Баллада о странствующем трувере Филиппе Вилла

Музыковед Ирина Нестерова
Баллада о странствующем трувере Филиппе Вилла и его верной подруге гитаре

Ничего я в этой жизни не понимаю: как они находят друг друга, музыканты, в бешеном ритме жизни, за тысячи километров друг от друга. Случай сводит их вместе и случается событие --- концерт, соревнование. Они ревностны в своем стремлении услышать голос ИСТИНЫ, преодолев РУТИНУ повседневности. Это их отсчет --- тысячи звуковых пробегов «вдоль струн» с одной единственной целью – попасть туда, где их голоса созвучны. А разве было когда-то иначе?

Французский гитарист Филипп Вилла является обладателем не только огромного количества самых престижных исполнительских наград, начиная с «Концертного диплома» с высшим отличием Высшей школы музыки города Саарбрюккена (Германия). Он обладатель премии фонда «Иегуди Менухин», золотых медалей города Парижа и фестиваля города Бордо в родной Франции. Кроме того, месье Вилла является носителем уникальных возможностей и качеств, присущих организатору, силой своей творческой воли творящего Современную музыкальную реальность. Фестивальная и конкурсная география маэстро Вилла грандиозна – лучшие мировые площадки на разных континентах. О двух собственных фестивалях, основанных лично Филиппом Вилла ( в 1998 году – Международный фестиваль гитары на острове Иль-де-Ре, в 2006 году – Гитарный фестиваль St-Mishel en l,Herm), он говорит с глубокой нежностью, как о дорогих любимых детях.

Ряд уникальных проектов «Классика детям», озвучивание гитарной музыкой мультипликационных фильмов (единственное в своем роде), заставляют увидеть личность креативную, не поддающуюся традиционным подходам в охвате и оценке его творческих заслуг.

Филипп Вилла является заслуженным профессором Национальной консерватории города Ниора во Франции. Мастер-классы профессора Вилла в разных странах Европы, России и США оставляют ярчайшие впечатления о еще одной стороне этой уникальной личности – педагогическом таланте. Его уроки и мастер-классы – общение в духе «от сердца к сердцу». Его язык прост и понятен как студенту только вступившему на путь познания музыкальных таинств, так и педагогам, практикующим на концертной эстраде десятки лет. Филиппу Вилла важно не только его собственное видение и прочтение Великих Мастеров разных эпох и стилей, но рождение этого видения-слышания в учениках. «Мыслитель» Микеланджело, обретающий простоту и легкость в живом общении музыкально- профессионального братства.

Филипп Вилла – музыкант романтических традиций. Но истоки его творчества уходят в старо-французскую школу музицирования, когда в Европе возрождались живительные силы национального самосознания. Впечатление, которое он оставляет своим исполнительским мастерством, иначе как «потрясением на всю жизнь» не назовешь. Позволю себе лишь несколько ассоциативных жестов в стремлении поделиться ими с теми, кому исполнительское творчество месье Вилла уже знакомо и кому лишь предстоит с ним познакомиться.

Единственный концерт, которым удостоил Филипп Вилла рязанского слушателя, состоялся в Большом зале Рязанского колледжа имени Григория и Александра Пироговых 13 апреля 2013 года (совместный проект с камерным оркестром Perpetuum mobile под руководсвом дирижера Германа Павлова).

Гитары маэстро Вилла, его верные спутницы в странствиях, родом из семей самых знаменитых старинных мастеров. Филипп Вилла – романтик, только романтик, неся в своих объятиях подругу-гитару, обнимает ее как Тристан - Изольду и, одновременно, как Тангейзер – Венеру. И тихо-тихо переговариваясь, на языке понятном пока только им двоим, идет настрой на нужную «волну», сначала только друг для друга, как будто нет полного зала, вслушивающегося в эту очень личную дружескую беседу. Реальность призывает их вернуться «в мир» и нести себя в радостном взаимопонимании слушателю.

Гитаристу Филиппу Вилла интересен в первую очередь романтический репертуар, музыка европейских композиторов разных эпох. На концерте в Рязани месье Вилла исполнил произведения Фернандо Сора, Франсиско Таррега, Августина Барриоса Мангоре, Вила-Лобоса, Сергея Руднева. Самые тонкие по филигранной технической отделке и точнейшие по стилевому выражению интерпретации Мастера буквально окутывают даже искушенный музыкальный слух новыми волнующими впечатлениями – этот чарующий объем нескольких звуковых пластов музыкальной фактуры! Какие мысли и видения посещают Вас, маэстро, в момент игры? Может быть отблески солнца в парижской Сене, или шепот влюбленных в вересковых зарослях леса Моруа, или молитва Химены в монастыре Сан Педро де Карденья о победе Сида-воителя?.. Каждый от игры берет свое… Каждый в слушании получает свое…

И подготовленное внимание совершенно сдается «на милость победителю» на следующем этапе выступления месье Вилла, когда он озвучивает три мультипликационных фильма: «Времена года», «Дочь звезды», «Монах и рыба». Три живых саундтрека, три импровизационных шедевра. Почему этот проект пользуется неизменным успехом у детей и взрослых? Магия кадра помноженная на магию звука – получается эффект сверхчувственного погружения в волшебную, иррациональную стихию зрительных и слуховых движений, абсолютно понятных, завораживающе цепляющих глубинные струны каждого отдельного «я».

Эмоциональной кульминацией творческой встречи с месье Вилла стало его выступление с камерным оркестром «Perpetuum mobile» под руководством Германа Павлова. Кто из нас усомнится, что в красоте и качестве звучания старинной итальянской музыке нет равных во Времени? Тягучие «вдохи» - «выдохи», еле уловимые трепетные вибрато, неугомонный бег пассажных линий «на взлет», «истаивание» звука в бесконечность…

Я помолчу, Николай Гумилев уже сказал:

«Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться, обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад, и когда горит восток»

Концерт D-dur Антонио Вивальди и Концерт A-dur Мауро Джулиани прозвучали на одном дыхании, в едином стремлении (солиста-гитариста Вилла и дирижера Павлова) оторваться от реальности, чтобы вознестись к чистейшему первоисточнику Гармонии Струн.

Имя Филипп переводится как «любящий лошадей». Символично. Что может быть важнее размеренности и порядка в жизни концертирующего музыканта? Но есть две породы лошадей. Одни под восхищенные взгляды публики, на цирковой арене, грациозные и прекрасные, виртуозные и даже в чем-то куражные, но, увы, не вольные менять траекторию движения – арена! Вторая порода дикая, непредсказуемая, летящая за линию горизонта, безудержная в беге, не ведающая притяжения земли.

В чем Ваш феномен маэстро Вилла? Может быть в том, что это подсказка – как цирковые лошади отличаются от диких, так и великолепные музыканты отличаются от Великих. Ваша любовь к России тем более дорога нам, российской публике, что в Вашем лице мы видим посланника Великой Франции. Ваш музыкальный цитатник в концертах узнаваем и читается легко. Франция дарит чувство родины, а Россия дарит свою необъятность и размах. Есть где разгуляться искусному труверу, носителю великолепного Дара, под свист небесного ветра нести в Священный Грааль свое трепетное сердце, вечно в поисках любви к Прекрасной Даме, к Родине, к истине. А разве будет когда-то иначе?



Рязань
апрель
2013 г.