Концерт Сарасате!..

Александр Николаевич Вертинский
        Многие песни имеют свою легенду, историю создания. Одним из ярких
   примеров является история песенки "Концерт Сарасате". Вертинский с
   удовольствием рассказывал, что в 1930 г. в Черновицах он слушал игру Владеско,
   одного из "пяти ресторанных знаменитостей - королей цыганского жанра".
   Его женой была знаменитая актриса Сильвия Тоска, которая из-за любви к нему
   бросила сцену, а Владеску обращался с ней, как тиран. Это произвело на
   Вертинского большое впечатление, а через три года в Берлине в "Блютнер-зале"
   Вертинский исполнил "Концерт Сарасате" перед самим Владеско, который ожидал
   хвалебной речи в стихах, адресованной ему.
        В песне Вертинский выразил свой гнев по поводу его отношения к знаменитой
   актрисе, подарившей ему свою любовь. Это была публичная казнь, после которой
   Владеску, по словам Вертинского, не знал, куда бежать, не мог подняться со
   своего места, а после концерта явился за кулисы с намерением поколотить
   обидчика, но под влиянием момента разрыдался и раскаялся. Этот эпизод прибавил
   песенке популярности, её просили на многих концертах, стремясь представить,
   как же всё это было тогда, в Берлине. . .


       ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   




Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьёт...
Но, когда он играет концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица,- летит и поёт.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать "зеро"...
Но, когда затоскуют его флажолеты,
Он - божественный принц, он - влюблённый Пьеро...

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
"Фам де люкс" он сумел превратить в "фам де шамбр".
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с лёгким запахом "амбр".

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, -
Он играет для Вас свой концерт Сарасате,
От которого кровью зальётся душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,-
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете всё за концерт Сарасате,
Исступленно, безумно и больно любя!..



   Черновцы
                1927 г.




           ~   ~   ~   ~   ~   ~   ~   






         Пабло де Сарасате  (10 III 1844, Памплона* - 20 IX 1908, Биарриц * *)

     "Сарасате - феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она
     никогда и ни у кого не звучала."     Л. Ауэр

         Испанский скрипач и композитор П. Сарасате был блестящим представителем
     вечно живого, виртуозного искусства. "Паганини конца века, король искусства
     каденцирования, солнечно светлый художник", - так называли Сарасате
     современники.

         Перед его замечательным инструментализмом преклонялись даже
     принципиальные противники виртуозности в искусстве - Й. Иоахим и Л. Ауэр.
     ( Йозеф Иоахим (28 июня 1831 — 15 августа 1907) - австрийско-венгерский
     скрипач, композитор и педагог. Под руководством таких учителей, как Й.Бем и
     Ф.Давид, Йоахим стал одним из величайших в мировой истории скрипачей.
         Леопольд Семёнович Ауэр (1845 - 1930) - Скрипач еврейского
     происхождения, дирижёр, композитор, педагог; профессор Санкт-Петербургской
     консерватории. Ученик Якоба Донта и Йозефа Иоахима. Является основателем
     русской скрипичной школы. . .)

         Сарасате родился в семье военного капельмейстера. Слава сопутствовала
     ему поистине с первых шагов артистической карьеры. Уже в возрасте 8 лет
     он дал свои первые концерты в Ла-Корунье, а затем в Мадриде. 

         Испанская королева Изабелла, восхищённая талантом маленького музыканта,
    наградила Сарасате скрипкой А. Страдивари и предоставила ему стипендию для
    обучения в Парижской консерватории. . .




         * Герой песни Александра Вертинского «…играет Концерт Сарасате».
    Однако это фактическая ошибка — скрипач не написал ни одного произведения
    в жанре концерта.


           Сарасате — автор 54 произведений, написанных исключительно для
   скрипки. Среди них наиболее известны «Цыганские напевы», Андалузская серенада,
   Интродукция и тарантелла, четыре тетради Испанских танцев, а также
   многочисленные фантазии на темы из опер. Многие его сочинения до сих пор
   с успехом исполняются ведущими мировыми скрипачами. . .


       * * * * * * * * *



           Памплона *(Pamplona) – столица области Наварра, один из самых древних
   испанских городов. Баски на своём языке называют её — Ирунья (Irunea). Город
   расположен посредине долины Куэнса-де-Памплона, вдоль реки Арга у подножья
   Западных Пиренеев. . .

           Биарриц * * - уютный аристократический морской город-курорт Франции.
   Благодаря королевской семье, Биарриц в 19 веке из деревни превратился в
   роскошный курорт. . .