О Благоразумном разбойнике

Сергий Пономарь
                О смысле покаянного подвига Благоразумного разбойника

      Православная церковь почитает Благоразумного разбойника как пример истинного покаяния. Его история нашла своё отражение в гимнографии, особо в песнопениях Великой пятницы, а слова разбойника, обращённые к Иисусу Христу, стали припевом к тропарям на блаженны. Упоминание о Благоразумном разбойнике содержится в молитве перед причащением, в которой покаяние разбойника и исповедание им Иисуса Христа противопоставляются предательству Иуды: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя».
      В душе разбойника произошла великая перемена. Обратившийся разбойник совершил три подвига.
      Прежде всего, подвиг веры. Разбойник смог в прикованном, как и он, к кресту и обреченном на смерть человеке увидеть воплотившегося Бога. Какая изумительная сила веры!
      Он совершил и подвиг любви. Умирал в страданиях. Когда человек мучим нестерпимой болью, он весь сосредоточен на себе. Бывший разбойник, находясь в таком состоянии, оказался способным проявить сострадание к Иисусу. Когда другой разбойник злословил Его, он унимал его и говорил: «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23:41). Есть ли столько любви к Иисусу Христу у нас, получающих столько благодеяний от Бога?
      Третий его подвиг – подвиг надежды. Несмотря на свое мрачное прошлое, он не отчаялся в своем спасении и из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу,  попросил: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»(Лк. 23:42)

      Сколько святых в Церкви, которым особо молятся, служатся молебны, читаются каноны на Богослужениях, а святому, который первым вошел в Рай, - никто не молится, не служатся ему молебен, потому что даже тропаря и кондака ему нет, никто почему-то за 2000 лет не написал. Потому что он был разбойник и совершил много злых дел? Но спасает не начало, а конец. Покаяние благоразумного разбойника является примером для всех нас, грешных. Его последние при жизни покаянные слова читаются в молитве перед Причастием, в припеве акафиста Страстям Христовым, он вспоминается на службе Страстной недели Великого поста... Если он святой, и Сам Христос его первым ввел в Рай, если ему пишутся иконы, то почему ему не молятся?
      Я однажды стал ему молиться, просто поминать своими словами: "Святой Благоразумный разбойниче, моли Бога о мне, грешном", месяц поминал, может больше, и думаю, слышит он меня или нет? Если слышит, то должен же знак какой-то подать.
      А я, как пономарь, вхожу в алтарь почти всегда северными вратами. И вот в нашем новом построенном храме, где тогда иконы иконостаса привозили из Москвы постепенно по мере их изготовления, привезли очередную новую икону для северных врат и ее установили. Каково же было мое изумление, когда мне пришлось пойти в алтарь, - на северных "моих" вратах меня встречал большой образ Благоразумного Разбойника! Вот так встреча! Вот тебе и знак насчет молитв! Слава Богу, дивному во святых Его! Теперь мы стали встречаться с ним каждый раз на службе.
      ...Прошло несколько лет. В благодарность Богу и этому святому мне однажды очень захотелось написать тропарь и кондак Благоразумному разбойнику, но я же никогда этого не делал! Но тут Господь после молитвы к Нему, и к этому святому помог начать через одного человека, и дальше всё получилось так, как мне хотелось. Но, конечно, настоятель не мог благословить петь это в храме во время молебна, так как это не утверждено Синоидальной комиссией, хотя ничего против не имел по содержанию тропаря и кондака. Поэтому дома келейно каждый может молиться Благоразумному разбойнику и своими словами, и этими молитвами.

      «Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи.

       В 2004 году митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней в Селидовской колонии строгого режима в Донецкой области освятил первый православный храм во имя Благоразумного разбойника Раха.

               
                Молитвословия для келейного чтения 

                Тропарь, глас 2

     Егда распят был еси со Христом,/ и покаялся еси от злых дел своих, / о Благоразумный бывший разбойниче Раше,/ превзошел еси в праведности первосвященники и фарисеи, / исповедав перед злобствующими иудеями страждущего Христа Богом, / и показал еси нам образ смирения и покаяния, / воззвал еси ко Иисусу с сокрушенным сердцем: / «Помяни мя, Господи, егда приидиши во Царствии Твоем», / и получил еси от Него Божественное обетование и определение: / «Аминь глаголю тебе, /  днесь со мною будеши в Раи», // Его же моли,  помиловатися душам нашим.

