Космос, там где звезды

Музыковед Ирина Нестерова
Бесконечная импровизация на тему «Мы и Они», в поддержку совместного проекта группы «Feelin s» и «Soulgrass Band» Билла Эванса

Светом своим звезды гипнотизируют человека, заставляя думать о том, что где-то там, в запредельной для человеческого ума бесконечности есть жизнь, отличная от нашей. Мы по старой и довольно дурной привычке, думаем, что космос далек от нас, земных людей. Далекие звезды, видимые ночью, пронзают своими иглами мозг – что и кто там? Об ином космосе, который носит каждый человек внутри себя, люди забывают, или просто не знают о его существовании, или догадываются, но по инерции продолжают думать, что космос там, где далекие звезды.

Среди людей, однако, довольно редко, но встречаются индивидуумы, способные смотреть и видеть внутрь, в глубины человеческой природы – ближний космос, столь же бесконечный и непредсказуемый. И главное – со звездами! Свечение этих звезд делает видимым то, что обычно скрыто во мраке лабиринтных бесконечностей человеческого сознания. Они светят внутрь нас, сквозь нас, то согревая, то обжигая и ослепляя. И этот световой гипноз способен изменить режим понимания всего вокруг, дать новые знания, привести к новым точкам отсчета.

Высадка звездного десанта Soulgrass Band во главе с легендарным американским саксофонистом Биллом Эвансом и не менее легендарным блюзовым певцом Мурали Кориэлом в Рязани – это невероятное стечение обстоятельств и везение, граничащее с чудом. Взаимовыгодное везение обнаружилось в процессе собственно самого музицирования. Но даже не только в славных титулах дело: премии Grammy, Blues Music Award дают своим владельцам мировое признание, но при этом не снимают проблему расширенного поиска себе подобных, где бы они не находились. Поэтому мировые турне – это практика мировых звезд первой величины с целью НАЙТИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ, а не только себя показать, как многие думают.

SuperStar-ские штучки приучили нас всех к зрелищности и ее (увы!) неразлучной спутнице - доступности. В своих гастролях по России Билл Эванс представил свои последние альбомы «Bill Evans Soulgrass» и «Live in Mosсow». Эта музыка далека от вездесущей, всепроникающей теле-радио попсы, так, Млечный путь в ночном небе отличается от декорированных страз на крутом бедре поп-дивы. Их реальность далека от реальности привычной и обжитой. Феерично-фантастичное воздействие их игры заставляет думать и верить в то, что «они жили на планете Марс, в доме с хрустальными колоннами, на берегу высохшего моря» и вышли из «Марсианских хроник» Рэя Брэдбери, скитаясь по Вселенной, пока по воле случая не оказались на планете Земля, где им посчастливилось встретить себе подобных.

Феерично, утопично, непривычно стать участником soulgrass-овой мистерии – результата многолетней музыкальной селекции и синтеза джаза, фанка, рока и ритм-н-блюза. Похоже на музыкальное эсперанто. Не владеющий фонетикой, грамматикой и синтаксисом незнакомого языка улавливает сначала его ритм и мелодику, потом уже силится вникнуть в смысл непонятных слов. Эмоциональность фьюженовой бури и натиска делает доступной пониманию каждого происходящее на концертах Билла Эванса. Музыканты резвятся как дети, превращая звук то в огонь, то в песок, то в воду, осыпая горячими искрами друг друга и окатывая холодными струями. Музыкальные потоки то воспламеняют наше воображение, то гасят его, оставляя только чуть слышный пульс то ли человеческого сердца, то ли неведомого нам, но живого (!) существа. В каких мирах ты подслушал этот пульс и дыхание, басист Дейв Андерсон? Мурали Кориэл, хрипловато-глуховатый тембр предков-первопроходцев из Большого каньона слышится в строфах твоих бесхитростных баллад.

«Великое дело – способность удивляться», - сказал философ. Энергетическая Вселенная Билла Эванса живет законами не подвластными обыденному человеческому уму. Хаос – гармония – хаос, и снова порядок – спасительная узнаваемость привычного и знакомого. В музыкально-стилевой эволюции джаза был свой Большой взрыв. В 50-60-70-е годы исторически накопленная предыдущими поколениями музыкантов энергия обособленных друг от друга стилей собралась в пучок, и далее, начала расширять сознание и восприятие музыкантов, работающих с этой накопленной и преумножающейся энергией, творящей новые музыкальные сплавы. Майлз Дэвис, Джон Маклафлин, Херби Хенкок, Чик Кориа, Билл Эванс – каждый из них открыл для себя музыкальную бесконечность, вырвавшись за пределы притяжения обжитых музыкальных систем. Новая музыкальная Вселенная показала свой непокорный нрав музыкальной критике, которая по своей старой дурной привычке поспешила «вывести» за пределы джазовых кругов бибоп и все, что последовательно продолжало эту традицию. Центростремительный разбег творил с музыкальным сознанием чудеса, а пионерская исполнительская одержимость поддерживала энергетический накал в невесомости нового поля. Где верх? Где низ? Где привычные опоры?

«Не жалею, не зову, не плачу…», а Земля висит в иллюминаторе хрустальной голубой каплей. Мы вышли за пределы земного времени и оказались во времени новом. Вселенная Стивена Хоккинга дружелюбно приглашает нас опробовать глубину черных дыр. Кто не с нами, теперь не против нас. Гениальность запредельна, потому что способна проникать в новые пространства и времена. И по прежнему таких индивидуумов в ближайшей видимости единицы.

«Что ищешь ты в стране далекой?» Билл Эванс? Россия еще не понятая никем умом, свое сердце и душу готова делить с миролюбцами, теми, кто постигает иные миры и эту любовь разделяет с себе подобными. Космическая Одиссея во внешние и внутренние Вселенные требует подготовленности. «Живая вода» русской культуры умудряла опытом не одно поколение напоенных ею детей. «Близко ли – далеко ли, долго ли – коротко ли…» - нет в русских сказках страшных окончаний. Я знаю, что Happy end для американцев тоже много значит. А это говорит о том, что в самом главном мы равны. Природный сверхинтеллект открывает безграничные возможности разуму человека – эта мысль не покидает меня уже несколько дней, с тех пор как посланцы двух очень разных миров совершили совместную музыкальную службу и договорились о совместных путешествиях в другие миры. НЕ ЖАЛЕЮЩИЕ, НЕ ЗОВУЩИЕ, НЕ ПЛАЧУЩИЕ и GRAMMY-лины исповедуют философию поиска в направлении антропогенеза на основе музыкальной «живой воды» и готовы лететь в будущее, где объединение мира реализуется без единого выстрела.