиторией. Особенно, если зритель от 9 до 14, и имя Бах не вызывает никаких предчувствий, а только прямые действия. Никакой паники: дети как дети. Интерактивное взаимодействие со слушателем, которого «привели» на лекцию-концерт, оборачивается иногда игрой, а когда-то диалогом. Успешно налаженная взаимосвязь с детской аудиторией – это высший пилотаж профессии. Галина Ганина знает секреты детской аудитории, она их хранит как драгоценность и пользуется ими при каждом удобном случае.

Галя была ребенком непосредственным и очень эмоциональным. Приходя к своему первому и самому любимому педагогу фортепиано Людмиле Дмитриевне Антифеевой на свои первые уроки музыки, она входила в образ фарфоровых статуэток, стоящих на инструменте, пытаясь скопировать их позы и жесты. При этом приговаривала: «А так похоже? А вот так?» Людмилиа Дмитриевна, человек очень сдержанный, до сих пор смеется и хранит в своей памяти детскую Галину неуемную страсть «выразить себя» через объект восхищения. «Давайте говорить, друг другом восхищаться! Высокопарных слов не надо опасаться!», - пел Окуджава в 70-е годы. Артистическое поколение восхищенных и очарованных, выросших в торжественной тишине библиотек, концертных залов и театров – это поколение конца 60х – начала 70-х годов. Именно это время было пиком просветительской музыкальной традиции в средствах массовой информации. Музыкальные теле и радиопередачи, трансляции классической музыки сформировали «железный» внутренний стержень в юной Галине. А гораздо позже, когда она училась в аспирантуре Российской Академии образования, исследуя системы детского музыкального воспитания, отечественные и зарубежные, к «железному» стержню добавились не менее ценные качества – энциклопедическая эрудированность, разносторонний подход ко всему, что касается музыки и глубина постижения внутренней сущности человека, то что называют включенностью.

Включиться во внутреннюю ситуацию другого человека, значит научиться сопереживать. Благотворительная деятельность Галины Ганиной – это сотни концертов в интернатах, детских домах, домах инвалидов. На просьбы провести такой концерт откликается сразу, с радостью и желанием помочь, поддержать, утешить. «Сегодня вступают в противоречия понятия жизненного и финансового успеха с понятием о внутренней культуре человека», - эта позиция зрелой личности, которая на своем профессиональном и человеческом опыте не раз убеждалась, что «быстро, громко и весело» - не всегда имеет воспитательную цель. Маленькая личность без «тишины – няньки мысли» вырастет убого подражательной. Примеров масса, но «быстро, громко и весело» как метод, набирает обороты. «Воспитывается навык, а личность остается в стороне. Сегодня коммерческая однодневка востребована, как никогда, музыкальный фаст-фуд употребляется в больших количествах. Музыка как фон, на котором протекает жизнь, теряет свою феноменальную ценность. Инновация прикрывает разрушение традиции», - об этом говорят и пишут специалисты разных профилей, и Галина Ганина присоединяет свой голос к голосу «здравого смысла», но смысл оглушен и еле дышит.

В новых условиях не трудно потеряться, растеряться и опустить руки. Можно привести примеры «внутренней эммиграции» творческих людей, своего рода протеста на происходящее. Галина Ганина в Рязани лицо публичное: ее знает и любит слушатель филармонии, она желанный гость городских и областных рязанских музеев и библиотек. Творческих сил много, и их есть куда применить. Почетный президент рязанского клуба «Олимп» - общества любителей искусства, музыки и поэзии, Галина Ганина объединяет на своих мероприятиях творческие силы города.