                Кондак, глас 6
 
    О Благоразумный разбойниче Раше,/ егда распят был еси со Христом на Голгофе,/ и видев Того смирение и любовь к людям в Его предсмертной молитве,/ возгорелся еси огнем добродели покаяния в сердце своем,/ и попалил еси им все зло в себе, / и узрев верою рядом Спасителя своего, / прилепился еси к Нему всей душою, /  и по смерти бысть первым возведен в Рай,/ и нас научи ко Христу в покаянии прибегати,/ и во умилении и сокрушении сердца взывати://  «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем».

                Величание

         Ублажаем тя,/ святый Благоразумный разбойниче Раше,/ и чтим святое покаяние твое, / ты бо молиши за нас/ Христа Бога нашего.


                Молитва к святому Благоразумному разбойнику Раху

      О святый Благоразумный разбойниче Раше!
      Ты перед кончиной своей, распинаемый рядом со Христом на Голгофе, узрел глазами веры Самого Бога, страждущего по Любви Своей вместе с тобой, и Эта Любовь Божия благодатью Своей попалила всё зло в сердце твоем, сокрушило всю гордыню в нем, очистила его огнем покаяния, и очистившаяся душа твоя возжелало единственное ей на потребу – быть навсегда со Христом. Из глубины  сердца своего с великой силой веры и надежды  ты воззвал к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Вера, надежда и любовь твоя ко Господу в этот момент не посрамили тебя, поношаемому всеми вокруг, и Христос, видящий душу твою покаянную, вынес тебе оправдательный приговор: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши  в раи».
      О, великий угодниче Божий, Благоразумный разбойниче Раше, переживший в покаянии своем на кресте духовное преображение, умоли Господа нашего Иисуса Христа да простит рабам Божиих (имена) все согрешения их, и да вселится в них благодать Божия, опаляющая, очищающая, освящающая всякого человека, и да дарует им прежде конца покаяние; неверующих же, заблудших и отпавших от Церкви – да просветит их очи сердечные узреть Свет Божественной Христовой Веры и к Святой  Соборной и Апостольской Церкви  обратит и сопричтет, и спасет их имиже веси судьбами, да со всеми святыми прославляют милующего и спасающего единого Бога, - Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа во веки веков. Аминь.
   

                Первый   святой               
               
                «И сказал ему Иисус: истинно говорю
                тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
                (Евангелие от Марка, гл. 23, ст.43)

   Гора  Голгофа... Бурлящая толпа иудеев, обступившая три креста, на одном из которых  распят Христос. Перекрикивая друг друга, собравшиеся  хулят Распятого: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста!» (Мф.,27:40), начиная с первосвященников и кончая  распятых тут же двух преступников,  злодеев, – разбойников. «И распятые с Ним поносили Его».(Мк.,15:32). Никто не мог поверить и признать  в этом умученном, униженном и беспомощно висящем на кресте приговоренном к смерти человеке  - Самого Бога.
   Но тут произошло, с человеческой точки зрения, совершенно невероятное. Избитый, истерзанный мучителями, умирающий Иисус из последних сил произнес слова Своего обращения к Отцу Небесному: «Отче, отпусти им: не ведят  бо  что  творят».(Лк.,23:34)
    Нет, это просто невозможно, такого еще никогда не было, – чтобы человек, насмерть забиваемый своими врагами, перед смертью желал им прощения! Это вопреки всякому человеческому разуму, это вопреки даже Божественному закону, данного иудеям пророком Моисеем: «Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то  же, что  он  сделал: перелом за перелом, око  за  око,  зуб за зуб; как он сделал  повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». (Левит, 24:19–20)
    Так просить просто обычный человек не мог, и это невозможно было простому человеку, это выше всех  человеческих  сил! Такую силу вопреки всем земным законам, силу такой Божественной Любви мог явить только Бог! И заменить Ветхий Закон с его многочисленными правилами  Новым Законом Любви мог только Бог и только Он Сам, Собой  исполняя  высший  Закон  Любви,  Себя полагая  на смерть за Искупление  от смерти  род человеческий!
   И вот Божественная Любовь  своим Личным примером поразила ум и сердце точно также страдающего разбойника, распятого справа от Христа. И  в свете  этой  Любви  преступник  увидел  все свое сердце и всю свою жизнь, полными всякой нечистоты, недостойными этой Божией Любви, но к  Которой он вдруг устремился всей своей душею, как к самому важному, как к неожиданно обретенной истинной цели  и  смыслу своей уже  кончающейся  жизни. И возгорелось сердце бывшего разбойника верою и ревностью о Боге. Он, сам будучи претерпевая  мучительную казнь,  просто ринулся всей своей душой на защиту Сына Божия, прерывая поношения другого  разбойника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал!».  И обращаясь ко Христу с последней  надеждой, он из глубины своего сердца, горящего покаянием и любовью к Богу,  попросил: «Помяни меня, Господи, когда приидеши  во  Царствие Твое!» И Божия Любовь, милующая даже Своих врагов, устами умирающего на Кресте Иисуса вынесла спасительный приговор  обратившемуся грешнику: «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши  в раи». (Лк.,23:40–43)

