Молись, кунак!..

Александр Николаевич Вертинский
Молись, кунак, в стране чужой,
Молись, молись за край родной,
Молись за тех, кто сердцу мил,
Чтобы Господь их сохранил.

Пускай теперь мы лишены
Родной семьи, родной страны,
Но верим мы – настанет час,
И солнца луч блеснёт для нас.

Молись, кунак, чтобы Господь
Послал нам сил всё побороть,
Чтобы могли мы встретить вновь
В краю родном мир и любовь.



                1920-е гг.



       ~  ~  ~  ~  ~  ~  ~  ~  ~ 





       Некоторые источники называют Вертинского автором песни, но при издании её
       на пластинке Вертинский не указал своего авторства.






       * * * * * * *



           Иоганн (Иван) Бларамберг, русский генерал-лейтенант, служивший на Кавказе, автор «Исторического, топографического, статистического, этнографического и военного описания Кавказа», в 1832 году писал: "Лучший способ для путешественника (горца, а не европейца), вознамерившегося пересечь внутренние районы Кавказа и не быть при этом ограбленным,— это выбрать себе доброго кунака, которого всегда можно найти за умеренную плату и который проведет путешественника повсюду, отвечая за его жизнь и имущество.

Несмотря на то, что существует большая разница между кунаком, преданным за деньги (по-черкесски он называется «гаче»), и прочными глубоко дружественными связями, которые объединяют под тем же названием горцев, обычай тем не менее требует, чтобы кунак, благоприобретенный ценою денег, защищал того, кто ему доверился, ценой собственной жизни, если он не хочет потерять свою репутацию, что служит для путешественников надежной защитой от любого нападения со стороны горцев, которые обычно стараются получить добычу, не рискуя при этом расстаться с собственной жизнью....

Тот, кто хочет путешествовать во внутренних районах страны адыгов, должен прежде познакомиться с кем-нибудь из этого народа, кто, взяв путешественника под свою защиту, проведет его через территорию племени, к которому сам принадлежит, обеспечивая ему приют и пропитание во все время путешествия совместно с ним: в этом случае покровитель и покровительствуемый получают звание гаче. Если путешественник хочет двигаться дальше, его гаче перепоручает его одному из своих друзей другого племени, по территории которого намерен проехать путешественник; тот становится новым гаче путешественника и т. д.

Таким образом, любой путешественник-горец, охраняемый своим гаче, может пересечь без опасности всю страну, населяемую черкесами, и даже весь Кавказ, не делая никаких затрат, за исключением подарков, которые он в знак признательности должен делать каждому из своих гаче".

Тема кунаков — одна из устойчивых в горском фольклоре. В кавказских сказках кунаки помогают друг другу в бою, ищут невест среди самых достойных девушек, а один из двух часто спасает жизнь другому ценой своей собственной. В этом плане интересна вайнахская сказка «Черкес Иса и чеченец Иса» - чеченец и черкес, носящие одно и тоже имя, все время идут на подвиги и жертвы ради друг друга.

Кунаки — горцы поражали своей преданностью русских офицеров, служивших на Северном Кавказе. Тот же Бларамберг писал: "Русские, живущие в пограничных с Кавказским хребтом районах, и особенно казаки на Линии, имеют кунаков среди черкесов, чеченцев и других народностей, с которыми они поддерживают дружеские отношения в мирное время".

У Л. Н. Толстого был кунак-чеченец Садо, о котором великий писатель говорил:  «Часто он мне доказывал свою преданность, подвергая себя разным опасностям ради меня; у них это считается за ничто - это стало привычкой и удовольствием…»

 «Летом 1853 года, направляясь из станицы Воздвиженской в крепость Грозную, - пишут Казиев и Карпеев, - Толстой с Садо оторвались от основного отряда и наткнулись на отряд горцев. До крепости было уже недалеко, и кунаки помчались вперед. Лошадь Толстого явно отставала и плен был неминуем, если бы Садо не отдал графу своего коня и не убедил горцев прекратить преследование.

«Едва не попался в плен, - записал Лев Николаевич в своем дневнике 23 июня 1853 года.  Спасший для мира великого писателя чеченец Садо этим не ограничился. Позже он сумел отыграть у офицера, которому был должен Толстой, весь его проигрыш. Об этом написал Льву брат Николай: «Приходил Садо, принес деньги. Будет ли доволен брат мой? - спрашивает». . .




       * * * * * * *



    Бларамберг, Иван Фёдорович (немецкое имя Иоганн) — русский генерал, топограф.

    Родился 8 апреля 1800 г. во Франкфурте-на-Майне. В октябре 1820 г. поступил
    в Гессенский университет, где слушал лекции по математике, статистике и по
    различным юридическим дисциплинам: правоведению, естественному, полицейскому
    праву и др.
      Весной 1823 г. приехал в Петербург, а затем отправился в Москву, где
    поселился у своих родственников. Здесь он провел год, изучая русский язык,
    историю и географию, а также совершенствуясь во французской литературе,
    математике и рисовании: все это ему в дальнейшем очень пригодится.
      В 1824 г. Иоганн стал Иваном Федоровичем — он перешел в российское
  подданство. В феврале 1825 г. перебрался в столицу и в марте был принят в
  число воспитанников Института Корпуса инженеров путей сообщения. 6 июня 1826 г.
  окончил одним из лучших первый класс и получил чин прапорщика Корпуса путей
  сообщения.
      Зимой 1826/27 г. Бларамберг стал подпоручиком. Летом 1827 г. проходит
  практику, участвуя в строительстве и выравнивании участков Московского шоссе
  между Тверью и Москвой. Через год Бларамберг окончил институт и получил чин
  поручика.
      Во второй половине 1829 года он оказался на Балканах, где вместе с лейб-
  библиотекарем Седжером и художником Дезарно зарисовывал поля сражений русско-
  турецкой войны 1828—1829 гг., сцены боев и памятники архитектуры, а также
  собирал монеты, старое оружие и другие предметы старины. Составленный ими
  альбом из 50 рисунков, картин и надписей был впоследствии литографирован
  в Париже. . .




       * * * * * * *