                О, бывший тать, о, нынешний святой!
                Все зло свое перечеркнул немногим:
                Перед безумной воющей толпой
                Ты исповедал Страждущего Богом.

                О, ты, который с Господом терпел,
                О, покаяньем вырванный из ада,
                Одна лишь правда ожила в тебе,   
                Что полон был ты всяческой неправды.

                И в этот миг, последний крестный миг,
                Ты оправдал поруганного Бога,
                И капля правды, перевесив мир,
                Ввела под своды райского чертога.

    Первый святой – этот благоразумный разбойник, вошедший в рай, дает нам собой живой пример покаяния, правды, веры, надежды и любви к  Богу. О как нам, однако ж, до него далеко!
    Он, оказавшись рядом с Богом, почувствовал и принял Его всем своим сердцем, исторгнув из души свое бывшее зло. Мы же, принимая Самого Христа в себя в Таинстве Евхаристии, остаемся в присутствии Самого Бога жестокосердными и себялюбивыми, как тот разбойник слева от Христа, который просил снять его с креста. Такому Бог не нужен был, он готов был прибегнуть к любой силе и возможности, чтобы уйти от страданий, от ответственности за свои злодеяния.
    Покаяние же благоразумного разбойника обратило его самого в величайшее смирение, так что даже и крестные муки он принял без ропота.
    А сколько же у нас недовольства, возмущения и нежелания потерпеть и смириться хотя бы с мизерной житейской неурядицей! Где уж тут прощать врагов, благотворить им, пример Христа остается в книжке, как правильная и красивая история, а в жизни мы не хотим следовать за Ним и видеть глазами веры, что это Он нас призывает через эти скорби и дает возможность потерпеть, чтоб взрастить в нас добродетели для Царства Небесного. Ведь ни одна добродетель без терпения не рождается. Не хотим терпеть, – человек, который указывает нам на наши недостатки, становится нашим  первым врагом.
    А у разбойника – вся правда ожила вдруг в нем, что полон был он всяческой неправды. Крест Христов – Крест терпения нами правды Божией, Крест смирения и воспитания любви, – этот Крест  разделяет всех  живущих людей на тех, «кто слева», и на тех, «кто справа».
    И пока у нас в душе не утвердится правда благоразумного разбойника о нашей неправде по отношению к Богу и о нашей неправде, неправоте в отношениях с ближними, мы не сможем оказаться справа от Христа...

                Гора Голгофа, Пасхи Колыбель...
                Шепчу одно неверными устами:               
                «Душе моя, помысли о себе,
                Душе моя, душе, куда мы станем?»

                О, Мати Света, не остави нас.
                Взыщи мене, Единая Отрадо.
                Да оживет во мне хоть в смертный час
                Разбойничья спасительная правда.            
               
               
               
                Стихи иеромонаха Романа (Матюшина)